Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №18 Том №2 (2012)
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются лингвометодические основы развития речевой способности школьников. В методическом аспекте описаны её компонентный состав, уровневая организация, содержание высшего, мотивационно-прагматического, уровня. Стратегию развития речевой способности определяет интерпретационная деятельность учащихся, реализуемая в рамках функционального и культуроведческого подходов.
Ключевые слова
интуитивный и рациональный компоненты речевой способности
In this article the author is considering the lingua-methodical basis of developing the speech abilities of schoolchildren. Its componential constituents, stages of arrangement and the contents of higher motivational and pragmatic level are described in the methodical aspect of this activity. The strategy of development of such abilities is defined by the interpretation activities of pupils and is realized through the functional and culturological approach.
Key words:
intuitive and rational components of speech abilities
Список литературы
-
Бирюкова, Т.Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников (фоновые знания) [Текст] / Т.Г. Бирюкова // Русский язык в школе. - М., 2001. - № 3. - С.16-23.
-
Богин, Г.И. Уровни и компоненты речевой способности [Текст] / Г.И. Богин. - Калинин: Изд-во КГУ, 1975. - 106 с.
-
Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы [Текст] / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С.33-44.
-
Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 262 с.
-
Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность [Текст] / А.М. Шахнарович // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз. - М., 1995. - С. 213-223.