Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Борисов Р.В.. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА
В статье рассмотрены понятия «гражданская идентичность», «государственная идентичность» и «национальная идентичность». Кроме того, проанализированы понятия «этнос» и «нация». Предпринята попытка показать четкие различия между всеми указанными понятиями, что позволит избежать терминологической разноголосицы и послужит основой для эмпирического исследования данной научной проблемы.
The article deals with such notion as civic identity as well as state and national identity. Besides such notions as "ethnic group" and "nation" have been analyzed. An attempt to differentiate all above mentioned notions has been made to avoid term-confusion and to make a basis for an empirical investigation of this scientific problem.
Герасимова Е.Н., Карпачева И.А., Поляков Д.Д.. ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описана деятельностно-компетентностная модель готовности будущих педагогов к работе в условиях ФГОС ООО, построенная на основе синхронизации общеобразовательных и профессиональных стандартов. В предлагаемой модели комплекс компетентностей будущего педагога соотносится с тем опытом деятельности, который позволит сформировать проектируемые качества.
This article describes the action-competence model of readiness of the future teachers to work in the SFES main general education, built on the basis of the synchronization of general and professional standards. In the proposed model of the complex of the future teacher competencies related to the experience of which will form the projected quality.
Кошелева А. О., Степаненков Д. В.. Междисциплинарный аспект проблемы информационно-психологической безопасности личности в современном обществе
В статье раскрываются особенности становления информационного общества с точки зрения позитивного и негативного воздействия на человека. Дается обзор наиболее известных концепций информационного общества. Делается вывод о необходимости формирования информационной культуры как важнейшего компонента информационно-психологической безопасности личности.
In this article the specifics of establishment of information society are considered from the point of view of its positive and negative influence on human. The survey of the most well-known concepts of information society is given. The conclusion is that it is necessary to form an information culture as the most significant component of information-psychological security of personality.
Усачева И.Н.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена поиску средств и условий подготовки студентов к формированию у школьников представлений о рациональном природопользовании в рамках современных экологических стратегий, включающих в себя отечественный и зарубежный опыт.
The article devoted to the search of the resources and conditions of the students preparation to the forming of conceptions about the rational use of nature among schoolboys in the context of contemporary ecological strategies, which include the national and world experience.
Добрин А. В.. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи латеральных параметров с эмоциональным интеллектом (ЭИ) младших школьников. В исследовании принимали участие 150 детей 7-8 лет. Показано, что тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) влияет на параметры эмоционального интеллекта. Установлено, что наиболее высокие показатели развития ЭИ наблюдаются у испытуемых с правым и смешанным типами профиля ФСМА.
The article discusses the results of study on the relationship of the lateral parameters with emotional intelligence (EI) of younger students. The study involved 150 children 7-8 years of age. It is shown that the profile of the type of sensorimotor functional asymmetry (FSMA) affects the parameters of emotional intelligence. Found that the highest rates of EI observed in subjects with the right profile and mixed types of FSMA.
Ельникова О.Е.. Отношение к собственному здоровью как фактор «больного» поведения
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на оценку личностного реагирования на болезнь, в частности, отношение к здоровью и болезни представителей разных групп здоровья
The article presents the results of an empirical study aimed at assessing personal reaction to the disease. In particular relevance to health and disease of different groups of health.
Кожевникова О.А.. Психофизиологические особенности когнитивно-перцептивной деятельности старших дошкольников с речевыми расстройствами в сравнении со сверстниками без речевых нарушений
Статья посвящена изучению психофизиологических особенностей скорости и качества когнитивно-перцептивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В исследовании принимали участие:20 детей с общими нарушениями речи, 20 детей без речевых нарушений. Впервые был использован компьютерный тест «Простой и сложный образ» (разработка В.Г. Каменской, В.М. Урицкого) для оценки характеристик когнитивно-перцептивной деятельности. Установлено, что речевое недоразвитие сказывается на качестве когнитивной деятельности. Для детей с речевыми нарушениями характерно снижение общего уровня выполнения когнитивных задач невербальной природы. Использование данной компьютерной программы предполагает точную оценку развития когнитивной функции старших дошкольников, что, в свою очередь, может расширить диагностические критерии при диагностике детей, поступающих в начальную школу.
The article is devoted to the study of psycho-physiological characteristics of speed andquality of cognitive-perceptual activity of preschool children with speech disorders.The study involved 20 children with common disorders of speech, 20 children without speechdisorders. To evaluate the performance of cognitive-perceptual activity for the first time there was used a computer test " Simple and complicated image"(developed by V.G.Kamenskaya ,V.M. Uritscky). It is proved that the underdevelopment of speech affects the quality of cognitive activity . It is characteristic for children with speech disorders to display reduction in the overall level of performance of cognitive tasks of non-verbal nature . The use of this computer program involves the development of an accurate assessment of cognitive function in older pre-schoolers , which in its turn may increase the diagnostic criteria for the diagnosis of children entering primary school .
Новикова А.С.. ОСОБЕННОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ САМОНАПРАВЛЯЕМЫХ РАБОЧИХ КОМАНД
В статье рассматриваются вопросы использования метода командообразования в командной работе в современных организациях, а также история изучения данного аспекта в менеджменте и психологии управления. Сравниваются две команды разного типа, обозначаются сходства, различия, преимущества и недостатки, наиболее часто встречающиеся в их работе проблемы и возможные пути их решения.
The article discusses the use of the method "team building" in team work in modern organizations, as well as the history of the study of this aspect in management and psychology of management. Also article compares two different types of teams, their similarities, differences, advantages and disadvantages, the most common problems in their work and possible solutions.
Серёгина И.Н.. Исследование влияния условий воспитания и межличностных семейных взаимоотношений на социально-психологическую адаптацию и психическое развитие детей с СДВГ
В работе исследована проблема психосоциальных факторов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей (150 человек с СДВГ (все формы выраженности), возраст - 5-6 лет). Показано, что чем специфичнее методы (стили) воспитания больного ребенка, тем выше у него уровень психоэмоционального напряжения. Выявлена зависимость осложнения болезни у ребенка и развитие ее в более тяжелую степень от родительских установок, преобладающих воспитательных стратегий и негативных тенденций в родительском воспитании.
In work the problem of psychosocial factors of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) at children (150 people with ADHD (all forms of expressiveness), age of 5-6 years) is investigated. It is shown that the methods (styles) of education of the sick child, the higher at it level of a psycho emotional pressure are more specific. Dependence of complication of an illness at the child and its development in heavier degree from the parental installations, prevailing educational strategy and negative tendencies in parental education is revealed.
Крюкова О.Н., Мезинов В.Н.. Оптимизация физической подготовки студентов средствами фитнеса
В статье рассматриваются социально-педагогические предпосылки оптимизации процесса физической подготовки студентов средствами фитнеса. Отмечается, что, несмотря на многочисленные нововведения в сфере физической культуры, еще недостаточно полно проработаны моменты формирования мотиваций к здоровому образу жизни и двигательной активности в студенческой среде. Фитнес в данном аспекте может выступать в качестве одного из эмоционально привлекательных для молодежи направлений повышения физической подготовки.
The article considers the socio-pedagogical prerequisites for optimization of process of physical training of students by means of fitness. It is noted that despite numerous innovations in the sphere of physical culture, has not yet sufficiently developed moments of formation of motivation towards healthy lifestyle and physical activity among the students. Fitness in this aspect can be act as one of the emotionally attractive to the youth of the ways of increasing physical training.
Рожкова Т.А.. Восстановление непрерывности в образовательном пространстве «школа - технический вуз» в преподавании физики
Статья посвящена вопросам становления и развития понятия образовательного пространства и подходам к восстановлению его непрерывности на примере преподавания физики в техническом вузе.
The article is devoted to the formation and development of the concept of educational space and approaches to restoration of its continuity to the example of teaching physics at a technical university
Колесник А.В.. Формирование психолого-педагогической компетенции У сержанта учебной группы военного вуза
В статье рассматриваются компоненты, составляющие основу психолого-педагогических компетенций сержанта учебной группы военного вуза, требования к младшему командиру и способности, которыми он должен обладать. Определяются этапы и раскрываются условия формирования психолого-педагогической компетенции сержанта учебной группы военного вуза.
This article considers components, basing psychological and pedagogical competences of a study group sergeant in military educational establishment. Also requirements to a junior commander and his capabilities are determined; stages and development conditions of psychological and pedagogical competences of a study group sergeant in military college are considered.
Мелешева Ю.Б.. the personal peculiarities of the applicants for adoptive parents
В работе анализируются личностные особенности кандидатов в замещающие родители. Для оценки 15 испытуемых используются шкала социальной желательности и опросник выраженности психопатологической симптоматики. Показано, что 4 человека из 15 получили высокие оценки по опроснику социальной желательности, что затрудняет оценку их данных в дальнейшем. 3 человека получили завышенные оценки согласно шкалам опросника выраженности психопатологической симптоматики. Делается вывод о том, что многие кандидаты в замещающие родители не осознают собственных проблем.
In the article the personal peculiarities of the applicants for adoptive parents are analyzed. For the appreciation of the 15 subjects the scale of social desirability and questionnaire of the psychopathological symptomatology intensity. It was shown, that 4 subjects had received high scores for the scale of social desirability, and this result do not allowed to trust their results later. 3 subjects have received high scores for the questionnaire of the psychopathological symptomatology intensity. The conclusion is drown, that some applicants for adoptive parents are not award their problems.
Тюрин А.А.. Особенности индивидуально-личностных показателей офицеров с наличием или отсутствием невротических реакций
Работа посвящена выделению группы риска в отношении невротических реакций у военнослужащих. Испытуемыми были 170 офицеров действительной службы. С помощью теста инверсии эмоционального отражения была выделена группа риска. Существенных различий в отношении копинг-стратегий и формально-динамических характеристик между группами разного риска в отношении неврозов найдено не было.
The article is devoted to the risk group separation for neurotic reaction among members of the armed forces. 170 officers were subjects. Risk group were separated using the test of emotional reflection inversion (Leutin, Nikolaeva, 2007). There are no essential differences in the coping and formal-dynamic characteristics between groups with different expression of neurotic reactions.