Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Герасимова, Е.Н, Карпачева И. А.. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СИНХРОНИЗАЦИИ ФГОСов ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается модель подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», сконструированная на основе синхронизации ФГОСов высшего профессионального и общего образования; обосновывается выделение структурно-организационного, методическо-технологического, практико-технологического компонентов модели и раскрывается их содержательное наполнение.
In this article the training's model of bachelors with chef subject "The Pedagogical Education", based on synchronization of the State Federal Education Standards of general and higher professional education, is being analyzed. The necessity of allocation of the structural, methodical and practical components is substituted and their substantial filling is revealed.
Федина Н.В.. Управление дошкольным образованием: оценка качества
В статье рассматривается проблема качества дошкольного образования, выделяются параметры, характеризующие качество дошкольного образования. Автор описывает оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования на локальном уровне (уровне образовательного учреждения), муниципальном уровне и региональном уровне управления образованием.
The article presents a problem and characteristics of preschool education quality. The author describes optimal organizational schemes and forms of an appraisal procedure of preschool education quality both at a local level (the level of an educational institution) and at municipal and regional levels of educational authority.
Акбиева З.С., Борисов Р.В., Акаева Н.Ш.. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИДЕИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЛЕВАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья посвящена вопросу взаимного соответствия человека и профессии. Обсуждаются такие феномены, как профессионально-релевантное и профессионально-внерелевантное поведение, а также различные виды профессиональной активности специалиста.
The article is dedicated to the question of mutual correspondence of a person and profession. The following phenomena are discussed: professional-relevant behavior, professional-outrelevant behavior and different types of professional activities of a specialist
Стребкова Н.А.. К вопросу о формировании профессиональных компетентностей педагогов на этапе введения ФГОС нового поколения
В статье рассматриваются требования ФГОС среднего (полного) общего образования к организации образовательного процесса. Особое внимание автор уделяет анализу требований ФГОС к педагогическим работникам и вопросу формирования их профессиональных компетентностей в условиях образовательного учреждения.
The article considers the requirements of the Federal State Educational Standard (FSES) of secondary General education to the organization of the educational process. Special attention is paid to the analysis of the requirements of the FSES to pedagogical workers and the formation of their professional competence in the conditions of educational institution.
Маталыга С.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЦЕПТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
данной статье впервые рассматриваются качества (особенности) рецептивных грамматических навыков и их отличие от навыков продуктивных видов деятельности. Доказывается, что от учета психологических особенностей зависит технология иноязычного образования и успешность ее реализации.
The article is the first to analyze the nature (properties) of receptive grammar skills and their distinction from productive skills. The author proves that selection and success of foreign language teaching technology largely depends on recognition of psychological factors.
Николаева Е.И., Баранова Д.В.. Влияние эмоционального интеллекта матери на интеллект ребёнка 3-5 лет
Целью работы была проверка гипотезы о связи эмоционального интеллекта матери с интеллектом ребенка. Было обследовано 50 детей в возрасте 3-5 лет. Средний возраст детей составил 4,0±0,5 лет. Кроме детей, были обследованы их матери (50 матерей, средний возраст составил 31,0±5,1 год). Интеллект детей оценивался с помощью батареи тестов. Матери детей заполнял опросник ЭмИн. Показано, что матери детей с высокими результатами выполнения теста Равена характеризуются более высокими значениями эмоционального интеллекта, в том числе лучшими возможностями управления чужими эмоциями, понимания своих эмоций, контроля экспрессии, внутриличностного эмоционального интеллекта, управления эмоциями, чем матери детей с более низкими значениями общего и невербального интеллекта. Показано, что у ребенка тем выше результаты ассоциативного тестирования, чем ниже внутриличностный эмоциональный интеллект матери.
The purpose of the article was the hypothesis checking about the mother's emotional intelligence influence on the child's intelligence. 50 children (mean age 4,0±0,5yr.) and their mothers (50 subjects, mean age 31,0±5,1yr.) were participants. Children intelligence was estimated with the set of the tests. Mothers filled the questionnaire EmIn (Lusin, 2004). It was shown, that mothers of the children with high level of the intelligence (Raven's test) are characterized with high level of the emotional intelligence (scales: other's emotion management, other's emotion understanding, expression control, intrapersonal emotional intelligence), then mothers of the children with low level of intelligence. The connections between the mother's emotional intelligence and children's verbal intelligence are reversed.
Леер Е.И., Зверева С.В.. Влияние музыки разных направлений на психофизиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14 - 16 лет
Статья посвящена проблеме изучения влияния различных музыкальных направлений (классическая музыка, рок, хаос и духовная музыка) на вариабельность сердечного ритма юношей и девушек в период полового созревания. Причем прослушивание данных музыкальных произведений сопровождалось одновременной регистрацией кардиоинтервалов. Показан принципиально различный характер влияния музыки вышеуказанных направлений на психофизиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14 - 16 лет.
The article is devoted to the problem of studying the influence of different musical styles (classical, music rock, chaos and spiritual music) on the variability of the cardiac rhythm boys and girls at puberty. And listening to data of musical works was accompanied by a simultaneous registration of cardiointervals. Shows the fundamentally different nature of the influence of music of the above directions to the physiological characteristics of the activity the hearts of young men and girls of 14 - 16 years.
Сараева Т.П.. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ
статье автор предполагает, что важным этапом становления личности младших школьников является развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе к обучению, где универсальные учебные действия и ключевые компетенции играют немаловажную роль.
In this article the author believes that the important aspect of the formation of the individuality of junior schoolchildren is the development of their creative abilities under the system-activity approach to education where the universal educational actions and key competencies play a very important role.
Андреенко Т.Н.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье представлен фрагмент работы по формированию профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка на занятиях по домашнему чтению, в качестве содержательной основы выступают профессионально ориентированные тексты современной английской литературы.
In the article a fragment of work on the formation of the professional lexical competence of a future English language teacher during home reading classes is presented. It is done on the basis of professionally-oriented texts from modern English literature.
Кошелева А.О., Колесник А.В., Шепетько Д.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в КОЛЛЕКТИВе УЧЕБНОЙ ГРУППЫ КУРСАНТОВ
В статье рассмотрены сущность и содержание взаимоотношений в воинском коллективе, роль младшего командного состава учебных групп военного вуза в формировании у личного состава мотивации к успешному выполнению служебных и учебных задач, особенности функционирования воинского коллектива на основах нравственности, морали и воинского долга.
The article considers the essence and the maintenance of mutual relations in military collective, function of junior command structure of educational groups in military academy to form a motivation to execute service and education tasks successfully, functioning features of military collective according to morality, moral principles and soldier's duty.
Солодкова Т.И.. Отношение ответственности и смысложизненных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте
В данной работе проведено исследование отношения ответственности и смысложизненных ориентаций личности, описаны симптомокомплексы связей показателей ответственности с рядом параметров индивидуальности.
Research of the relation of responsibility and smyslozhiznenny orientations of the personality is carried out in this work, simptomokompleks of communications of indicators of responsibility with a row of parameters of identity are described.
Белова С.С., Валуева Е.А., Овсянникова В.В., Сысоева Т.А.. Аналитические и творческие способности в социальном контексте
В статье рассматривается эвристическая ценность концепции Я.А. Пономарева для разработки проблемы индивидуальных различий в социальном познании. В дифференциально-психологическом исследовании проверялась гипотеза о существовании индивидуальных различий в способностях к аналитической и холистической переработке информации и их соотношении с общими и социальными способностями. Использовались специально разработанные методики, предусматривавшие фиксацию точности и скорости ответа при переработке нейтральных стимулов (цифр) и социальных стимулов (изображений лиц и сцен социальных взаимодействий) в аналитическом и холистическом условиях. Выявлены латентные факторы аналитического и холистического способов переработки социальной информации и их соотношение с общим интеллектом, креативностью, эмоциональным интеллектом.
The article considers heuristic value of Ya.A. Ponomaryov's theory with respect to individual differences in social cognition. The study tested the hypothesis about the existence of individual differences in analytic and holistic modes of information processing and their relation to general and social abilities. Specially constructed measures for processing of neutral stimuli (digits) and social stimuli (pictures of faces and social interactions) in analytic and holistic modes were used. The measures implied RT and accuracy measurement. Latent factors of analytic and holistic modes of social information processing were revealed as well as their correlations with general intelligence, creativity and emotional intelligence.
Куликова Ю.П.. Исследование механизмов инновационного развития высшего образовательного учреждения
Процесс внедрения инноваций в высшем образовании представляет собой совокупность параллельно-последовательных и взаимоподдерживающих процессов, составляющих технологические, педагогические, маркетинговые, экономические, организационные, финансовые, имущественные и управленческие инновации. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов невозможно обеспечить эффективный инновационный процесс в целом. Многообразие видов инноваций, их взаимоувязанность и взаимообусловленность, а по сути, значительный потенциал изменений, обусловливает перманентный характер инновационного процесса в высшей школе.
The process of innovation in higher education is mutually supportive of processes that make up the technological, educational, marketing, economic, organizational, financial, property and managerial innovations. In the absence of even one of these elements can not provide an effective innovation process in general. A variety of innovations, their consistency of and interdependence, and in fact, a significant potential for change, results in the permanent character of the innovation process in high school.
Мальцева В.А.. Организация научно-исследовательской работы студентов специальности «Культура и искусство» на материале южнорусского народного костюма
Решению интеграционной задачи изучения народного костюма способствует организация научно-исследовательской работы студентов (поиск документальной и устной информации, артефактов; систематизация, реконструкция и творческая интерпретация этнографических материалов и экспонатов). В процессе научно-исследовательской работы у студентов формируются такие компоненты художественной культуры, как компетентность, креативность, конкурентоспособность, когнитивность, коммуникативность
Organization of the students' scientific work (search of documentary and oral information, artifacts; systematization, reconstruction and creative interpretation of ethnographic exhibits) promotes the integration task of investigating of the national suit. In the course of the scientific work students get such components of art culture as competence, creativeness, competitiveness, communicativeness
Токарева И.Ю.. К вопросу об измерении компетенций языковой личности
В статье рассмотрены вопросы диагностики культурно-языковой компетенции. Определены условия проведения текста в контрольной и экспериментальной группах. Освещены параметры педагогического измерения, критерии оценки.
In the article there have been considered the questions of diagnostics of cultural and language competence. There have also been defined the conditions of carrying out the text in control and experimental groups. We cleaned out the parametres of pedagogical measurement and assessment criterion
Дубинина М.П.. Учебно-профессиональные вероятностные задачи - средство формирования инициативности студентов педколледжа
В статье рассматривается проблема формирования инициативности студентов педколледжа. Как результат её успешного решения представлена технология развития инициативности, состоящая из трех этапов, каждый из которых направлен на конкретную деятельность со своими целями и задачами. Особенность технологии - в использовании учебно-профессиональных вероятностных задач как средства формирования данного личностного образования.
The article deals with the problem of the formation of pedagogical college students initiative. The technology of initiative development is presented as a result of its successful solution. The technology consists of three stages, each of which is directed to a specific activity with its aims and tasks. The usage of educational-professional probabalistic problems as a means of initiative formation is a peculiar feature of this technology. A positive point of the technology, in our opinion, lies in the fact that students are involved in educational process at the position of an activist and an initiator due to educational-professional probabalistic problems
Пчельникова Д.В.. Образовательная политика Российской Федерации в контексте Болонского процесса
В данной статье автор рассматривает основные направления образовательной политики Российской Федерации в контексте Болонского процесса, а также анализирует основные проблемы и структурные преобразования высшего образования в данной стране.
In this article the author examines the main directions of educational policy of the Russian Federation in the context of the Bologna process and analyses the main problems and structural modifications of higher education in this country
Ефремова И.В.. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Данная статья затрагивает одну из актуальных проблем становления подрастающего поколения - формирование музыкального вкуса школьников в современных условиях. Автор представляет свое видение перспектив совершенствования данного процесса и предлагает для рассмотрения теоретическую модель формирования музыкального вкуса школьников
This article addresses one of the most urgent problems of formation of the younger generation - the formation of musical taste of pupils at present. The author presents a vision of improving the prospects of this process and has to consider the theoretical model of musical taste of schoolchildren.
Ибрагимова Х.Ш.. Особенности межличностных конфликтов супругов: региональный аспект
В статье представлено эмпирическое исследование особенностей супружеских конфликтов. Исследование проведено в традиционном обществе Дагестана и отражает особенности изучаемого феномена в этом регионе России. Представленное исследование является первым шагом в запланированном масштабном изучении особенностей супружеских конфликтов в Дагестане.
The article deals with an investigation of peculiarities of spouses' conflicts. The investigation took place in a traditional society of Dagestan and reflects the peculiarities of this phenomenon in one of Russian regions. The investigation is the first step in a big research of peculiarities of spouses' conflicts in Dagestan.
Огаркова А.А.. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КАЛЛИГРАФИЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
В статье рассматриваются развивающие аспекты искусства каллиграфии. Особое внимание уделяется анализу практического опыта преподавания искусства каллиграфии учащимся разных возрастных групп российских, японских и китайских учёных и педагогов.
In this article we consider a development aspects of calligraphy in the contemporary education. Our attention is focused on to the analysis of practical experience of calligraphy exercise.The object of our research is: calligraphy is far more than just a fine lettering
Плетенева И.Ф.. ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
В статье рассматриваются развивающие аспекты искусства каллиграфии. Особое внимание уделяется анализу практического опыта преподавания искусства каллиграфии учащимся разных возрастных групп российских, японских и китайских учёных и педагогов
In this article we consider a development aspects of calligraphy in the contemporary education. Our attention is focused on to the analysis of practical experience of calligraphy exercise.The object of our research is: calligraphy is far more than just a fine lettering
Плетенева И.Ф., Емельянова Н.Р.. ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
В статье прослеживается развитие женского образования в России второй половины ХIХ века, рассматриваются основные его особенности. Среди значимых особенностей женского образования в этот период отмечены такие, как создание всесословных учебных заведений и появление высших учебных заведений для женщин.
The article devoted to the development of women education in Russia in the second part of XIX century. Among the main features of women education of this period the author shows creation of institutions for all classes and appearance of institutions especially for women.