Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены сущность и структура авторской педагогической программы формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности. Педагогическую программу формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности мы понимаем как определенную совокупность взаимосвязанных компонентов, внедренных в образовательный и научный процесс военного вуза, главной целью которой является результативное формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности и выработка практических рекомендаций по оптимизации данного процесса. Целью интегрированного курса «Основания научно-исследовательской деятельности» является формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности, а также умений и навыков применения научных знаний для решения служебно-боевых задач. В структуре программы выделяются следующие компоненты: организационно-управленческий, содержательно-предметный, методолого-методический, критериально-оценочный. На основании разработанной программы была организована опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности. Критериально-оценочный компонент педагогической программы формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности представлен системой критериев, в структуру которого входят: преобразовательно-когнитивный, ценностно-ориентационный, коммуникативно-творческий. На основании разработанной педагогической программы проведения военной научно-исследовательской работы по специальности кафедрами были составлены методические указания по проведению научно-исследовательской работы по отдельным дисциплинам. Разработанная нами педагогическая программа позволяет нам решать комплекс задач по формированию готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, данная авторская программа может быть использована для методологического основания при разработке различных моделей формирования готовности других психолого-педагогических феноменов.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность; авторская педагогическая программа; структура; сущность; research activities; the author's pedagogical programme; structure; essence
THE NATURE AND CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMME FOR THE FORMATION OF THE FUTURE OFFICERS' READINESS TO RESEARCH ACTIVITIES
Resume. The article considers the nature and structure of the author's pedagogical programme for the formation of the future officer's readiness to scientific research activities. The structure of the programme includes the following components: organizational management, subject content, methodological, criterion-evaluative. On the basis of the developed programme the experimental work was organized aimed at the formation of readiness of the future officer to scientific research activities.
Список литературы
-
Бальчугов, С.Г. Научные традиции и компетентностный подход в образовании: проблема совместимости [Текст] / С.Г. Бальчугов, П.Ю. Наумов // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2012. - № 5 (29). - 2012. - С. 267-280.
-
Дьячков, А.А. Результаты эмпирической проверки эффективности внедрения в образовательный процесс авторской программы развития практического мышления [Текст] / А.А. Дьячков // Вестник университета (государственный университет управления). - М.: Государственный университет управления. - 2014. -№ 6. - С. 253-258.
-
Скибицкий, Э.Г. Педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие / Э.Г. Скибицкий, Т.Б. Жакупов. - Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2013. - 388 с.
-
Скибицкий, Э.Г. и др. Педагогические условия и средства подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления [Текст] / Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю., Шмидт Н.М. - Новосибирск: САФБД, 2010. - 210 с.
-
Тюрин А.А. Психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации [Текст] / А.А. Тюрин // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 4. - № 4. - С. 135-139.