Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье автор раскрывает особенности организации самостоятельной работы в современном вузе, анализирует дидактические модели развития самостоятельности обучающихся в процессе изучения вузовских дисциплин, уделяет внимание созданию педагогических условий для формирования способностей личности к самообразованию. Образовательная среда вуза, определяемая как целостная динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению, оказывает существенное воздействие на субъекты педагогических взаимоотношений. Метазадача в высшем образовании - гармонизация образовательной среды, создание педагогических условий для самореализации и самообразования студентов. Психологическими критериями и личностными показателями уровня развития самостоятельности обучающихся являются: способности личности к переносу знаний и способов деятельности в новую ситуацию; свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане; способность применять общие принципы при решении частных задач; способность видеть проблему и др. Познавательная самостоятельность при этом объективно предстает как интегральное качество личности, которое характеризуется структурным единством мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов, а уровень ее проявления оказывается показателем имеющихся способностей по успешному выполнению самостоятельного труда. Достижение в вузе высокого уровня развития самостоятельности обучающихся в процессе деятельности оказывается возможным только в системе такой организации учебного процесса, которая целенаправленно и поэтапно активизирует самостоятельную познавательную и преобразующую деятельность обучающихся, специально вооружив их наиболее значимыми и адекватными способами инициативного выполнения познавательно-профессионального труда, что и происходит в процессе самостоятельного решения соответствующего типа учебных задач и заданий.
Ключевые слова
самоорганизация учебно-познавательной деятельности; самостоятельная и познавательная активность личности; системность организации самостоятельной работы; способности к самообразованию; self-organization of educational and cognitive activity; independent
PROBLEMS OF THE LEARNERS' INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Resume. In the article the author highlights the peculiarities of independent work organization in a modern higher education establishment, analyzes didactic models of students’ independence development by studying different disciplines, pays attention to creation of pedagogical conditions for forming person's abilitiies to self-education.
Список литературы
-
Герцен, А.И. С того берега [Текст] / А.И. Герцен // Мир философии. - М., 1991. - Ч. 2. - С. 246.
-
Ельникова, О.Е. Особенности социализации современных студентов в аспекте влияния виртуальной образовательной среды [Текст] / О.Е. Ельникова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Т. 1, 23. - С. 10-15.
-
Коломиец, Б.К. Универсальные и интеллектуальные компетенции: обоснование и оценка [Текст] / Б.К. Коломиец. - М. - Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 76 с.
-
Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности [Текст] / Г.В. Суходольский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
-
Управление самостоятельной работой: мировой опыт [Текст] / В. Жураковский, З. Сазонова, Н. Чечеткина, Т.Ткачева, С. Курбатов // Высшее образование в России. - 2003. - С. 45-49.