Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Мартинсоне К.Э., Михайлова С.Э., Михайлов И. Я. П.. КОМПЕТЕНЦИЯ СУПЕРВИЗОРА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СУПЕРВИЗОРОВ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Поэтому в данной статье рассматривается модель супервизорского образования, которая разрабатывается в Латвии с 2007 года.
Consequently, the present article considers the supervisor education model, that is being developed in Latvia since 2007.

Ельникова О.Е.. субъективная реакция человека на болезнь: анализ проблемы

В статье раскрываются особенности субъективной реакции человека на болезнь. Дается обзор наиболее известных концепций субъективной стороны заболеваний. Делается вывод о необходимости детального и комплексного изучения всех уровней внутренней картины болезни.
The article reveals the features of the subjective reaction to the disease. Review of the best-known concepts of mental diseases subjective aspects is given. The conclusion is made about necessity of a detailed and complex study of all levels of the internal picture of the disease.

Борисов Р.В., Султанова Л.Ю., Салихова М.Р.. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Данная статья является попыткой сравнительного анализа социально-психологической адаптированности выпускников государственных и частных школ. Исследование проведено в 2012-2013 годах в Республике Дагестан. Общий объём выборки составил 60 человек.
The present article deals with comparative analysis of social-psychological adaptation of state and private school leavers. The investigation took place in the Republic of Dagestan in 2012-2013. The total quantity of those being investigated is 60 persons.

Емельянова И.Д.. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются варианты решения проблемы развития и коррекции речи дошкольников на современном этапе. Представлены модели организации и содержания работы по развитию и коррекции речи в различных условиях дошкольных образовательных организаций.
The article deals with solutions of the problem of pre-school children's speech development and correction in modern times. Models of organization and content of the work on development and correction of speech in different conditions of pre-school educational institutions are presented.

Николаева Е.И., Яворович К.Н.. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНО-МАНУАЛЬНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ

Целью данного исследования стало выявление специфики вербально-мануальной интерференции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных предпочтений. Было обследовано 175 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Из них 99 девушек и 76 юношей. Оценивали профиль функциональной сенсомоторной асимметрии с помощью набора проб, а также теппинг и вербально-мануальную интерференцию.
Результат оценки латеральных признаков обнаружил, что в выборке преобладал смешанный тип профиля, особенно часто встречающийся у девушек. Подтверждено, что скорость теппинга зависит от рукости человека. Выявлен факт влияния профиля функциональной сенсомоторной асимметрии на вербально-мануальную интерференцию. Это влияние зависит как от пола испытуемого, так и от выраженности у него левосторонних признаков в латеральной и сенсорной сферах. Можно предположить, что среди леворуких девушек большее число имеет два центра речи или центр речи, расположенный в правом полушарии.
The purpose of the investigation was to show the verbal-manual interference peculiarities of the boys and girls with different expression of lateral preferences. 175 people participated of the age from 18 to 30, 99 girls and 76 boys. Profile of the functional sensory-motor asymmetry was assessed with the help of the set of tests. Additionally tapping- test and verbal-manual interference were investigated.
The result shows that mixed profiles was the most common especially for girls. The tapping velocity depends on the handedness: leading hand makes it better. Profile of functional sensory-motor asymmetry influences verbal-manual interference. This influence depends on the examinees sex and left-sided parameters expression in sensory and motor spheres. The assumption was made that girls with left profiles could have two centers of speech in both hemispheres.

Никулкина Д.В.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

В статье представлен сравнительный анализ показателей психологического здоровья детей 5-6 лет, воспитывающихся в образовательных учреждениях разного типа. В обследовании приняли участие 155 детей в возрасте от 5,1 до 6,5 лет. Показатели социальной адаптации детей имеют достоверные различия в зависимости от дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. С помощью корреляционного анализа показано наличие взаимосвязей показателей психологического здоровья во всех представленных выборках.
The article presents a comparative analysis of psychological health indicators of 5-6 year old children, studying in educational institutions of different types. 155 children of the age from 5,1 to 6,5 years took part in the examination. Indicators of social adaptation of the children have significant differences. They depend on preschool institution which is attended by the child. The correlation analysis shows mutual links of indicators of psychological health in all presented samples.

Серёгина И.Н.. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы психоэмоционального неблагополучия детей 5-6 лет, страдающих СДВГ. Автор уделяет внимание организации в семье психолого-педагогических условий (грамотное применение родителями приемов управления поведением ребенка), влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению психоэмоционального неблагополучия детей.
This article is devoted to consideration of a problem of specific styles of psych emotional trouble of children of 5-6 yearswith ADHD. The author pays attention of the organization in a family of psychology and pedagogical conditions (competent application by parents of methods of management by behavior of the child), influencing efficiency of psych correctional work on overcoming of psych emotional trouble of children

Сушкова И.В., Подольская О.А.. ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

В статье рассматривается проблема готовности подростков к выбору жизненных стратегий. Материал статьи содержит анализ результатов экспериментального исследования готовности современных детей 13-15 лет к выбору жизненных стратегий.
The article deals with the problem of teenagers' readiness to the choice of life strategies. The analysis of the experimental research results showing readiness of modern children of 13-15 years of age to the choice of life strategies is contained in the article.

Чурляев А.В.. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

В статье представлен анализ проблемы профессиональной подготовки дизайнеров с учетом современных тенденций развития общества, в частности информатизации.
The article presents the analysis of the problem of professional training of designers taking into account modern tendencies in the development of society, in particular informatization.

Казанцев Д.И.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматривается актуальная проблема мотивации педагогического коллектива в системе российского образования. Педагоги - основной потенциальный ресурс модернизации школьной жизни, но и основные участники препятствия её осуществления.
The article considers the actual problem of the motivation of pedagogical staff in the system of Russian education. Teachers are the main potential resource of modernization of school life, but they are also the main participants of hindering its implementation.

Петров В.С.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие позитивное влияние на мотивацию обучающихся в военном вузе в процессе их участия в шефской работе и овладения ими социально-педагогической компетенцией. Автор статьи рассматривает основы методического сопровождения шефской работы с обучающимися в вузе, особенности использования культурной среды подшефной организации, влияющие на успешную социальную интеграцию личности в коллектив.
The article describes the pedagogical conditions that ensure a positive impact on the motivation of students in military higher educational institution during their participation in patronage work and in mastering social and pedagogical competence. The author covers the basis of methodological support of patronage work with students at the university, especially the use of the cultural environment of the sponsored organization, which influences the successful social integration of the individual into the group.

Грекова Е.Н.. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА C ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В работе сопоставлялись параметры темперамента и эмоционального интеллекта младших подростков, имеющих психосоматические и невротические расстройства, а также без данной патологии. Использовались тест Я. Стреляу для оценки формально-динамических характеристик поведения и видеотест эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой - Д.В. Люсина. Испытуемыми являлись три группы школьников младшего подросткового возраста (11-13 лет). Показано, что фактором, влияющим на возникновение психосоматических и невротических расстройств, может быть «выносливость» и снижение эмоционального интеллекта.
In the article the parameters of temperament and emotional intelligence of teenagers with psychosomatic and neurotic disorders were compared with those of normal teenagers. Strelau's test and emotional intelligence videotest of Ovsjannikova-Lucina were used. Three groups of teenagers (of 11-13 years of age) were participants. The research has shown, that the factor influencing the rise of psychosomatic and neurotic disorders may be "endurance" and decrease of emotional intelligence level.

Переплетов А.М.. РАЗВИТИЕ КОНТЕКСТНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются аспекты, связанные с возможностью применения контекстного интеллекта в активно-игровом обучении и его развития на основе современных многофункциональных методов. Авторы обосновывают необходимость внедрения в образовательный процесс контекстно-ориентированных игр в целях активизации познавательной деятельности, разрабатываемых с учетом профессиональных компетенций будущих специалистов.
The paper considers aspects related to the possible use of context intelligence in active game training and its development based on modern multifunctional methods. To enhance cognitive activities the authors prove the necessity of introducing context-oriented games developed with the account of the professional competence of would-be experts.

Амбеталь А.В. РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Автором описан опыт работы по становлению и развитию системы личностных ценностей старших дошкольников. В качестве средства автором заявлено раннее иноязычное образование, обладающее значительным потенциалом.
The article deals with the problem of forming the child's personality in preschool years. The experience of the work on the formation and development of the older preschoolers' system of personal values is described by the author. The author declares early foreign language education, having a significant potential, as a means of forming personal values.

Николаева Н.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются проблемы пространственной организации школьной среды. На основании результатов исследования автор отмечает, что психологическое благополучие школьников связывается с наличием «своего» места в структуре школьной сред, как необходимого фактора оптимального функционирования и жизнедеятельности учащихся всех возрастных ступеней
Problems of spatial organization of the school environment are considered in the article. The author admits that psychological well-being of schoolchildren is connected with certain most favourable places in school's space. The conclusions show that owning one's "personal" place in a spatial structure of school environment is essential for better functioning and vital activity of schoolchildren of all age-groups.