Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №26 (2) (2014)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИИ
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования особенностей психологических защит у учителей, которые работают в системе инклюзивного образования. Обследован 301 учитель образовательных организаций, из них - 150 учителей, работающих с детьми с условной нормой развития, и 151 учитель, которые ведут практику инклюзивного образования. Выявлено, что для всех учителей характерно сочетание как примитивных, так и высших защит, но виды наиболее часто применяемых защит отличаются. У учителей, работающих с детьми с условной нормой развития, в большей мере выражены регрессия, замещение, реактивное образование. Для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, характерно сочетание отрицания, подавления и компенсации
Ключевые слова
учитель; инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; психологические защиты; teacher; inclusive education; disabled children; psychological defence
PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL DEFENCE OF THE TEACHERS WORKING IN INCLUSIVE EDUCATION
The article considers the results of the research on psychological defence of the teachers working in the system of inclusive education. 301 teachers were participants (150 teachers working with healthy children and 151 teachers working with disabled children). The research has shown that all teachers are characterized by the combination of both primitive and higher psychological defence, but the types of defence are different. The teachers working with healthy children have the combination of regression, substitution, reactive formation. The teachers working with disabled children have the combination of denial, suppression and compensation.
Список литературы
-
Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 23-30.
-
Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 207-213.
-
Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 3. - С. 90-101.
-
Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта [Текст] / В.Г. Каменская. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 126 с.
-
Королева, И.В. и др. Оценка степени риска возникновения дезадаптации у студентов педагогического колледжа [Текст] / И.В. Королева, Е.И. Николаева, В.А. Петрова, К.Н. Катчева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 2. - № 3. - С. 105-108.
-
Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности [Текст]: метод. пособие / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб.; Рыбинск: Науч.-исслед. Центр развития творческой молодежи, 1993. - 12 с.
-
Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
-
Николаева, Е.И. Психофизиология [Текст]: учебник для вузов / Е.И. Николаева. - М.: ПЕР СЕ, 2008. - 623 с.
-
Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
-
Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера [Текст] / Ю.Л. Ханин. - Л.: ЛНИИФК, 1976. - 18 с.