Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №26 (2) (2014)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи типа профиля функциональной асимметрии (ФСМА) с эмоциональным реагированием младших школьников. В исследовании принимали участие 150 детей 7-8 лет. Показано, что наиболее высокие показатели тревожности, настроения и вегетативного коэффициента характерны для детей с левым типом профиля ФСМА. Установлено, что на уровень тревожности, настроения и вегетативного коэффициента влияют как тип профиля ФСМА, так и его сенсорные компоненты.
Ключевые слова
профиль функциональной сенсомоторной асимметрии; тревожность; настроение; вегетативный коэффициент; profile of sensorimotor functional asymmetry; anxiety; mood; autonomic coefficient
PECULIARITIES OF INTERRELATION BETWEEN THE TYPE OF PROFILE OF FUNCTIONAL SENSORIMOTOR ASYMMETRY AND EMOTIONAL RESPONSE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
The article considers the results of studies on the relationship between the type of profile of functional asymmetry (FSMA) and the emotional response of younger schoolchildren. The study involved 150 children of 7-8 years of age. The study has shown that the highest rates of anxiety, mood and autonomic coefficient are common in children with left profile type FSMA. It was f ound that the level of anxiety, mood and autonomic coefficient was influenced both by profile type FSMA and its sensory components
Список литературы
-
Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
-
Геодакян, В.А. Два пола: зачем и почему? [Текст] / В.А. Геодакян. - СПб.: Питер, 2002. - 195 с.
-
Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2007. - Т. 1. - № 3-4. - С. 37-48.
-
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб.: Тускарора, 2003. - 184 с.
-
Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.
-
Леутин, В.П. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2008. - Т. 2. - № 3-4. - С. 12-28.
-
Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ. вузов / B.C. Мухина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Из дат. центр «Академия», 2000. - 456 с.
-
Николаева, Е.И. Особенности адаптации к школьному обучению детей с разными профилями сенсомоторной асимметрии [Текст] / Е.И. Николаева, А.Н. Морозова // Ученые записки СПГМУ им. акад И.П. Павлова. - 2007. - Т. 14. - № 4. - С. 44-47.
-
Николаева, Е.И. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников [Текст] / Е.И. Николаева, Е.Ю. Борисенкова // Асимметрия. - 2008. - Т. 2. - № 1. - С. 32-39.
-
Прусакова, О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 24-35.
-
Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий [Текст] / Э.Г. Симерницкая. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 93 с.
-
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [Текст] / И.Б. Дерманова // Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. - С. 19-28.
-
Тимофеев, В.И. Краткое руководство по использованию теста М. Люшера [Текст] / В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко. - СПб.: ИМАТОН, 1995.
-
Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. сред, учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.
-
Ушакова, Т.Н. Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики [Текст] / Т.Н. Ушакова, С.С. Белова, Е.А. Валуева // Психологический журнал. - 2010. - № 6. - C. 83-97.
-
Marien, P., (Eds.). Neuropsychological Research [Text] / P. Marie.n, J. Abutahlebi // A Review. New York: Psychology Press. - 2008.
-
Picard, D. Impact of manual preference on directionality in children’s drawings [Text]/ D. Picard // LATERALITY. - 2011. - V. 16. - № 1. - P. 24-34