Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Добрин А.В.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ
В статье рассматриваются понятие и основные теории эмоционального интеллекта, проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта с различными психологическими параметрами, а также связь с типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.
The article discusses the concept and the basic theory of emotional intelligence, problem of the relationship emotional intelligence with different psychological parameters and also relationship with the type of profile the functional sensorimotor asymmetry
Ельникова О.Е.. Особенности социализации современных студентов в аспекте влияния виртуальной образовательной среды
В статье анализируются специфические особенности социализации с учетом современных тенденций развития общества. В частности, в работе выявляются потенциальные последствия влияния интерактивных форм проведения занятий как элемента виртуальной образовательной среды на социализацию современных студентов-психологов.
In the article the author analyzes the specific features of socialization with current trends in society. In particular, in the work identifying potential effects of the influence to interactive forms of training, as part of a virtual learning environment, the socialization of modern psychology students
Колосова И.Г.. Ценностные ориентации как детерминанты профессиональной социализации юношества
В статье рассматриваются ценностные ориентации как важные составляющие процесса профессионального выбора и освоения профессии. Литературный анализ позволяет обосновать важность целенаправленного ценностного ориентирования для успешной профессиональной социализации в юношеском возрасте. Ценностные ориентации рассматриваются как ценностное отношение (в данном случае к профессии), выражающееся в осознавании и переживании как потребности, влияющей на возникновение внутренних мотивов профессиональной деятельности.
In article it is considered valuable orientations as important components of process of a professional choice and profession development. The literary analysis allows to prove importance of purposeful valuable orientation for successful professional socialization at youthful age. Valuable orientations are considered as the valuable relation (in this case to a profession), being expressed in understanding and experience as the requirement influencing emergence of internal motives of professional activity.
Маркова С.В.. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА С ПЕДАГОГАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
В статье рассматривается специфика личностных проявлений воспитанников во взаимодействии с педагогами с разным уровнем развития личностной зрелости.
The article is considering the specific features of personal pupils' manifestation in concert with pedagogues with different level of personal maturity development.
Меренкова В.С.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СЕМЬИ [
В работе проводится теоретический анализ психофизиологических подходов к оценке здоровья детей и влияния на него семьи. Делается вывод о значимости формирования внутренней картины здоровья у детей с ослабленным здоровьем и необходимости проведения с ними работы на уровне семьи, детского сада и в последствии школы, чтобы максимально рано создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.
In the work of the carried out theoretical analysis of psycho-physiological approaches to the assessment of children's health and the impact on his family. The conclusion is made about the significance of the formation of an internal picture of the health of the children with impaired health and the need for the work at the level of the family, kindergarten and in consequence the school, so as early as possible to create the installation of a healthy lifestyle and responsibility for their own health.
Илюхина В.А., Квашнёва К.В., Крыжановский Э.В.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ В ВУЗЕ У ЛИЦ С РАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ТРАНЗИТОРНОЙ ГИПОКСИИ
Проведено экспериментальное исследование по изучению влияния картины, покрытой нанослоем из атомов меди, на адаптационный ресурс организма и функциональное состояние (ФС) девушек от 20 до 22 лет. Адаптационный ресурс оценивался по электрографическим параметрам ГРВ-свечения, ФС - по результатам выполнения теста цветового предпочтения М. Люшера. Установлено, что наиболее сенситивными к влиянию картины с нанопокрытием являются площадь свечения, которая возрастает после экспозиции, и коэффициент формы, уменьшающий свою величину. Показатели ФС оказались связаны с показателем энтропии после экспозиции картины.
The purpose of the article was to study the influence of the picture with nano copperization on the adaptation recourses (AR) and functional status (FS). Subjects were 14 girls (20-22 yrs old). AR was appreciated using electrographic parameters of Gas discharge visualization, FS - using Lusher's test. It was found (both individual and group analyses), that the most sensitive to the influence of nano copperization picture is the area of fluorescence (it increases after the expose) and form's coefficient (it decreases). FS is connected with entropy parameter after the picture's expose.
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г.. Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников
В работе проводится сравнительный анализ вариабельности кардиоритма у школьников (41 человек, средний возраст - 16,8 лет) с различными академическими успехами. Показано, что чем выше академические успехи учащихся, тем выше психофизиологическая «стоимость» процесса обучения. Высокие академические успехи связаны с копинг-стратегией самоконтроля и не связаны с формально-динамическими характеристиками. Не обнаружено различий между юношами и девушками относительно связи академических успехов и их психофизиологической «стоимости».
The comparative analysis of cardiac rhythm variability and academic success in schoolchildren (41 subjects mean age 16?8 yr.) is provided. It is shown, that the higher of the academic success the higher of «the physiological value» of the process of education is. The high academic success is connected with coping self-control and are not connected with formal-dynamic characteristics. There are no any differences between boys and girls in connections between academic success and physiological value of the process of adaptation.
Кулганов В.А., Бориссова М.А.. Особенности взаимодействия личности учащегося и школьной среды как значимый элемент социальной ситуации развития пятиклассника
В статье анализируется и рассматривается влияние некоторых элементов, входящих в социальную ситуацию развития пятиклассника. Обзор литературы, а также экспериментальные данные свидетельствуют о значимости этого влияния на линию развития учащегося. Его личность рассматривается с точки зрения процесса включения в школьную среду.
This article analyzes and investigates the influence of some elements that are a part of social situation of development of a fifth-grader. The literature review as well as empirical data indicate the importance of this influence. The student's personality is investigated in the context of integration into the school environment.
Белолипцева Е.В.. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
В статье представлены результаты подготовки социальных педагогов к работе с семьями, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, на этапе констатирующего эксперимента. Характеризуются компоненты, критерии и уровни такой подготовки. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком и среднем уровне готовности большинства студентов, что подтверждает необходимость специальной подготовки будущих социальных педагогов, основанной на инновационных методах обучения.
The article results the preparation of social pedagogues to work with families who find themselves in difficult life circumstances at the stage ascertaining experiment. Characterized components, criteria and levels of training. The results of ascertaining experiment show forkedness, the majority of students, low and medium level of readiness, which confirms the need for special training future social pedagogues based on innovative teaching methods.
Красова Т.Д.. Специфика познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе нравственно-патриотического воспитания
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе нравственно-патриотического воспитания. Выделены и охарактеризованы компоненты патриотической воспитанности дошкольников. Обсуждаются возможности познавательного развития детей в условиях организации педагогического процесса, направленного на ознакомление с родным краем, его историей, культурой, промышленностью.
The results of an experimental research of the informative development of preschool-aged children in the course of moral-patriotic education are considered in this article. The components of patriotic breeding of children under school age are allocated and characterized. The possibilities of children's informative development in the conditions of the organization of the pedagogical process directed to the acquaintance with the native land, its history, culture and industry are also discussed in this article.
Скрипова Н.Е.. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются категории «ценностные ориентации» и «ценностные ориентиры», а также их соотношение как с учётом философского, социологического, психологического и педагогического аспектов, так и с точки зрения развития обучающихся общеобразовательной школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
In article categories «valuable orientations» and «valuable reference points», and also their parity as taking into account philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects, and from the point of view of development trained comprehensive school in the conditions of realization of federal state educational standards of the general education are considered.
Плетенева, И.Ф., Дёмин А.Ю.. ФЕНОМЕН САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
В статье рассматривается проблема развития гуманистической педагогики как важного этапа становления взаимоуважительных отношений педагогов и воспитанников. Феномен самоактуализации явился отражением нового этапа развития гуманистической педагогики в начале ХХ в. Данное качество выступало одной из характеристик личности и подчеркивало ее активность, самостоятельность в решении жизненно важных вопросов самоопределения и самосовершенствования.
This article is devoted to the problems of humanistic pedagogy as an important step in developing relations teachers and pupils. The phenomenon of self-actualization was the illustration of the new step in humanistic pedagogy at the beginning of XX century. This property was one of the person characteristics and underlined its activity, independence in solving different questions of self-improving.
Кошелева А.О., Кошелева Е.А., Дулепова Ю.В.. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Авторы статьи анализируют модульный принцип организации учебного процесса, эффективность инновационных активных методов обучения, формирующих профессиональную мотивацию студентов, а также раскрывают условия реализации личностно развивающих функций учебного процесса, способствующих проявлению потенциальных возможностей обучающегося.
Тhе authors of the article analyze modular principle of educational studying process, efficiency of innovative active teaching methods, developing а professional motivation of students, and also геveаl circumstances of realization of personal developing functions of а studying process, promoting students potential abilities.
Смирнов А.В.. Развитие непрерывного лингвистического образования как фактор повышения качества университетского образования
Данная статья посвящена развитию лингвистического образования, повышению качества университетского образования, проектированию лингвообразовательной системы кафедры иностранных языков и делового перевода
The article is devoted to uninterruptedlinguistic education, theuniversityeducation quality improvement, lingo-educational system modeling of foreign languages and business translation department
Прищепа С.С.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
в статье рассматривается проблема формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются педагогические условия формирования гуманистической направленности общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
article considers the problem the formation of interpersonal communication in children preschool age. Pedagogical conditions revealed the formation of a humanistic orientation of communication in children under school age with their peers.
Амбеталь Алеся Викторовна. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В статье дается определение понятия «ценностно-смысловая сфера личности», обозначается структура данного психологического образования, характеризуются его составляющие. Раскрывается специфика раннего иноязычного образования и возможность его влияния на процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности дошкольника.
In this article is given the definition of the notion "sphere of personality's orientation of values"; the structure of this psychological formation is marked, and it's components are characterized. The peculiarity of early foreign education and it's influence on the process of formation of personal values.
Хагундокова Ф. С., Щербатых С.В.. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В данной статье автор раскрывает возможности активного использования внеклассной работы по иностранному языку (ИЯ) в формировании гуманитарной культуры лингвистически одарённых школьников. Внеклассная работа способствует решению поставленных перед школьным иноязычным образованием общих задач воспитания и обучения школьников, в том числе и лингвистически одарённых, повышению их мотивации к изучению ИЯ.
The author reveals the possibilities of active use of extracurricular activities in a foreign language (FL) in the formation of humanitarian culture in linguistically gifted pupils. Extracurricular activities contribute to the solution of overall objectives of education and teaching pupils including the linguistically gifted ones set before the school FL education, it also helps to increase the pupils' motivation in learning a FL.
Карташова В.Н.. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен опыт работы по реализации принципа здоровьесбережения в процессе обучения детей иностранному языку в условиях дошкольного образовательного учреждения. Здоровьесберегающий подход предполагает создание благоприятной психологической атмосферы, проведение различных мероприятий с использованием двигательной активности детей.
The article presents the experience of work on the implementation of the principle of health protection in the process of training of children of foreign language in the conditions of pre-school educational institutions. The health protection approach assumes the creation of favorable psychological atmosphere, carrying out of various actions with the use of the motor activity of children.
Овчинников А.В.. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
в статье рассматриваются различные аспекты понятия «интерактивность», а также приемы интерактивного обучения, используемые автором при организации учебных занятий в средней школе.
Different aspects of the "interactivity" notion are considered in the article as well as the interactive training methods which are used by the author in the organization of classes at secondary school.
Попова С.М., Саввина О.А.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.К. ЛАХТИНА (к 150-летию со дня рождения)
В статье приводятся новые биографические сведения об известном педагоге-математике Л.К. Лахтине, даётся характеристика его педагогических взглядов на преподавание математического анализа в России.
In this article the new biographic information about well known teacher of Mathematics L.K. Lakhtin is described; characteristics of his pedagogical views on teaching mathematical analysis in Russia are given here.
Белканов Н.А.. ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЁ ТРАКТОВКИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
В статье описывается феномен гуманитарной педагогики, её восприятие за рубежом и в нашей стране, концепции гуманитарной педагогики ряда немецких педагогов
This paper describes the phenomenon of "humanitarian pedagogy" and his perception abroad and in our country; the concepts of humanitarian pedagogy by some German scholars.