Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №26 (2) (2014)
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обобщены результаты по организации, методическому обеспечению и реализации мультидисциплинарного системно-интегративного подхода к изучению мозговых механизмов задержки психического и речевого развития у детей дошкольного возраста и психолого-физиологических эффектов комбинированных схем реабилитации с использованием индивидуализированных вербальных коррекционно-развивающих программ в сочетании с транскраниальной микрополяризацией (ТКМП)
Ключевые слова
дети с ЗПР и ОНР разного уровня речевого развития; мультидисциплинарный; системно-интегративный психолого-физиологический подход; мозговые механизмы ЗПР и психолого-физиологических эффектов ТКМП; children with mental retardation and ONR of different le
MULTI-DISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY AND CORRECTION OF BRAIN MECHANISMS BREACHES IN CASES OF DELAY IN MENTAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
The paper summarizes the results of the organization, implementation and methodological support of multidisciplinary system-integrative approach to the study of brain mechanisms of delay in speech and mental development in children of preschool age and of psycho-physiological effects of comprehensive rehabilitation schemes using individualized verbal correction-development programs in conjunction with transcranial micropolarization (TCMP)
Список литературы
-
Аладжалова, Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга [Текст] / Н.А. Аладжалова. - М.: Медицина, 1979. - 216 с.
-
Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М., 1971. - 61 с.
-
Барашнев, Ю.И. Исходы перинатальных церебральных расстройств у детей [Текст] / Ю.И. Барашнев // Перинатальная неврология. - М.: Триада, 2001. - Гл. 4.1. - С. 251-272.
-
Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст] / Н.П. Бехтерева. - Л.: Наука, 1971. - 119 с. (2-ое изд., переработанное и дополненное. - Л.: Наука, 1974).
-
Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека [Текст] / Н.П. Бехтерева. - Л.: Наука, 1980. - 261 с. (2-е изд. дополненное и переработанное. - Л.: Наука, 1988. - 288 с.).
-
Верещагина, Н.В. К вопросу о механизмах нарушения мышления и речи у детей с аутистическими состояниями (результаты патопсихологического исследования) [Текст] / Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 2. - С. 45-51.
-
Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2007. - Т. 1. - № 3-4. - С. 37-48.
-
Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании [Текст] / С.А. Домишкевич. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002. - 41 с.
-
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с.
-
Иванова, Т.Б. Психофизиологическое исследование коррекции нарушений познавательной деятельности с использованием транскраниальной микрополяризации при задержке психического развития у детей [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.Б. Иванова. - СПб., 2012. - 28 с.
-
Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.
-
Илюхина, В.А. Мозг человека в механизмах информационно-управляющих взаимодействий организма и среды обитания [Текст] / В.А. Илюхина. - СПб.: ИМЧ РАН, 2004. - 326 с.
-
Илюхина, В.А. Теоретические и прикладные аспекты использования транскраниальных микрополяризаций в психофизиологии и клинике [Текст] / В.А. Илюхина // Лечебно-диагностическая стимуляция мозга и нервов; под общ. ред. акад. Н.П. Бехтеревой. - М.: Изд-во Сова, 2008. - Гл. 9. - С. 378-461.
-
Илюхина, В.А. Транскраниальные микрополяризации в физиологии и клинике [Текст] / В.А. Илюхина, Ю.К. Матвеев, Е.М. Чернышева. - СПб.: Изд-во ИМЧ РАН, 2006. - 192 с.
-
Илюхина, В.А. и др. Особенности соотношения уровней активации лобной, височной и теменной коры по параметрам сверхмедленных биопотенциалов у детей 4-7 лет с возрастной нормой и задержкой развития речи [Текст] / В.А. Илюхина, М.Н. Кривощапова, Ю.К. Матвеев, Е.А. Пономарева, М.А. Шаптилей // Журнал эвол. биохим. и физиол. - 2004. - Т. 40. - № 5. - С. 455-468.
-
Колесников, С.И. Становление электрогенеза головного мозга детей в возрасте от 1 года до 7 лет [Текст] / С.И. Колесников, Л.И. Колесникова // Мозг. Теоретические и клинические аспекты. - М.: Медицина, 2003. - Гл. 9. - С. 193-241.
-
Кривощапова, М.Н. и др. Психофизиологические эффекты транскраниальных микрополяризаций в комплексной терапии задержки нервно-психического и речевого развития у детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Кривощапова, Ю.К. Матвеев, М.Ю. Нурок, А.Н. Соколов // Лечебно-диагностическая стимуляция мозга и нервов; под общ. ред. акад. Н.П. Бехтеревой. - М.: Изд-во Сова, 2008. - Гл. 9.2. - С. 426-438.
-
Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
-
Леонтьев, Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / Л.Н. Леонтьев. - М., 1975.
-
Печора, К.Л. Некоторые проблемы воспитания в семье детей раннего дошкольного возраста [Текст] / К.Л. Печора // Росс. педиатр. журнал. - 1999. - № 5. - С. 25-29.
-
Пинчук, Д.Ю. Транскраниальная микрополяризация головного мозга: клиника, физиология [Текст] / Д.Ю. Пинчук. - СПб.: Человек, 2007. - 495 с.
-
Русинов, В.С. Доминанта. Электрофизиологическое исследование [Текст] / В.С. Русинов. - М.: Медицина, 1969. - 232 с.
-
Семаго, М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплекс рабочих материалов [Текст] / М.М. Семаго. - М., 1999. - 134 с.
-
Семаго, М.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / М.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2001. - 207 с.
-
Семаго, М.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / М.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
-
Соколов, А.Н. Диагностика уровня развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза [Текст]: методическое пособие / А.Н. Соколов, Н.Ф. Бережная, В.А. Илюхина. - СПб.: ИМЧ РАН, 2004. - 50 с.
-
Тимофеев, В. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста Люшера [Текст] / В. Тимофеев, Ю. Филимоненко. - Л., 1995. - 44 с.
-
Ухтомский, А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров [Текст] / А.А. Ухтомский // Собр. соч. - Л., 1950. - Т. 1. - С. 163-172.
-
Фишман, М.Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола у детей с нарушениями речевого развития [Текст] / М.Н. Фишман // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 5. - С. 30-34.
-
Шелякин, А.М. Микрополяризация мозга (эффективность, физиологический анализ) [Текст]: автореф. дис.. д-ра биол. наук / А.М. Шелякин. - СПб., 2003. - 54 с.
-
Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л.А. Ясюкова. - СПб: ГП «Иматон», 1999. - 184 с.
-
Adey, W.R. (Р. Эйди) Модели мембран мозговых клеток, как субстрат для хранения информации [Текст] / W.R. Adey (Р. Эйди) // Физиология человека. - 1977. - Т. 3. - № 5. - С. 774.
-
Hyden, H. The differentiation of brain cell protein, learning and memory [Text] / H. Hyden // Biosystems. - 1977. - V. 8. - № 4. - P. 213.
-
Pribram, K.H. The far frontal cortex as executive processor: proprieties, priorities and practical inference [Text] / K.H. Pribram // Downward processes in the perception representation mechanisms / Eds. Taddei-Ferretti Cl. and Musio K. Singapore, New Jersey, London, Hong Kong: World Scientific, 1998. - P. 546-578.