Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ: ВЛАСТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению проблемы образования в контексте теории систем. На примере системной теории Н. Лумана автор показывает, каким образом изменение понимания рациональности изменяет понимание образования, позволяя осуществить его сближение со специфической интерпретацией власти. Согласно предлагаемой Луманом идее системной рациональности, рациональность следует относить «к системе, а не к миру». Это означает, что мы не обязаны рассматривать окружающий систему мир как рациональный, тогда как сама система построена рациональным образом. Как кажется, проблему нам создает тезис Лумана, согласно которому система не может перенимать какие-либо внешние образцы, поскольку является «операционально закрытой». Вопрос об образовании в этом случае предполагает определенную «релятивизацию онтологии», «утрату реальности», сознательный отказ от признания онтологического статуса каких бы то ни было норм вместе с учетом их принципиальной значимости для существования систем как своего рода квазисубъектов. Здесь нет возможности подробно обсудить этот вопрос, но все же отметим, что похожая идея лежит и в основе представлений о диалектическом синтезе точно так же, хотя и иным путем упрощающим систему и обеспечивающим движение истории именно способом такого упрощения с той только разницей, что диалектической движение всегда мыслилось как подчеркнуто телеологичное. Сказанное выше не означает стремления поставить образование под сомнение. Скорее наоборот, образование и сегодня все еще нуждается в действительной легитимации, одним из способов которой является локализация этого феномена.
Ключевые слова
образование; система; власть; коммуникация; рациональность; education; system; authority; communication; rationality
EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMS THEOR: THE POWER OF RATIONALITY
Resume. The article reveals the problem of education within the context of systems theory. On the example of N. Luman’s theory of systems the author shows the way in which a change in comprehension of rationality modifies understanding of education that allows to realize its convergence with a specific interpretation of authority.
Список литературы
-
Гербарт, И. Главнейшие педагогические сочинения [Текст] / И. Гербарт. - М., 1906. - 374 с.
-
Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант; пер. с нем. Н. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. - М.: Наука, 1999. - 655 с.
-
Крикунов, А.Е. Феномен образования в русской персоналистической философии [Текст]: монография / А.Е. Крикунов. - Волгоград: ВГПУ, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 293 с.
-
Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ [Текст] / В.Г. Ледяев. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 384 с.
-
Луман, Н. Введение в системную теорию (Под редакцией Дирка Беккера) [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. К. Тимофеева. - М.: Изд-во «Логос», 2007. - 360 с.
-
Луман, Н. Власть [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.
-
Луман, Н. Общество как социальная система [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. А. Антоновский. - М.: Изд-во «Логос», 2004. - 232 с.
-
Льюкс, С. Власть: Радикальный взгляд [Текст] / С. Льюкс; пер. с англ. А.И. Кырлежева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 240 с.
-
Платон. Государство [Текст] / Платон // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Платон; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - С. 97-493.
-
Платон. Менон [Текст] / Платон // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Платон; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2006. - С. 375-421.
-
Peters, R.S. Ethics and Education [Text] / R.S. Peters. - London: Allen & Unwin, 1966.