Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №24 Том №4 (2013)
Психофизиологические особенности когнитивно-перцептивной деятельности старших дошкольников с речевыми расстройствами в сравнении со сверстниками без речевых нарушений
Статья посвящена изучению психофизиологических особенностей скорости и качества когнитивно-перцептивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В исследовании принимали участие:20 детей с общими нарушениями речи, 20 детей без речевых нарушений. Впервые был использован компьютерный тест «Простой и сложный образ» (разработка В.Г. Каменской, В.М. Урицкого) для оценки характеристик когнитивно-перцептивной деятельности. Установлено, что речевое недоразвитие сказывается на качестве когнитивной деятельности. Для детей с речевыми нарушениями характерно снижение общего уровня выполнения когнитивных задач невербальной природы. Использование данной компьютерной программы предполагает точную оценку развития когнитивной функции старших дошкольников, что, в свою очередь, может расширить диагностические критерии при диагностике детей, поступающих в начальную школу.
Ключевые слова
когнитивная деятельность, перцепция, общее недоразвитие речи (ОНР)
Psychophysiological characteristics of cognitive -perceptual activity of senior preschoolers with speech disorders compared with their peers without speech disorders
The article is devoted to the study of psycho-physiological characteristics of speed andquality of cognitive-perceptual activity of preschool children with speech disorders.The study involved 20 children with common disorders of speech, 20 children without speechdisorders. To evaluate the performance of cognitive-perceptual activity for the first time there was used a computer test " Simple and complicated image"(developed by V.G.Kamenskaya ,V.M. Uritscky). It is proved that the underdevelopment of speech affects the quality of cognitive activity . It is characteristic for children with speech disorders to display reduction in the overall level of performance of cognitive tasks of non-verbal nature . The use of this computer program involves the development of an accurate assessment of cognitive function in older pre-schoolers , which in its turn may increase the diagnostic criteria for the diagnosis of children entering primary school .
Key words:
cognitive performance, perception, general underdevelopment of speech
Список литературы
-
Безруких, М.М. Педагогическая физиология [Текст]: уч. пособие / М.М. Безруких. - М.: Форум, 2013.
-
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. - 5-е изд. -М.: «Лабиринт», 1999
-
Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2008. - Т.2 (№ 3-4). - С. 49-56.
-
Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н.Н. Данилова. А.Л. Крылова. - М.: МГУ, 1989.
-
Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011.