Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Кузовлев В.П., Поляков Д.Д.. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СИНХРОНИЗАЦИИ ФГОСОВ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье анализируются особенности конструирования модели современного педагога, способного осуществлять образовательный процесс в соответствии с концепцией ФГОСов общего образования второго поколения. В работе выявляются потенциальные возможности ФГОСов высшего профессионального образования третьего поколения в научно-методическом обеспечении реализации данной модели профессиональной деятельности и модели выпускника.
In this article the features of designing of the modern teacher's model are analyzed. The modern teacher is such a teacher who is able to carry out the educational process according to the concept of the second generation State Federal Education Standards. The potential possibilities of the third generation State Federal Education Standards of higher education in scientific and methodical ensuring realization of this model of professional activity and model of the graduate are also shown.

Бендюков М.А, Лисовская Н.Б., Харчук А.Д.. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматриваются методологические проблемы построения теории профессионального развития личности. Показано, что традиционные для нашей страны теории профессионального развития основаны на позитивистской методологии и не соответствуют современным взглядам на развитие как философскую категорию. В работе предлагаются и обосновываются методологические основания новой теории профессионального развития.
The article discussed methodological problems of establishing the theory of professional development. It is shown that the traditional theory of Russia for professional development based on the positivist methodology and do not meet contemporary views on development as a philosophical category. The paper proposed and supported by methodological grounds new theory of professional development

Алмазова И.Г., Горбенко В.В., Кондакова И.В., Мясцова В.И., Овчинникова А.Ж., Пашкова А.М.. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА[1]

В статье даётся описание теоретической модели гражданского воспитания детей младшего школьного возраста, характеризуются целевой, методологический, структурно-содержательный блоки модели, раскрываются особенности использования культурно-образовательной среды региона в гражданском воспитании детей, показывается роль символики искусства, описываются формы и методы гражданского воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Description of theoretical model of civil education of children of midchildhood is given in the article, characterized by having a special purpose, methodological, структурно-содержательный in content model blocks, the features of the use of cultural and educational environment of region open up in civil education of children, the role of symbolics of art is shown, forms and methods of civil education of junior schoolchildren are characterized in the educational process of initial school. The article is intended for teachers, students, graduate students and workers of folk education.

Новикова И.В.. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕМЕСЛА»

В статье освещаются психолого-педагогические, деятельностные, социальные аспекты предпрофильной подготовки учащихся основной школы. На основе анализа нормативных документов, источников литературы, научных исследований раскрывается сущность и структура предпрофильной подготовки как начальной ступени профильного обучения старшеклассников. Автором рассматривается специфика содержания предпрофильного курса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для учеников 8-9-х классов общеобразовательных учебных заведений. Особое внимание уделяется значению формирования и развития личностных профессионально значимых качеств подростков в процессе предпрофильной подготовки.
The article covers psychological and pedagogical, social and activity aspects of the pre-specialized training of comprehensive school students. Analysing official acts, literature, research works, we reveal the essence and the structure of the pre-specialized training as the first stage of senior pupils' specialized education. The author examines the content of the pre-specialized course in fine, applied and decorative arts for students of the 8 and 9 forms of comprehensive schools. Special attention is paid to the formation and development of personal and professional qualities of teenagers during the pre-specialized training.

Карпачева И.А., Трофимова Е.И.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

В статье анализируются особенности изучения профессиональной мобильности специалиста в гуманитарных исследованиях; конкретизируется понятие «профессиональная мобильность учителя»; уточняется его сущность с точки зрения решения проблемы развития профессиональной мобильности будущего учителя в университете.
In this article we analyze the peculiarities of professional mobility of a specialist in the humanities; make the notion of "teacher's professional mobility" more concrete; specify its essence in terms of solving the problem of the development of future teacher's professional mobility at a university.

Павлов К.И., Каменская В.Г.. Психофизиологические особенности и факторная структура сенсомоторных реакций, сенсомоторной интеграции и селективного внимания у ювенильных девушек

В статье показаны психофизиологические различия в скорости обработки акустических и визуальных сенсорных раздражителей, организованных в динамические фрактальные серии, у ювенильных студенток. Цель исследования: определить психофизиологические особенности и факторную структуру сенсомоторных реакций, сенсомоторной интеграции и селективного внимания у ювенильных девушек 18-23 лет. Использовалась рефлексометрическая методика «Исследование физиологических характеристик реакций испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (авторы - В.Г. Каменская, В.М. Урицкий). Исследование позволило выявить более низкую скорость обработки акустических стимулов у ювенильных девушек в сравнении с неювенильными. С помощью факторного анализа была установлена пятифакторная структура параметров сенсомоторных реакций, сенсомоторной интеграции и селективного внимания у девушек.
The article shows the psychophysiological differences in time of reaction to acoustic stimulus which organized in dynamic fractal series. The aim of research: to study the psychophysiological characteristics and factorial structure of sensorimotor reactions, sensorimotor integration and selective attention at juveniles females 18-23 years old. We used computer RT-method- «The research of physiological characteristics of reactions of the being tested on streams of stimulus of the controllable order of time» (V.G. Kamenskaya, V.M. Uritski). Juveniles females had a more time of reactions to acoustic stimulus than the nonjuveniles females. Five-factorial structure of parameters of sensorimotor reactions, sensorimotor integration and selective attention at juveniles females was shown with the help of the factorial analysis.

Кулганов В.А., Самуйлова Н.Н.. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

В статье приводятся результаты исследований факторов, способных оказывать влияние на степень понимания своих и чужих эмоциональных состояний учащимися 11 класса гимназии: коммуникативных, личностных свойств и социальных установок. Установлено, что на качество понимания эмоций фактор пола не оказывает влияния. Показана роль фоновой и учебной тревожности в понимании эмоций. Выявлено отрицательное влияние на понимание эмоций чувства вины для девушек и негативных эмоциональных переживаний гнева и раздражения для юношей.
The paper presents the results of a study of factors that may affect the students in grade 11 high school: boys and girls. The authors examine the factors that allow teenagers to understand their feelings and emotions of others. These factors are personal characteristics and attitudes. It is clearly seen, the gender differences. Found that male or female, in the understanding of emotion has no effect. Anxiety affects the quality of understanding of emotions at this age. The authors point out the negative impact of wine for the girls and boys in anger for the understanding of emotions.

Верясова Е.С.. Социологический анализ оценки воспитателями условий труда в дошкольных образовательных учреждениях

статье представлены результаты эмпирического исследования удовлетворенности условиями труда 320 воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Москвы. Отмечена зависимость оценок условий труда от педагогического стажа, типа и уровня образования.
In article results of empirical research of satisfaction are presented by working conditions of 320 tutors of preschool educational institutions in the city of Moscow. Dependence of estimates of working conditions on a pedagogical experience, type and an education level is noted.

Дунаевская Э.Б.. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования психологических особенностей мотивации профессионального развития учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития. Обследован 301 учитель общеобразовательной школы, из них 150 - работающих с детьми с условной нормой развития и 151 учитель классов интегрированного образования. Выявлено, что только у учителей обычных классов разные виды мотивации деятельности достоверно различаются между собой с преобладанием внутренней мотивации. Однако у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, оба вида внешней мотивации, не различаясь между собой, достоверно менее выражены, чем внутренняя мотивация. Но в большей степени выражена внешняя отрицательная
The article considers the results of the experimental research of the psychological peculiarities of motivation of professional development of teachers, working with children with disabilities. Examined 301 teacher of secondary school, 150 of them- working with children with conditional norm development and 151 master classes of the integrated education. It is revealed, that only for the teachers of the regular classes are different kinds of motivation of activity reliably differ among themselves with a predominance of internal motivation. However, the teachers, working with children with the limited possibilities of health both types of external motivation, not differing among themselves, significantly less pronounced than the inner motivation. But for the most part expressed the external negative motivation.

Ельникова О.Е.. Особенности влияния интерактивных форм проведения занятий на социализацию современных студентов

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния интерактивных форм проведения занятий, в частности видеоконференции и просмотров фильмов, на социализацию современных студентов-психологов.
In the article the author analyses influence of interactive form to conduct lessons, in particular videoconference and preview films, to socialization of modern students-psychologists.

Мышкина С.А.. КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ (на материале исследования удмуртского и русского этносов)

Обсуждается проблема культурной обусловленности учебно-познавательной активности в ходе профессиональной подготовки студентов различных этногрупп. Представлены результаты эмпирического исследования на примере студентов удмуртского и русского этносов, свидетельствующие о том, что учебно-познавательная активность студентов различных этногрупп имеет этнотипические особенности, обусловленные культурными ценностями.
The article is devoted to the problem of cultural conditionality of learning and cognitive activity during the course of training of different ethnic groups' students. The presented results of empirical research in the sample of Udmurt and Russian students prove that learning and cognitive activity of different ethnic groups' students has ethnically typical specifics conditioned by cultural values.

Анацкая А.Г.. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности обучения информатическим дисциплинам в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Построение учебного процесса с учетом особенностей «переходного» периода будет способствовать развитию креативного подхода будущих бакалавров-менеджеров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
This article discusses features of IT training disciplines in the implementation of educational standards of new generation. Building a learning process taking into account the peculiarities of the "transition period" will help develop creative approaches for future bachelors managers to use information technology in professional activities.

Сергеева В.П.. Технология проектирования инновационного развития образовательного учреждения

Статья посвящена проектированию технологии развития образовательного учреждения в инновационном режиме. Предложена поэтапная технологическая цепочка описания проекта инновационной технологии в образовательном процессе. Инновация по своему содержанию представлена в трех этапах: новое научное знание; новые эффективные образовательные технологии; технологическое описание инновационного проекта.
The article is devoted to the design of technology development in innovative educational institutions view. We propose a phased process chain description of the project innovative technology in the educational process. Innovation in content is presented in three stages: the new scientific knowledge, new and effective educational technology, technological description of the innovation project

Меренкова О.Ю.. Воспитание нравственных качеств на уроках литературы как одно из необходимых условий самоопределения старшеклассников

Данная статья посвящена вопросам формирования нравственных качеств в процессе обучения литературе в средней школе. Анализируя подходы в современной науке к определению нравственных качеств, автор рассматривает ведущие принципы преподавания литературы, способствующие решению проблемы самоопределения старшеклассников.
Given article is devoted questions of formation of moral qualities in the course of training to the literature at high school. Analyzing approaches in a modern science to definition of moral qualities, the author considers leading principles teaching the literatures promoting a solution of a problem of self-determination of senior pupils.

Айчувакова Е.Р.. РОЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальность проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, включая умение учиться, особенности и функции универсальных учебных действий, ориентированных на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
In article the urgency of a problem of independent successful mastering by pupils of new knowledge, abilities, including ability to study, features and functions of the universal educational actions focused on achievement not only subject educational results, but, first of all, on formation of the person of pupils, mastering by them in the universal ways of educational activity providing success in informative activity at all stages of further education is considered.

Мартьянов Е.А.. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема оценки в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рассмотрены значение оценки для ученика и общества, аргументы против отметки в современном ее виде, недостатки существующей системы оценки. Рассмотрены основные изменения в системе оценки в современных условиях, когда все средства, формы и методы должны обеспечить комплексную оценку результатов.
In article the problem of an estimation in the conditions of realization of the federal state educational standard of the initial general education is considered, arguments against a mark in its modern kind, lacks of existing system of an estimation are considered value of an estimation for the pupil and a society. The basic changes in estimation system in modern conditions when all means, forms and methods should provide a complex estimation of results are considered. 

Пучков Н.П., Тормасин С.И.. К ВОПРОСУ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рассмотрены методы и технологии обучения студентов вуза, способствующие формированию компетенций; на примере формирования интегрированной информационно-математической компетенции даны рекомендации по её методическому обеспечению.
The paper presents methods and technologies of teaching high school students which promote the forming of competencies. Recommendations about methodological support of the formation of an integrated information and mathematical competence of bachelors of the direction "Computer Science" are given.

Скрипова Н.Е.. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается методологическое основание построения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассматривается отражение основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в содержании основной образовательной программы общего образования, содержание и преемственность программ духовно-нравственного развития, воспитания (социализации) личности обучающихся на различных ступенях общего образования.
In article the methodological basis of construction of federal state educational standards of the general education reveals. Reflection of substantive provisions of the Concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia in the maintenance of the basic educational program of the general education, the maintenance and continuity of programs of spiritually-moral development, education (socialization) of the person trained on various steps of the general education is considered.

Ларских М.И.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются психолого-педагогические идеи, определяющие теорию и практику создания компьютерных обучающих программ по русскому языку для начальных классов, указываются особенности методики применения их модулей на различных этапах усвоения орфографических правил.
The paper devoted to the consideration of psychological and pedagogical ideas which determine the theory and the practice of creation of computer educational programs in Russian language at a primary school level. The authors also show the main methodological characteristics of application of these programs at different levels of spelling rules learning.

Яворович К.Н.. Особенности эмоционального интеллекта у русскоязычной молодежи с разными профилями функциональной сенсомоторной асимметрии мозга, постоянно проживающей в Израиле

В статье описываются особенности эмоционального интеллекта у русскоязычной молодежи с разными профилями функциональной сенсомоторной асимметрии, постоянно проживающей в Израиле. Всего обследовано 175 человек (99 девушек, 76 юношей) в возрасте от 18 до 30 лет. Использовался набор проб для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии и опросник для исследования уровня эмоционального интеллекта. Установлено, что эмоциональный интеллект зависит как от пола испытуемых, так и от степени выраженности их латеральности. Среди девушек самый высокий эмоциональный интеллект имеют преимущественно девушки с правым профилем, а среди юношей - с левым профилем.
The purpose of the article was to describe the emotional intelligence features among Russian young people with different functional sesorimotor asymmetry living in Israel. 175 subjects were participants (99 girls and 76 boys).The emotional intelligence inventory and the tests for functional sensorimotor asymmetryprofile's appreciation were used. Emotional intelligence depends on gender and laterality. Higher level of emotional intelligence was shown for girls with right sensorimotor asymmetry profiles and boys with left ones.

Корнилова Л.В.. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса с одарёнными детьми на основе индивидуальных образовательных программ, основные формы и методы работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, доказывается необходимость выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми.
In article the problem of the organization of educational process with exceptional children on the basis of individual educational programs is considered, questions of necessity of forming of special system on work with exceptional children, the basic forms and methods of work in the conditions of realization of the federal state educational standard are considered.

Пузанов А.П.. ИДЕАЛ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭТИКЕ ТВОРЧЕСТВА Н.А. БЕРДЯЕВА

В данной статье рассматривается развитие теории и практики иноязычного образования второй половины XIX - начала XX века. Названный период характеризовался прогрессивными сдвигами в методике преподавания новых иностранных языков. Под влиянием европейской, главным образом, немецкой методики, российские преподаватели осуществили научное осмысление процесса преподавания иностранного языка, стремясь внедрить новые методы.
The development of theory and practice of foreign education in the second half of the 19th - the beginning of the 20th century is considered in the article. Mentioned period was characterized with progressive improvement in foreign language teaching methods. Under the influence of European, mainly German methodology Russian teachers carried out scientific interpretation of the process of foreign language teaching striving to implement new methods.

Плетенева И.Ф., Каленцова Т.В.. Историко-культурные условия становления женского образования в России второй половины XVIII века

В статье рассматриваются социокультурные условия создания государственных женских учебных заведений в России и реализация плана И.И. Бецкого по воспитанию «новой породы» женщин в Воспитательном Обществе благородных девиц.
The conditions of the creation of state female institutions in Russia and the realization of I.I. Betskoy's plan of «the new kind» of women in the Upbringing Society of the Noble Maidens are represented in the article.