Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Илюхина В.А., Броневая (Иванова) Т.Б., Кошулько М.А., Нурок М.Ю.. МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обобщены результаты по организации, методическому обеспечению и реализации мультидисциплинарного системно-интегративного подхода к изучению мозговых механизмов задержки психического и речевого развития у детей дошкольного возраста и психолого-физиологических эффектов комбинированных схем реабилитации с использованием индивидуализированных вербальных коррекционно-развивающих программ в сочетании с транскраниальной микрополяризацией (ТКМП)
The paper summarizes the results of the organization, implementation and methodological support of multidisciplinary system-integrative approach to the study of brain mechanisms of delay in speech and mental development in children of preschool age and of psycho-physiological effects of comprehensive rehabilitation schemes using individualized verbal correction-development programs in conjunction with transcranial micropolarization (TCMP)
Иванов М.В.. ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Статья посвящена исторически сложившимся культурно-психологическим доминантам волшебной сказки, обеспечивающим успешную и нетравмирующую социализацию личности ребенка, а также полемике с концепциями дискурс-анализа, позволяющими необоснованные искажения структуры сказочного текста.
The article is devoted to the historically existing cultural-psychological determinants of the fairy tales, which provide successful and non traumatizing socialization of child’s personality. Polemics with the conceptions of discourse-analysis, permissive groundless distortion of fairy tales’ text is shown.
Степченко Т.А.. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
2014 год - объявлен Годом Культуры. В статье рассматривается одна из актуальных проблем воспитания - формирование жизненных ценностей современных школьников в рамках учебного элективного курса «Основы потребительской культуры». Раскрываются понятия ценности и культуры, приводятся результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций учащихся
2014 is declared a Year of Culture. The article considers one of topical problems of education - formation of vital values of modern school students within the frames of the training elective course «Bases of Consumer Culture» . Concepts of value and culture are revealed, results of a pilot study of pupils' value orientations are given.
Шаталов А.А.. РОДНОЙ ЯЗЫК В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ
В статье исследуются основополагающие идеи отечественных педагогов и мыслителей о значении родного языка в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии личности, раскрывается богатство языка как источника мудрости, многовековой истории и культуры народа.
The article considers the fundamental ideas of Russian teachers and thinkers as for importance of the native language in the intellectual, moral and spiritual development of a person; the article reveals richness of the language as a source of wisdom, age-old history and culture of the people.
Котова С.А., Евсеева Л.А.. ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СИТУАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Представлены результаты эмпирического исследования моральной оценки у школьников 10-11 лет. Описана оригинальная авторская методика исследования принятия норм морального поведения детьми. Показаны трудности самоопределения учащихся в нравственно-отрицательных ситуациях
The article presents the results of empirical study of moral evaluation in schoolchildren of 10-11 years of age. The author's original methods of investigation of accepting the norms of moral behavior by children are described. The article shows the difficulties of self-determination of students in moral -negative situations
Кошелева Е.А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В статье рассматриваются возможности эвристических методов, обеспечивающих эффективность обучения студентов вузов решению математических задач, в контексте компетентностного подхода в образовании. Автором выделяются современные подходы к применению моделирования в преподавании математики в вузе. Представлена педагогическая модель эффективного внедрения эвристических методов в учебный процесс вуза
This article discusses the possibilities of heuristic methods providing training efficiency of higher educational institutions students to solving mathematical problems in the context of competence-based approach in education. The author points out modern approaches to application of modeling in teaching mathematics in higher educational institutions. The pedagogical model of effective implementation of heuristic methods to the educational process of higher educational institution is presented
Николаева Е.И., Грекова Е.Н.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
В работе делается попытка поиска прогностических факторов развития психосоматических заболеваний у младших подростков. Использованы методики: опросник Я. Стреляу, индивидуально-типологический опросник (детский вариант) Л.Н. Собчик, видеотест, направленный на оценку эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой и Д.В. Люсина. В исследовании принимали участие младшие подростки 11-13 лет, разделенные на 3 группы. В первой группе («норма») был 51 человек, во второй группе («нарушения и заболевания желудочно-кишечного тракта») было 53 человека. В третью группу входили подростки с расстройствами адаптации (F 43.25) - 50 человек. Здоровые подростки отличаются от подростков других групп только параметрами теста Я. Стреляу: у них выше уровни динамичности, активности, сенсорной чувствительности, выносливость. Оценка этих параметров позволит предсказать вероятность возникновения соматических расстройств в младшем школьном возрасте.
In the article the attempt is made to search the prognostic factors of the psychosomatic diseases for teenagers. The following methods were used: Ya. Strelau’s test, Individual typological inventory (children variant) by H. Sobchik, videotest directed at the emotional intelligence assessment by V.V. Ovsjannikova and D.B. Lusin. Teenagers of 11-13 years of age were participants. They were divided into three groups: «normal» (51 subjects), «disbalance and diseases of the gastrointestinal tract» (53 subjects), «adaptation disbalance» (F 43.25) (50 subjects). Healthy teenagers differ from the other groups’ teenagers only by the parameters of Ya. Strelau test: they have higher levels of dynamics, activity, sensory perceptibility, endurance. The assessment of these parameters will help to prognosticate the probability of the psychosomatic diseases in teenagers
Добрин А.В.. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи типа профиля функциональной асимметрии (ФСМА) с эмоциональным реагированием младших школьников. В исследовании принимали участие 150 детей 7-8 лет. Показано, что наиболее высокие показатели тревожности, настроения и вегетативного коэффициента характерны для детей с левым типом профиля ФСМА. Установлено, что на уровень тревожности, настроения и вегетативного коэффициента влияют как тип профиля ФСМА, так и его сенсорные компоненты.
The article considers the results of studies on the relationship between the type of profile of functional asymmetry (FSMA) and the emotional response of younger schoolchildren. The study involved 150 children of 7-8 years of age. The study has shown that the highest rates of anxiety, mood and autonomic coefficient are common in children with left profile type FSMA. It was f ound that the level of anxiety, mood and autonomic coefficient was influenced both by profile type FSMA and its sensory components
Тарханова И.Ю.. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК ВЗРОСЛЫХ
В статье рассмотрена проблема вовлечения взрослого населения в образовательную деятельность. Анализируется понятие «образовательная установка», уточняется его специфика по отношению к взрослому обучающемуся. Приводятся результаты эмпирического исследования образовательных установок взрослых
The article considers the problem of involvement of adult population in educational activity. The concept "educational aim" is analyzed, its specific character in relation to an adult being trained is amplified. The results of empirical research of adults' educational aims are given
Скрипова Н.Е.. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию таких детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое в данной статье рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи
Development of a national education system is caused by searching ways of improvement of the organization, the contents and techniques of training and education of children with limited opportunities of health. Changes in the approach to training and education of such children is directed on formation and development of the social and active personality possessing skills of social and adaptive behavior in relation to mobile economy. One of the ways of realization of this task is inclusive education which is considered in this article primarily as a means of social rehabilitation, not only of the child, but also of his family
Гриценко В.А.. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДИНОКИМИ СТУДЕНТАМИ
Данная статья посвящена опыту социально-педагогической работы с одинокими студентами высших учебных заведений I-II уровней аккредитации в Украине
The article deals with the experience of social and pedagogical work with lonely college students in Ukraine
Мезенцева И.А., Петухова Л.П.. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются категории «психологическая культура», «психологическая безопасность», «культура безопасности». Повышение уровня психологической безопасности и психологической культуры будущих специалистов выступает превентивной мерой, влияющей на безопасность и культуру современного общества. Представлено обоснование актуальности разработки модели развития психологической культуры безопасности в рамках изучения дисциплин психологического цикла. Раскрыты методологические основания ее построения, содержание структурных компонентов. Обозначены этапы опытно-поисковой работы, приведены её результаты.
The article considers the categories of "psychological culture", "mental Skye security”, "security culture" . A rise of the level of psychological security and psychological culture of future specialists is a preventive measure that affects the safety and culture of modern society. The importance of elaborating the model of psychological security culture development within the frames of psychological disciplines study is presented.The methodological basis of the model's construction, the content of its structural components. The stages of experiment-based research are indicated, its results are given
Архипенко М.А., Карева Н.В.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Статья посвящена актуальной теме современного образования - использованию интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам в высшей школе. Авторы рассматривают данный ресурс как источник аутентичных аудио- и видеоматериалов для решения дидактических задач на занятиях по иностранному языку, обеспечивающих успешное восприятие и понимание на слух иноязычной речи. Особое внимание уделяется разнообразным формам, приемам и методам самостоятельной работы обучающихся с аутентичными материалами сети Интернет.
The article deals with the urgent theme of the modern education - a wide usage of the Internet resources at the foreign languages lessons of the higher educational institute. The authors consider these resources as a source of the authentic audio and video material for solving the most important didactic tasks during lessons providing listening perception and comprehension of the foreign speech. Much attention is given to different forms, techniques and methods of self-dependent students work with the Internet resources authentic texts
Хохлова М.В., Плескачева О.Ю.. ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ И ДЕЙСТВИЙ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
В статье рассматривается применение деятельностного подхода, в частности теории поэтапного формирования предметных понятий и действий, к формированию деятельностного компонента технологической компетентности. Дается анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка сформированности технологической компетентности по операционно-практическому критерию.
The article considers the application of the activity approach, in particular the theory of gradual formation of the subject concepts and actions, to the formation of the active component of technological competence. The analysis of the results of experimental work and assessment of forming technological competence on operational and practical criteria.
Кулахметова И.А., Щербатых С.В.. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ САЙТОВ ПО РАСТЕНИЕВОДСТВУ)
В статье проанализирован образовательный потенциал ресурсов сети Интернет (на примере сайтов по растениеводству), доказан на основании конкретных примеров его низкий уровень, рассмотрены причины такого положения вещей. Предложены пути решения данной проблемы с помощью повышения информационной культуры общества в России и борьбы с лженаукой, шарлатанством и иррационализмом.
In this article the educational potential of the Internet resources (the sites on plant-growing as an example) has been analyzed, its low level has been proved on the basis of concrete examples, the causes of this situation have been examined. The ways of solving this problem have been suggested by increasing the information culture of society in Russia and by combating false doctrine, quackery and irrationalism.
Шило И.Н., Романюк Н.Н., Ловкис В.Б.. РЕАЛИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В статье рассмотрены особенности стандартов высшего образования с использованием системы зачетных единиц и учетом требований современного производства
The article deals with the peculiarities of higher education standards with the use of test units system and regarding the requirements of modern production
Дулепова Ю.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Автор анализирует педагогические условия, необходимые для успешного формирования общекультурных компетенций обучающихся в военном вузе, выделяет особенности технологии модульного обучения в процессе изучения иностранного языка
The author analyses pedagogical conditions needed to successful military high school student’s general cultural competences forming. The author defines the peculiarities of module training technology while teaching a foreign language.
Сараева Т.П.. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по выявлению уровней развития творческих способностей учащихся младших классов
The content and the results of experimental work on revealing levels of the development of creative abilities of junior schoolchildren are considered in the article
Дунаевская Э.Б.. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИИ
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования особенностей психологических защит у учителей, которые работают в системе инклюзивного образования. Обследован 301 учитель образовательных организаций, из них - 150 учителей, работающих с детьми с условной нормой развития, и 151 учитель, которые ведут практику инклюзивного образования. Выявлено, что для всех учителей характерно сочетание как примитивных, так и высших защит, но виды наиболее часто применяемых защит отличаются. У учителей, работающих с детьми с условной нормой развития, в большей мере выражены регрессия, замещение, реактивное образование. Для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, характерно сочетание отрицания, подавления и компенсации
The article considers the results of the research on psychological defence of the teachers working in the system of inclusive education. 301 teachers were participants (150 teachers working with healthy children and 151 teachers working with disabled children). The research has shown that all teachers are characterized by the combination of both primitive and higher psychological defence, but the types of defence are different. The teachers working with healthy children have the combination of regression, substitution, reactive formation. The teachers working with disabled children have the combination of denial, suppression and compensation.