Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №21 Том №1 (2013)
Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников
В работе проводится сравнительный анализ вариабельности кардиоритма у школьников (41 человек, средний возраст - 16,8 лет) с различными академическими успехами. Показано, что чем выше академические успехи учащихся, тем выше психофизиологическая «стоимость» процесса обучения. Высокие академические успехи связаны с копинг-стратегией самоконтроля и не связаны с формально-динамическими характеристиками. Не обнаружено различий между юношами и девушками относительно связи академических успехов и их психофизиологической «стоимости».
Ключевые слова
вариабельность кардиоритма, HF, LF, ЧСС, учащиеся
The comparative analysis of cardiac rhythm variability and academic success in schoolchildren (41 subjects mean age 16?8 yr.) is provided. It is shown, that the higher of the academic success the higher of «the physiological value» of the process of education is. The high academic success is connected with coping self-control and are not connected with formal-dynamic characteristics. There are no any differences between boys and girls in connections between academic success and physiological value of the process of adaptation.
Key words:
cardiac rhythm variability, HF, LF, ЧСС, students
Список литературы
-
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1980.
-
Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью комплекса «Варикард» и проблема распознавания функциональных состояний [Текст] / Р.М. Баевский, Ю.Н. Семенов, А.Г. Черникова // Хронобиологические аспекты артериальной гипертензии в практике врачебно-летной экспертизы. - М., 2000. - С. 167-178.
-
Баевский, Р.М. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей [Текст] / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Е.С. Лучицкая, И.Н. Слепченкова, А.Г. Черникова. - М.: Фирма «Слово», 2009.
-
Бреус, Т.К. Хроноструктура ритмов сердца и факторы внешней среды [Текст] / Т.К. Бреус, С.М. Чибисов, Р.М. Баевский, К.В., Шебзухов. - М.: Изд-во РУДН; Полиграф сервис, 2002.
-
Марчик, Л.А. Функциональное состояние подростков 14-15 лет и его динамика под влиянием учебной нагрузки [Текст] / Л.А. Марчик, Е.О. Никитина // Вариабельности сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV Всерос. симп.; отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. - Ижевск: УдГУ, 2008. - С. 200-202.
-
Обухова, А.В. Особенности вариабельности сердечного ритма и уровня физического здоровья у студентов-юристов [Текст] / А.В. Обухова, Н.И. Шлык, И.И. Шумихина // Вариабельности сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV всерос. симп.; отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. - Ижевск: УдГУ, 2008. - С. 231-235.
-
Севрюкова, Г.А. Анализ вариабельности сердечного ритма при моделировании стрессогенных факторов учебной деятельности студентов [Текст] / Г.А. Севрюкова // Вариабельности сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV Всерос. симп.; отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. - Ижевск: УдГУ, 2008. - С. 277-280.
-
Смагулов, Н.К. Оценка психофизиологического напряжения организма студентов при эмоциональном стрессе [Текст] / Н.К. Смагулов, С.В. Гаголина, Г.М. Тыкежанова // Вариабельности сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV Всерос. симп.; отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. - Ижевск: УдГУ, 2008. - С.289-292.
-
Смелышева, Л.Н. и др. Оценка уровня экзаменационного стресса у студентов при использовании методов ритмокардиографии [Текст] / Л.Н. Смелышева // Вариабельности сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV Всерос. симп.; отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. -Ижевск: УдГУ, 2008. - С. 292-295.
-
Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) [Текст] / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Т. Менчук. - М.: Смысл, 2007. -104 с.
-
Тюрин, А.А. Психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации [Текст] / А.А. Тюрин // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 4 (№ 4). - С. 135-138.