Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И МОТИВАЦИОННОГО КРИТЕРИЕВ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются показатели мотивационного и когнитивного критерия в структуре творческих способностей младшего школьника. Дана сравнительная характеристика слуховой и зрительной памяти у девочек и мальчиков. Описаны особенности исследовательской активности, творческого воображения младших школьников. Выявлены наиболее значимые для ученика мотивы учения, зависимость успеваемости, мотивов учения от творческой самореализации, описаны пути по развитию творческих способностей учащихся начальной школы.
Ключевые слова
творческие; познавательные способности учащихся младших классов; мотивация; критерии; показатели; слуховая и зрительная память; исследовательская активность; творческое воображение; описание; самореализация; развитие способностей; creative; cognitive abilities
THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON REVEALING COGNITIVE AND MOTIVATION CRITERIA DEVELOPMENT IN THE STRUCTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S CREATIVE ABILITIES
Resume: The article presents the indices of motivation and cognitive criteria in the structure of creative abilities of junior schoolchildren. The author considers comparative description of auditory and visual memory. The features of research activity, creative imagination of junior schoolchildren are described, the most important motives of education, the dependence of progress results, motives of education on creative self-realization are revealed, ways of development of junior schoolchildren's abilities are given.
Список литературы
-
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пос. для учителя / А.Г. Асмолов. -М.: Просвещение, 2008.
-
Бурая, Л.В. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.В. Бурая. -Белгород, 2002. - 23 с.
-
Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации [Текст] / Ю.Б. Гатанов // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. - СПб.: АППО, 2009.
-
Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - СПб.: Речь, 2010. - 64 с.
-
Кузовлев, В.П. Философия активной учебной деятельности учащихся [Текст]: монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. - Елец, 2003.
-
Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, её выявление и развитие [Текст]: метод. пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Дубна: Феникс+, 2006. - 112 с.
-
Реан, А.А. Психологическое изучение личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.,1999. - 229 с.
-
Смирнов, С.А. Педагогика: теория, системы, технологии [Текст]: учебник для студентов высш. и сред. уч. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - 7-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 512 с.
-
Туник, Е.Е. Адаптированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003.
-
Чередникова, Т.В. Проверь себя / 105 психологических тестов [Текст] / Т.В. Чередников. - СПб.: Речь, 2007.
-
Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет [Текст]: учебно-методическое издание / Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития: Академия развития Холдинг, 2002. - 144 с.: ил. - Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем.