Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №25 Том №1 (2014)
УДК УДК 159.922.7/.8
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА C ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
В работе сопоставлялись параметры темперамента и эмоционального интеллекта младших подростков, имеющих психосоматические и невротические расстройства, а также без данной патологии. Использовались тест Я. Стреляу для оценки формально-динамических характеристик поведения и видеотест эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой - Д.В. Люсина. Испытуемыми являлись три группы школьников младшего подросткового возраста (11-13 лет). Показано, что фактором, влияющим на возникновение психосоматических и невротических расстройств, может быть «выносливость» и снижение эмоционального интеллекта.
Ключевые слова
младшие подростки, темперамент, эмоциональный интеллект
PECULIARITIES OF TEMPERAMENT AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF JUNIOR TEENAGERS WITH PSYCHOSOMATIC AND NEUROTIC DISORDERS
In the article the parameters of temperament and emotional intelligence of teenagers with psychosomatic and neurotic disorders were compared with those of normal teenagers. Strelau's test and emotional intelligence videotest of Ovsjannikova-Lucina were used. Three groups of teenagers (of 11-13 years of age) were participants. The research has shown, that the factor influencing the rise of psychosomatic and neurotic disorders may be "endurance" and decrease of emotional intelligence level.
Key words:
junior teenagers, temperament, emotional intellect, diseases of gastroenterological tract, adjustment disorder
Список литературы
-
Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика [Текст] / Д.В. Люсин. - 2006. - № 4. - С. 3-22
-
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 [Текст]; под науч. ред. А.Н. Моховикова. - М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. - 407 с.
-
Николаева, Е.И. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Николаева. - СПб. - Елец, 2008. - 128 с.
-
Николаева, Е.И. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана) [Текст] / Е.И. Николаева, Д.Р. Гаджибабаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 2. - № 14. - С. 70-73.
-
Николаева, Е.И. и др. Эмоция и вербальная ассоциация [Текст] / Е.И. Николаева, В.И. Купчик, Е.М. Тренин, А.М. Сафонова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 451 с.
-
Стреляу, Я. и др. Методика диагностики темперамента [Текст] / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. - М.: Смысл, 2009. - 104 с.