Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Крикунов Александр Евгеньевич. ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ: ВЛАСТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Статья посвящена рассмотрению проблемы образования в контексте теории систем. На примере системной теории Н. Лумана автор показывает, каким образом изменение понимания рациональности изменяет понимание образования, позволяя осуществить его сближение со специфической интерпретацией власти. Согласно предлагаемой Луманом идее системной рациональности, рациональность следует относить «к системе, а не к миру». Это означает, что мы не обязаны рассматривать окружающий систему мир как рациональный, тогда как сама система построена рациональным образом. Как кажется, проблему нам создает тезис Лумана, согласно которому система не может перенимать какие-либо внешние образцы, поскольку является «операционально закрытой». Вопрос об образовании в этом случае предполагает определенную «релятивизацию онтологии», «утрату реальности», сознательный отказ от признания онтологического статуса каких бы то ни было норм вместе с учетом их принципиальной значимости для существования систем как своего рода квазисубъектов. Здесь нет возможности подробно обсудить этот вопрос, но все же отметим, что похожая идея лежит и в основе представлений о диалектическом синтезе точно так же, хотя и иным путем упрощающим систему и обеспечивающим движение истории именно способом такого упрощения с той только разницей, что диалектической движение всегда мыслилось как подчеркнуто телеологичное. Сказанное выше не означает стремления поставить образование под сомнение. Скорее наоборот, образование и сегодня все еще нуждается в действительной легитимации, одним из способов которой является локализация этого феномена.
Resume. The article reveals the problem of education within the context of systems theory. On the example of N. Luman’s theory of systems the author shows the way in which a change in comprehension of rationality modifies understanding of education that allows to realize its convergence with a specific interpretation of authority.

Борисов Руслан Викторович. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ

В статье анализируются работы западных ученых по проблеме гражданской идентичности. На основе анализа выделяются некоторые концептуальные подходы к исследованию гражданской идентичности в Дагестане, а также сопоставляются западный термин «national identity» и российский термин «гражданская идентичность». Анализируются понятия «национальная идентичность» и «национализм». Предлагается рассматривать национализм как негативную форму национальной идентичности. Озвучивается мысль: в контексте исследования социальной психологии гражданской идентичности народов Дагестана придерживаться данного тезиса, выделяя такие типы гражданской идентичности, как гиперпозитивная гражданская идентичность (граничащая с гражданским нарциссизмом, гражданским фанатизмом и национализмом), нормальная гражданская идентичность и негативная гражданская идентичность. Представлены результаты эмпирического исследования гражданской идентичности народов Дагестана, выявляющего проблему привития чувства сопричастности и позитивной эмоционально-ценностной оценки осознания дагестанцами себя гражданами России. Указывается, что без данных элементов в структуре гражданской идентичности едва ли можно говорить о её «устойчивости» и «долговечности». Предложены подходы к нивелированию проблемы и формированию нормальной гражданской идентичности: развитие гордости и уважения к символам Российской Федерации и Республики Дагестан, развитие гордости и уважения к истории Дагестана как части истории России, развитие гражданственности средствами культуры и фольклора, развитие уважения к русскому языку как к государственному языку России, развитие дружбы молодёжи Дагестана и молодёжи других регионов России, поощрение молодёжи и представителей старшего поколения, сделавших вклад в развитие патриотизма и дружбы народов, оптимизация учебных курсов «Культура и традиции народов Дагестана» и «История Дагестана».
Resume. The article analyzes the problem of civic identity in western science. On its basis some conceptual approaches to investigation of civic identity in Dagestan and terms “national identity” and “civic identity” are regarded. Terms “national identity” and “nationalism” are also being analyzed in the article with making a conclusion that nationalism is a negative form of national identity. Following this idea in the process of investigation of civic identity in Dagestan hyper-positive civic identity (civic narcissism, civic fanaticism and nationalism), normal civic identity and negative civic identity are singled out. Results of empiric investigation of civic identity in Dagestan are also given in the article as well as approaches to formation of a normal civic identity. These approaches are as follows: development of pride and respect to the state symbols of Russia and Dagestan, to the history of Dagestan as a part of Russian history, to the Russian language as a state language of Russia. Potentials of culture, folklore are also taken into consideration within this aspect.

Андреева Екатерина Николаевна. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается ответственность как волевое личностное качество и влияние произвольного самоконтроля на учебную деятельность. Представлены теории формирования личности в юности. Для установления связи между компонентами ответственности и произвольного самоконтроля показаны результаты диагностического исследования.
Resume: The article considers responsibility as the will quality and the impact of any self-control on learning activity. It deals with the theory of personality formation in youth. The article gives a detailed description of the research.

Ельникова Оксана Евгеньевна. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, направленного на оценку субъективного реагирования на болезнь, в частности, специфических особенностей эмоционального уровня внутренней картины болезни у представителей разных групп здоровья. Учитывался уровень здоровья участников экспериментального исследования. Подбор диагностического инструментария осуществлялся в зависимости от структурных компонентов ВКБ, выделенные Р.А. Лурия и В.В. Николаевой. Было выявлено, что у представителей 2 группы здоровья диагностируется: неадекватно заниженная оценка качества жизни, подавленное эмоциональное состояние, наличие аггравации. То есть у представителей данной группы здоровья очевидно доминирование эмоционального уровня ВКБ.
Resume . The article presents results of a pilot empirical study aimed at assessing the subjective response to the disease. In particular, it deals with specific features of the emotional level of internal disease patterns among representatives of different groups of health. The health of the participants in experimental studies was taken into account. When selecting diagnostic tools structural components PSC were considered singled out by R.A. Lorie, and V.V. Nikolayeva. It was revealed that inappropriately low estimation of the quality of life, depressed emotional state, the presence of aggravation were diagnosed in representatives of the 2
nd group of health. That is, the representatives of this group of health have clearly shown the dominance of emotional level.

Егорушкина Тамара Даниловна. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье автор раскрывает особенности организации самостоятельной работы в современном вузе, анализирует дидактические модели развития самостоятельности обучающихся в процессе изучения вузовских дисциплин, уделяет внимание созданию педагогических условий для формирования способностей личности к самообразованию. Образовательная среда вуза, определяемая как целостная динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению, оказывает существенное воздействие на субъекты педагогических взаимоотношений. Метазадача в высшем образовании - гармонизация образовательной среды, создание педагогических условий для самореализации и самообразования студентов. Психологическими критериями и личностными показателями уровня развития самостоятельности обучающихся являются: способности личности к переносу знаний и способов деятельности в новую ситуацию; свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане; способность применять общие принципы при решении частных задач; способность видеть проблему и др. Познавательная самостоятельность при этом объективно предстает как интегральное качество личности, которое характеризуется структурным единством мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов, а уровень ее проявления оказывается показателем имеющихся способностей по успешному выполнению самостоятельного труда. Достижение в вузе высокого уровня развития самостоятельности обучающихся в процессе деятельности оказывается возможным только в системе такой организации учебного процесса, которая целенаправленно и поэтапно активизирует самостоятельную познавательную и преобразующую деятельность обучающихся, специально вооружив их наиболее значимыми и адекватными способами инициативного выполнения познавательно-профессионального труда, что и происходит в процессе самостоятельного решения соответствующего типа учебных задач и заданий.
Resume. In the article the author highlights the peculiarities of independent work organization in a modern higher education establishment, analyzes didactic models of students’ independence development by studying different disciplines, pays attention to creation of pedagogical conditions for forming person's abilitiies to self-education.

Павлов Константин Иванович, Каменская Валентина Георгиевна. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Цель исследования: изучение характера воздействия экологических факторов земной и космической погоды в разные сезонные периоды на спектральные характеристики динамической функциональной асимметрии мозга человека, которая оценивалась для каждой частотной полосы величиной относительного коэффициента асимметрии. Для регистрации фоновой ЭЭГ использовался Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» (г. Таганрог). Показано, что в зимние месяцы бета-1-ритм локализуется в правом полушарии, а в весенне-летние бета-1- и альфа-ритмы преобладают в левом полушарии. В феврале возрастание солнечной активности ослабляет тета-ритм в левом полушарии и стимулирует его в правом, а при усилении действия космических лучей наблюдается снижение активности левого полушария в дельта-1 и -2- диапазонах. В мае-июне возрастание геомагнитной активности способствует увеличению суммарной спектральной мощности в правой лобной доле и одновременному уменьшению этой мощности в симметричной доле левого полушария.
Resume. The aim of our investigation is to study the influence of environmental conditions on EEG spectral characteristics of encephalic asymmetry - relative coefficient of asymmetry. Beta-1-rhythm is located in the right hemisphere during winter months. Beta-1-and alpha-rhythms prevail in the left hemisphere during spring and summer. The increasing of solar activity weakens theta-rhythm in the left hemisphere and stimulates it in the right hemisphere in February. Amplification of energy of cosmic rays reduces activity of delta-1 and-2-rhythms in the left hemisphere. Increasing of geomagnetic activity in May and June promotes increasing of total spectral capacity in the right frontal lobe and synchronical reduction of this capacity in the symmetric frontal lobe of left hemisphere.

Пачина Наталия Николаевна, Кузовлева Наталия Валериевна. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ - РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СУБЪЕКТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье раскрываются структура и содержание программы «Акмеологическое сопровождение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории средствами развивающей технологии «Портфолио достижений». Обосновывается практическая значимость внедрения развивающей технологии «Портфолио достижений».
Resume: The article describes the structure and content of the program "Acmeological support in individual educational trajectory by means of developing technology «Portfolio of achievements». Practical significance of the introduction of educational technology “Portfolio of achievements” is grounded.

Сараева Татьяна Петровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И МОТИВАЦИОННОГО КРИТЕРИЕВ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассматриваются показатели мотивационного и когнитивного критерия в структуре творческих способностей младшего школьника. Дана сравнительная характеристика слуховой и зрительной памяти у девочек и мальчиков. Описаны особенности исследовательской активности, творческого воображения младших школьников. Выявлены наиболее значимые для ученика мотивы учения, зависимость успеваемости, мотивов учения от творческой самореализации, описаны пути по развитию творческих способностей учащихся начальной школы.
Resume: The article presents the indices of motivation and cognitive criteria in the structure of creative abilities of junior schoolchildren. The author considers comparative description of auditory and visual memory. The features of research activity, creative imagination of junior schoolchildren are described, the most important motives of education, the dependence of progress results, motives of education on creative self-realization are revealed, ways of development of junior schoolchildren's abilities are given.

Бальчугов Сергей Георгиевич, Дьячков Алексей Анатольевич. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены сущность и структура авторской педагогической программы формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности. Педагогическую программу формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности мы понимаем как определенную совокупность взаимосвязанных компонентов, внедренных в образовательный и научный процесс военного вуза, главной целью которой является результативное формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности и выработка практических рекомендаций по оптимизации данного процесса. Целью интегрированного курса «Основания научно-исследовательской деятельности» является формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности, а также умений и навыков применения научных знаний для решения служебно-боевых задач. В структуре программы выделяются следующие компоненты: организационно-управленческий, содержательно-предметный, методолого-методический, критериально-оценочный. На основании разработанной программы была организована опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности. Критериально-оценочный компонент педагогической программы формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности представлен системой критериев, в структуру которого входят: преобразовательно-когнитивный, ценностно-ориентационный, коммуникативно-творческий. На основании разработанной педагогической программы проведения военной научно-исследовательской работы по специальности кафедрами были составлены методические указания по проведению научно-исследовательской работы по отдельным дисциплинам. Разработанная нами педагогическая программа позволяет нам решать комплекс задач по формированию готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, данная авторская программа может быть использована для методологического основания при разработке различных моделей формирования готовности других психолого-педагогических феноменов.
Resume. The article considers the nature and structure of the author's pedagogical programme for the formation of the future officer's readiness to scientific research activities. The structure of the programme includes the following components: organizational management, subject content, methodological, criterion-evaluative. On the basis of the developed programme the experimental work was organized aimed at the formation of readiness of the future officer to scientific research activities.

Овчинникова Юлия Сергеевна. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОТВОРЧЕСТВА

В статье обосновывается актуальность междисциплинарных исследований проблемы миротворчества в XXI веке, выявляется необходимость разработки педагогических технологий развития миротворчества у обучающихся в условиях информационной войны. Автор рассматривает миротворчество как метаспособность человека, развивающуюся в процессе духовного самостановления личности. В качестве основополагающего критерия миротворчества автор вводит понятие «деятельностного принципа "со-"» как со-бытия, со-гласованности, со-вмещения, со-творчества, со-причастности с собственным внутренним миром, с природным космосом, с ближним (человека с человеком), с Высшим Принципом бытия (с Богом). На основе 10-летнего опыта педагогической практики, фольклорно-этнографических экспедиций и исследований в области педагогики, сравнительной культурологии и этномузыкологии автор выявляет развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в миротворческом образовании. Музыкальный опыт, организованный в педагогических условиях, рассматривается (на основе концепции Ф.Е. Василюка) как переживание-деятельность по перестройке внутреннего мира. Основными фазами этого опыта являются: установка на самопознание - целеполагание - самонаблюдение и наблюдение за окружающим миром в процессе переживания - рефлексия на себя и других участников во время и после совместной игры - соотнесение полученного опыта с жизненными ситуациями - повышение осмысленности жизни - применение в жизненной практике нового понимания себя и окружающего мира . В качестве педагогических условий организации музыкального опыта как акта миротворчества выступают: создание пространства «защищенного мира» (любви, неосуждения, индивидуального подхода, свободы выбора), педагогика синтеза и метапредметность музыкальных занятий, использование деятельностного способа обучения «от действия к наблюдению и осмыслению действия, применению нового опыта в других жизненных контекстах». Средствами педагогического воздействия на развитие способности МироТворчества выступают: традиционная музыка народов мира, изучаемая в ракурсе культурологии; использование этнических музыкальных инструментов; обучение игре на инструментах без носителя интонирования; использование методики совместной музыкальной игры-импровизации; элементы социально-психологических тренингов.
Resume. The article focuses on the actual interdisciplinary research of peacekeeping problems in XXI century, and manifests the necessity of elaborating pedagogical technologies aimed at developing Creativity for Peace in the youth in conditions of information war. The author regards Creativity for Peace as human's meta-ability developing during the process of spiritual self-formation. As fundamental criterion of Creativity for Peace the author introduces the concept of «activity principle "co-"» as co-being, co-ordination, combination, co-creation, complicity with one's own inward world, with nature cosmos, with a neighbour (person with person), with Highest Principle of being (with God). On the basis of 10-year experience of pedagogical practice, of folklore and ethnographical expeditions and research made in pedagogics, comparative cultural studies and ethno-music studies, the author brings to light the developing potential of peoples of the world traditional music in peacekeeping education. Musical experiencing organized in pedagogical conditions is regarded (on the basis of F.E. Vasiliuk conception) as experience for reorganization of inward world. The basic phases of this musical experiencing are: self-cognition aim - goal-setting - self-observation and observation of the world around during the process of experiencing - reflection on oneself and on other participants during and after playing music - correlation of new experience with different life situations - better understanding of oneself and of the world around - using this new understanding in life practice. Among pedagogical conditions for organization of musical experiencing as an act of Creativity for Peace are the following: organizing of "protected world" space (of love, not blaming, individual approach, liberty of choice); pedagogics of synthesis and metadisciplinary approach to music classes; the use of active means of education "from action to observation and understanding of action, and application of new experience to other life contexts". Means of pedagogical influence on the process of developing Creativity for Peace are: traditional music of peoples of the world in cultural studies' context; the use of ethnic musical instruments; teaching to play musical instruments without native bearer of intonation; the use of joint musical improvisation playing method; elements of social-psychological training.

Овчинников Алексей Васильевич. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ УРОКЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются причины, приводящие к необходимости организации дистанционного обучения в сельских школах, а также особенности деятельности учителя и обучающихся на дистанционном уроке.
Resume: This article discusses the reasons that lead to the need for distance education in rural schools, and especially the activities of teachers and students at the remote class.

Морозова Наталья Николаевна, Проскурякова Людмила Константиновна. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается мониторинг как средство совершенствования качества математической подготовки в вузе c учетом ее специфики и тенденций современного образования. На основании выделенных объектов и сфер мониторинга предложена его структурная модель. Приведены примеры детализации отдельных блоков модели мониторинга, отражающих различные подходы к его организации с позиций используемых форм и методов, а также содержательного наполнения. Ведущими характеристиками мониторинга качества математической подготовки должны быть гибкость и динамизм в соответствии со спецификой предметной области, а также познавательно-профессиональной и личностной готовностью обучающихся. Проводимый ежегодно анализ данных комплексной входной диагностики абитуриентов, ставших первокурсниками, а также анализ результатов мониторинга в ходе учебного процесса дает достаточно объективную информацию для уточнения системы мониторинга с позиций частоты, видов и способов педагогического контроля, а также содержания предлагаемых контрольно-измерительных материалов и т.п. Комплексность и достоверность результатов мониторинга качества математической подготовки обусловливается использованием в ходе его проведения современных достижений теории и практики организации и контроля образовательной деятельности; статистически и дидактически обоснованных показателей и критериев оценки качества математической подготовки для соответствующего этапа обучения; вычислительной техники и информационных технологий для проведения мониторинга в различных сферах и содержательной, статистически корректной обработки результатов.
Resume. The article scrutinizes monitoring as a way to perfect the quality of Math instruction in a higher educational institution taking into account its specificity and contemporary tendencies in education. On the grounds of highlighted objects and spheres of the monitoring the article calls attention to its structural model and provides examples of specification of separate blocks of the monitoring model, reflecting various approaches to the organization of the monitoring, based on the employed forms and methods along with the meaningful content.

Петровская Мария Владимировна, Щербаков Сергей Валентинович. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме формирования психологической культуры преподавателей и курсантов как субъектов образовательного процесса в военном вузе через призму педагогического взаимодействия как специфического поля саморазвития и самоактуализации. Признавая педагогическое взаимодействие явлением культуры, проявляющимся в образовательном процессе вуза, мы основываемся на сущностных характеристиках культуры, содержащихся в научных трудах представителей разных наук, где культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Принимая во внимание, что педагогическое взаимодействие является сложной динамической структурой, компонентами которой являются подструктуры отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения, еще раз подчеркнем, что эффективность и успешность этого взаимодействия во многом зависят от психологической культуры курсантов и преподавателей. Очевидно, что без высокой психологической культуры субъектов образовательного процесса невозможны: отношения творческого сотрудничества между преподавателем и курсантом, индивидуализация обучения; активность познавательной деятельности, развитие интеллекта, психики, становление творческих личностей; оптимальное психическое состояние субъектов образовательного процесса, обеспечивающее их психическое и соматическое здоровье.
Resume. The article is devoted to the problem of psychological culture formation of professors and cadets as subjects of the educational process in the military university through the prism of pedagogical interaction as specific field of self-development and self-actualization.

Щербатых Сергей Викторович. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТОХАСТИКЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье описаны возможности реализации профессионально-прикладной направленности обучения стохастике учащихся профильных классов общеобразовательных школ. Объём понятия «профессионально-прикладная направленность обучения стохастике» составляет всё разнообразие приложений науки о случайном к естествознанию, гуманитарным дисциплинам, технике, конкретной профессиональной деятельности будущего специалиста. В качестве ведущих компонентов реализации профессионально-прикладной направленности выступают профессионально-прикладные задачи, формы, методы и средства обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы. Существо профессионально-прикладной направленности выражается в иллюстрации программного материала конкретными содержательными примерами их применения в других областях науки, в смежных дисциплинах, в систематическом использовании функционально-прикладных и профессионально-прикладных задач, содержание которых соответствует профилю будущей профессиональной деятельности старшеклассников. Профессионально-прикладная направленность, реализуемая в рамках профильного обучения, является тем инструментом, который позволяет осуществлять непрерывность математического образования, преемственность и безболезненный переход от школы к вузу. Обучение науке о случайном должно в какой-то мере имитировать описанный процесс исследования на практике, раскрывать связи математики с реальным миром, с другими областями знаний, в которых она находит всё новые и новые приложения. Поэтому обучение должно начинаться с рассмотрения реальных ситуаций, производственных процессов и возникающих в них задач, с поиска средств для их математического описания, построения соответствующих математических моделей. Затем объектом изучения должны стать уже сами эти модели, их исследование, приводящее к расширению теоретических знаний учащихся профильных классов. После того, как соответствующая теория построена (при участии самих учащихся), её аппарат применяется к решению исходной задачи, а также других задач, связанных с другими областями явлений, но приводящих к моделям этого же класса.
Resume. This article describes the possibilities of implementing professionally-applied orientation of teaching pupils stochastics in specialized classes in secondary schools.

Борисова Екатерина Леонидовна, Филинкова Евгения Борисовна. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОВЕРИЯ И ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ПОДЧИНЕННЫМ

Настоящая статья посвящена изучению влияния доверия руководителей к подчиненным на отношение к ним. Общий уровень доверия руководства к подчиненным - выше среднего, наемные руководители в большей мере доверяют подчиненным, чем предприниматели (собственники дела), а женщины больше, чем мужчины. Самым высоким уровнем доверия к работникам отличаются наемные руководители-женщины. Степень доверия руководителя к своим сотрудникам не зависит от его возраста и стажа управленческой деятельности. Корреляционный анализ обнаружил 18 взаимосвязей, говорящих о том, что доверие руководителя к своим сотрудникам тесно связано с такими показателями его психологического отношения к ним, как субъектность-объектность и зависимость-независимость от коллектива. Полученные результаты говорят о том, что чем более субъектно относится руководитель к своим сотрудникам, т.е. воспринимает их не как средство достижения собственных целей, а как единомышленников, друзей или членов семьи, тем выше уровень доверия к ним. Зависимость руководителя от коллектива в наибольшей степени проявляется в его позитивном отношении к мнению подчиненных. Высокий уровень доверия взаимосвязан не только с большей зависимостью от мнения отдельных работников, но и с ощущением единства с коллективом в целом. Психологическое отношение руководителя к подчиненным не может не сказываться на межличностном взаимодействии и, следовательно, взаимных отношениях лидера и группы. В значительно большей мере доверяют своим людям те руководители, которые характеризуются высокой степенью дружественности (неформальности) взаимоотношений с подчиненными.
Resume. This article explores the correlation between the employers' trust to their employees and their attitude towards them. General level of trust of the leaders to their subordinates is higher than average, employed leaders trust to their subordinates more than the owners and women more than men. The highest degree of trust to the employees have employed leaders-women. The degree of trust of the leader to his subordinates does not depend on his age or length of his administrative activity. Correlation analysis has discovered 18 interconnections testifying that the leaders' trust to their subordinates is closely connected with such indicators of his psychological attitude towards them as subjectivity-objectivity and dependence-independence from the group. The results received indicate that the more subjective the attitude of the leader to his subordinates is, that is the more he perceives them not as means for his aims, but as confederates, friends or family members, the higher is the degree of trust to them. The dependence of the leader on the group manifests itself to the greatest extent in his positive attitude towards the subordinates' opinions. High degree of trust is connected not only with the greater dependence on the opinion of some employees, but also with the feeling of unity with the group as a whole. Psychological attitude of the leader towards the subordinates has an inevitable effect upon interpersonal cooperation and consequently upon relationship of the leader with the group. Leaders, characterized by a greater extent of friendliness (informality) of the relations with the subordinates, have a considerably greater degree of trust to them.

Дымов Алексей Владимирович. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 Г.

В статье рассматривается социально-психологический аспект восприятия избирательной процедуры по городовому положению 1870 г. Становление городского самоуправлении в провинциальных городах земледельческих губерний Российской империи было сложым и противоречивым, сопровождалось не только борьбой различных социальных слоев городского населения за влияние в новых органах городской власти, но и традиционалистскими, не гражданскими в своей осноае установками. Автор пытается понять и проследить влияние социально-психологических аспектов на избирательные процедуры.
Resume: The article deals with the social-psychological aspect of perceiving election procedure under the Town regulations of 1870. Establishment of the city self-government in provincial towns of agricultural provinces of the Russian empire was complicated and contradictory, it was connected not only with the struggle of town population's different layers for the influence in the new organs of town government, but also with traditionalist directions, not civil in their basis. The author is trying to understand and to trace the influence of social-psychological aspects on electiom procedures.

Мельников Роман Анатольевич, Саввина Ольга Алексеевна. У ИСТОКОВ ТРАДИЦИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОССИИ: ОБЗОР ПЕРЕВОДОВ КНИГ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОРОВ

В статье рассмотрен один из аспектов истории создания отечественного учебника по математическому анализу - работа над переводами учебных пособий и руководств зарубежных авторов. Установлены имена зарубежных авторов и русских переводчиков, а также показаны культурно-исторические условия создания учебника по математическому анализу в России. Официальной датой открытия дифференциального и интегрального исчислений традиционно считается 1684 год, момент появления в молодом тогда научном немецком журнале «Acta eruditorum» статьи Лейбница «Nova methodus pro maximis et minimis…». В этом изыскании впервые в печати Лейбниц ввёл понятие дифференциала, употребил терминологию и обозначения, которые оказались настолько удобными, что используются до сих пор в научной литературе математиками Европы. Очень скоро дифференциальное и интегральное исчисления стали вводиться в преподавание. Уже через 12 лет после выхода в свет статьи «Nova methodus..» появилось в Европе первое учебное руководство по математическому анализу маркиза Гийома Франсуа де Лопиталя (1661-1704), в 1748 г. - первый учебник по математическому анализу, написанный женщиной-математиком Марией Гаэтаной Аньези (1718-1799). Первые переводы на русский язык книг, содержащих разделы математического анализа, появились на рубеже XVIII-XIX вв. Интерес у русских учёных к выполнению переводов не всегда был одинаковым. Наибольшее число переводов было сделано в 1911-1913 гг. и в 1930-х гг. Причём выполнялись такие переводы как учёными, получившими впоследствии широкое признание, так и мало известными авторами, имена которых канули в Лету. Всего с 1771 по 1941 гг. на русский язык было переведено по математическому анализу около 70 изданий: 34 - с французского языка, 24 - с немецкого, 8 - с английского, 3 - с латинского, 1 - с итальянского. Возможно, что этот список обнаруженных нами переводов не является исчерпывающим, но тенденции в предпочтении русских авторов выбирать для перевода французские и немецкие издания очевидны, что вполне объясняется не только высоким уровнем развития в Германии и Франции математической науки, но и тем, что в этих странах имелись устоявшиеся традиции университетского образования.
Resume. The article considers one of the aspects of history of the textbook on mathematical analysis creation - the work on the translation of manuals and guidelines of the foreign authors. The names of foreign authors and Russian translators are set and the cultural-historical conditions of the textbook on mathematical analysis creation in Russia are also shown in this article.