Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №23 Том №3 (2013)
особенности интеллектуальной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Статья посвящена изучению психофизиологических особенностей когнитивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи. Испытуемыми были 30 детей с общими нарушениями речи, 20 детей без речевых нарушений, 14 детей со снятым речевым диагнозом. Был использован тест цветных прогрессивных матриц Равена, выполненный с фиксацией времени. Установлено, что успешное выполнение теста детьми с общими нарушениями речи в анамнезе требует больших временных затрат. Приведенные в статье результаты показывают, как важно учитывать эту особенность детей с речевыми нарушениями для будущего обучения и развития в образовательных учреждениях. Замедленная скорость приема и переработки информации могут послужить основой для построения индивидуальных программ коррекционных и развивающих занятий.
Ключевые слова
когнитивное развитие, общие нарушения речи (ОНР), снятый речевой диагноз (СРД
features of the intellectual activity of preschool children with speech disorders
The article focuses on the study of psycho-physiological features of cognitive activities of preschool children with common speech disorders. The subjects were 30 children with common speech disorders, 20 children without speech disorders, 14 children with former speech disorder diagnosis. There was used the test of Raven's colored Progressive Matrices, the accomplishment time was fixed . It was proved that successful accomplishment of the test by the children with common speech disorders in anamnesis requires a lot of time. The results given in the article show that it is important to take into account this feature of children with common speech disorders for their future studies and development in educational institutions. Their low speed of receiving and processing information can be the basis for the construction of individual correctional programs and developing lessons.
Key words:
cognitive development, common speech disorder (CSD), former speech diagnosis (FSD)
Список литературы
-
Безруких, М.М. Педагогическая физиология [Текст] / М.М. Безруких, Д.А. Фабер. - СПб., 2006.
-
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999.
-
Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.; Воронеж, 1998.
-
Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2007. - Т.1 (№3-4). - С.37-48.
-
Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.,1999.