Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Николаева Е.И., Меренкова В.С.. Моделирование прогноза здоровья ребенка первых лет жизни на основе психофизиологических характеристик его матери в условиях малого городА
В работе проводится теоретический анализ возможности прогноза здоровья ребенка на основании психофизиологических характеристик матери. Делается вывод о значимости для прогноза здоровья записи вариабельности кардиоритма матери в эмоциональной ситуации, оценки ее эмоционального интеллекта и уровня привязанности к ребенку
Nikolaeva E.I., Merenkova V.S. The health prognosis modeling for child of the first years old using psychophysiological parameters of his (her) mother in small town conditions.
In the article the theoretical analysis of the childs health prognosis is carried out using the psychophysiological mothers parameters. The conclusion is drawn about the meaning for the childs health prognosis the mothers cardiac rhythm variability estimation and the emotional intelligence and attachment description.
Сушкова И.В.. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ И ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются некоторые аспекты концепции формирования начал нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста, а именно: социализирующие и индивидуализирующие компоненты этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Раскрываются индивидуальные проявления начал нравственного сознания детей 6 - 7-го года жизни, индивидуальные нравственные склонности дошкольников этого возраста, дается общая характеристика технологии смены «нравственного позиционирования».
Some aspects of the conception of the beginnings of children's moral consciousness of the senior preschool age, namely, socializing and individualizing components' of this process in preschool educational institutions re considered in this article. It also says about individual display of the beginning of moral consciousness of children of the age of 6-7 years old, about individual moral propensities of preschool children of this age and gives the general characteristic of the technology of change of «moral positioning».
Андреенко Т.Н.. ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
В данной статье на основе теоретического анализа основных положений компетентностного подхода дефинировано понятие «профессиональная лексическая компетенция учителя иностранного языка», представлены состав и критериальные характеристики сформированности профессиональной лексической компетенции учителя иностранного языка.
In this article on the basis of the theoretical analysis of the main ideas of competence-based approach the notion "professional lexical competence" is defined. The structure and criteria characteristics of the formation of the professional lexical competence of a foreign language teacher are given.
Латынина О.И.. Управление инновационным образовательным учреждением на основе стратегического планирования
В статье представлен механизм создания модели управления инновационным образовательным учреждением на основе стратегического планирования. Основные компоненты модели: комплексная программа стимулирования социальной активности, изменения в структуре управления, мотивационная карта
The article represents the mechanism of creation of management model of innovative educational institution based on strategical planning. The main model components are complex programme of social activity's stimulation, changes in management structure, motivation card.
Пушкарева Э.А.. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
С ростом экономической самостоятельности отдельных краев и областей региональная проблематика приобретает все большую актуальность. В условиях особой экономической зоны туристско-рекреационного типа необходимо решить проблему подготовки кадров не только для работы с иностранными туристами в сфере туристско-экскурсионного обслуживания и гостинично-ресторанного бизнеса, но и в сфере экономики. В статье рассматривается включение регионального материала в содержание иноязычной подготовки студентов экономического факультета.
As far as some Russia's regions are becoming more independent so-called special economic zones of tourist-recreational type stipulate the problem of training personnel to work with foreign guests not only in tourist-guide service and hotel-restaurant business but in the realm of economy. The article examines the introduction of regional material into the process of foreign language education on the economical faculty.
Подаева Н.Г., Жук Л.В.. социализация личности и культурогенез как основа проектирования социокультурного содержания обучения математике
статье актуализируется проблема проектирования социокультурного содержания обучения математике в вузе, в ракурсе которой математическое образование определяется как форма человеческой культуры, направленная: 1) на трансляцию и усвоение математических знаний, умений как форм освоения культурных ценностей; 2) на социокультурное развитие студентов - развитие культурных базовых способностей, обеспечивающее возможность эффективной деятельности в социальной среде; 3) на формирование культуры выпускника, навыка и потребности социальных взаимодействий, нарастающая сумма которых - социальное укрепление и усложнение культуры общества, уменьшающаяся сумма - социальная энтропия, путь к хаосу и распаду общества.
In article the designing problem of society cultural maintenance of training to the mathematician in high school in which foreshortening mathematical training is defined as the form of human culture directed is staticized: 1) to translation and mastering of mathematical knowledge, abilities as forms of development of cultural values; 2) to society cultural development of students - the development of cultural base abilities providing possibility of effective activity in the social environment; 3) on formation of culture of the graduate, skill and requirement of the social interactions, the accruing which sum is the social strengthening and complication of culture of the society, the decreasing sum is the social entropy, a way to chaos and society disintegration.
Дворяткина С.Н.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО МАТЕМАТИКЕ В ЕВРОПЕ И РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В статье проводится анализ образовательных программ по математике для гуманитарных и технических направлений подготовки ведущих вузов России и Европы с точки зрения модернизации математического образования в условиях глобализации. Выявлены отличительные особенности математической подготовки с учетом традиционных ценностей национальных культур.
The article analyzes the educational programs in mathematics for humanitarian and technical areas of training leading universities of Russia and Europe in terms of upgrading mathematics education in the context of globalization. Revealed distinctive features of mathematics in the light of traditional values of national cultures.
Кулганов В.А., Парфенов Ю.А.. психологический статус подростков, переживших насилие в семье
Проведен анализ психологического статуса подростков, пострадавших в результате жестокого обращения в семье, в остром периоде после психической травмы. Показано, что острая реакция на жестокое обращение в семье характеризуется наличием выраженных психологических нарушений в эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и когнитивной сферах, что отражается на феноменологии их невротической патологии и обусловливает формирование устойчивой симптоматики невротического расстройства, нарушений сна, тревоги, фобий, дезадаптивных копинг-стратегий, просоциальных копинг защит, социальной дезадаптации.
The analysis of the psychological status of young people affected by domestic abuse, in the acute period after psychic trauma. It is shown that the acute response to domestic abuse is characterized by a pronounced psychological disorders in the emotional-volitional, value-motivational and cognitive spheres, which is reflected in the phenomenology of neurotic pathology and causes the formation of stable symptoms of neurotic disorders, sleep disorders, anxiety, phobias, maladaptive coping strategies, prosocial coping protection, and social maladjustment.
Борисов Р.В.. Сравнительный анализ особенностей этнической идентичности старшеклассников и студентов старших курсов (на примере Республики Дагестан)
Статья посвящена исследованию особенностей этнической идентичности школьников старших классов и студентов старших курсов Республики Дагестан. В исследовании доказывается гипотеза о том, что процесс вузовского образования не влияет на структуру и содержание этнической идентичности личности.
The article is devoted to the investigation of peculiarities of ethnic identity of pupils and students of the Republic of Dagestan. In the research the main hypothesis that says that higher education does not influence structure of ethnic identity of a personality has been proved.
Чибухашвили В.А.. ЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРОЙ
В статье рассматривается сущность языковой рефлексии как контрольно-оценочного компонента речевой деятельности. В силу того, что в школе уделяется недостаточно внимания формированию рефлексивно-речевых умений, автор предлагает сопрягать эту работу с обучением культуре речи младших школьников. В результате экспериментальной работы автором установлена корреляция между уровнем владения учащимися культурой речи и уровнем развития речевой критики.
In the article essence of language reflection is examined as control-evaluation component of speech activity. Bi virtue of that at school attention not enough to forming of reflection-speech abilities, an author suggests to conduct it work in jointly with educating to the culture of speech junior schoolchildren. As a result of experimental work is set correlation between the level of possession by students the culture of speech and level development of speech criticism.
Добрин А.В.. Особенности эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с различными типами профиля функциональной сенсомоторной асимметрии
Задачей исследования являлось сопоставление некоторых параметров эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с различными типами профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА). В исследовании принимали участие 30 детей 7-8 лет. Показано, что тип профиля ФСМА влияет на такие параметры эмоционального интеллекта, как эмоциональная ориентация ребёнка на мир людей или мир вещей, эмоциональная ориентация на себя или на других. Установлено, что эмоциональная ориентация на мир людей выше у детей с правым типом профиля ФСМА, чем у детей с левым типом профиля ФСМА.
The aim of the study was to compare some parameters of the emotional intelligence of children 7-8 years with different types of functional sensorimotor asymmetry in the profile. The study involved 30 children 7-8 years. It is shown that the type of profile FSMA affect these parameters of emotional intelligence, emotional orientation as a child - in the human world or the world of things, and this parameter as a child's emotional orientation to themselves or others. Found that emotional orientation to the world of men is higher in children with the right profile and the type of FSMA than children with left profile of the type of FSMA.
Бирюкова Т.Г.. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются лингвометодические основы развития речевой способности школьников. В методическом аспекте описаны её компонентный состав, уровневая организация, содержание высшего, мотивационно-прагматического, уровня. Стратегию развития речевой способности определяет интерпретационная деятельность учащихся, реализуемая в рамках функционального и культуроведческого подходов.
In this article the author is considering the lingua-methodical basis of developing the speech abilities of schoolchildren. Its componential constituents, stages of arrangement and the contents of higher motivational and pragmatic level are described in the methodical aspect of this activity. The strategy of development of such abilities is defined by the interpretation activities of pupils and is realized through the functional and culturological approach.
Егоров П.Р.. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий
В статье рассматривается понятие «образование», представляющее собой сложнейший социально-исторический феномен, исследованием которого занимается ряд наук. Вводится определение нового понятия «адаптивные компьютерные технологии». Также кратко описывается опытно-экспериментальная многолетняя работа, проведенная в учебно-производственном вычислительном центре «Толбон», с целью проверки эффективности теоретической модели педагогического сопровождения профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий.
This article discusses the concept of "education" as it is understood as a very complex socio-historical phenomenon, involving a number of sciences. It introduces the definition of a new concept of "adaptive computer technology". It also briefly describes the experiences in long-term experimental work carried out in the training and production data centre "Tolbon" in order to verify the effectiveness of the theoretical model of pedagogical support for people with special educational needs through the use of adaptive computer technology. As a result, the text proposes a developed theoretical model.
Смирнов А.В.. Структура языковой картины мира как лингвопедагогический объект изучения
Данная статья посвящена моделированию структуры языковой картины мира как лингвопедагогическому объекту изучения в процессе непрерывного лингвистического образования, направленного на развитие языковой личности при обучении иностранному языку.
The article is devoted to the world language outlook structure modeling as a lingo-pedagogical object of studying in the process of uninterrupted linguistic education focused on linguistic personality development
Гулевская О.Н.. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО
В статье рассматривается деятельностный принцип построения образовательной среды начальной школы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты; приводится опыт по разработке Программы развития ОУ в направлении создания компетентностно-деятельностной образовательной модели школы. Анализируя образовательную среду начальной школы конкретного образовательного учреждения, автор обращает внимание на необходимость использования деятельностного принципа в организации урочной и внеурочной сфер учащихся для достижения заявленных результатов обучения.
This article discusses the activity principle of creating an educational environment for primary school in the conditions of transition to federal state educational standards; the author presents the experiment of designing the programs of developing educational institutions in the direction of creating competence-activity educational model of school. The author analyses an educational environment of primary school of specific educational institution and takes notice of necessity of using activity principle in organization outside and classroom activities.
Прищепа С.С.. СТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в статье рассматривается система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни. Подробно описана технология реализации данного процесса.
The article deals with the system of interaction of educational institutions and families in the admission of infants and preschool children to a healthy lifestyle. Technology is described in detail the implementation of this process.
Ануфриева О.В.. Реализация накопленного опыта организации системы социальной защиты детства в современных условиях
Данная статья отражает основные социально-исторические тенденции формирования системы социальной защиты детства в Ельце в начале ХХ века. Показан механизм реализации накопленного опыта СЗД в Ельце в современных условиях.
The article reflects the basic social historical tendencies of formation of social protection of the childhood in Yelets at the beginning of the XX century. The mechanism of implementation experience of social protection of children in modern conditions is shown in Yelets.
Щербатых Л.Н.. ФЕНОМЕН ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
данной статье рассматриваются проблемы, связанные с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие лингвистически одарённых детей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Автором раскрываются основные характеристики лингвистически одарённого ребёнка и специфика работы с ним.
The resume. In the given article the problems connected with the creation of the necessary conditions, providing revealing and development linguistically exceptional children, and also the realization of their potential possibilities are considered. The author reveals the basic characteristics of the linguistically exceptional child and specificity of work with him.
Комлик Л.Ю., Коровина Ю.Г.. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога
В статье представлены основные положения проблемы профессиональной направленности как важного условия профессионального и личностного развития студента. Результаты эмпирического исследования отражают особенности профессиональной направленности личности студента-психолога, обучающегося на психологическом факультете ЕГУ им. И.А. Бунина.
The article presents the main issues of the professional orientation as an important condition for professional and personal development of students. The results of an empirical study represent the professional orientation of the student-psychologist's personality, the student of the psychological department of Yelets State Bunin University.