Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОТВОРЧЕСТВА
В статье обосновывается актуальность междисциплинарных исследований проблемы миротворчества в XXI веке, выявляется необходимость разработки педагогических технологий развития миротворчества у обучающихся в условиях информационной войны. Автор рассматривает миротворчество как метаспособность человека, развивающуюся в процессе духовного самостановления личности. В качестве основополагающего критерия миротворчества автор вводит понятие «деятельностного принципа "со-"» как со-бытия, со-гласованности, со-вмещения, со-творчества, со-причастности с собственным внутренним миром, с природным космосом, с ближним (человека с человеком), с Высшим Принципом бытия (с Богом). На основе 10-летнего опыта педагогической практики, фольклорно-этнографических экспедиций и исследований в области педагогики, сравнительной культурологии и этномузыкологии автор выявляет развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в миротворческом образовании. Музыкальный опыт, организованный в педагогических условиях, рассматривается (на основе концепции Ф.Е. Василюка) как переживание-деятельность по перестройке внутреннего мира. Основными фазами этого опыта являются: установка на самопознание - целеполагание - самонаблюдение и наблюдение за окружающим миром в процессе переживания - рефлексия на себя и других участников во время и после совместной игры - соотнесение полученного опыта с жизненными ситуациями - повышение осмысленности жизни - применение в жизненной практике нового понимания себя и окружающего мира . В качестве педагогических условий организации музыкального опыта как акта миротворчества выступают: создание пространства «защищенного мира» (любви, неосуждения, индивидуального подхода, свободы выбора), педагогика синтеза и метапредметность музыкальных занятий, использование деятельностного способа обучения «от действия к наблюдению и осмыслению действия, применению нового опыта в других жизненных контекстах». Средствами педагогического воздействия на развитие способности МироТворчества выступают: традиционная музыка народов мира, изучаемая в ракурсе культурологии; использование этнических музыкальных инструментов; обучение игре на инструментах без носителя интонирования; использование методики совместной музыкальной игры-импровизации; элементы социально-психологических тренингов.
Ключевые слова
миротворческое образование; миротворчество как метаспособность; педагогические технологии развития миротворчества; музыкальная психология; музыкальная педагогика; музыкально-педагогические основы миротворчества; музыкальное миротворчество; традиционная му
MUSICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF PEACEKEEPING
Resume. The article focuses on the actual interdisciplinary research of peacekeeping problems in XXI century, and manifests the necessity of elaborating pedagogical technologies aimed at developing Creativity for Peace in the youth in conditions of information war. The author regards Creativity for Peace as human's meta-ability developing during the process of spiritual self-formation. As fundamental criterion of Creativity for Peace the author introduces the concept of «activity principle "co-"» as co-being, co-ordination, combination, co-creation, complicity with one's own inward world, with nature cosmos, with a neighbour (person with person), with Highest Principle of being (with God). On the basis of 10-year experience of pedagogical practice, of folklore and ethnographical expeditions and research made in pedagogics, comparative cultural studies and ethno-music studies, the author brings to light the developing potential of peoples of the world traditional music in peacekeeping education. Musical experiencing organized in pedagogical conditions is regarded (on the basis of F.E. Vasiliuk conception) as experience for reorganization of inward world. The basic phases of this musical experiencing are: self-cognition aim - goal-setting - self-observation and observation of the world around during the process of experiencing - reflection on oneself and on other participants during and after playing music - correlation of new experience with different life situations - better understanding of oneself and of the world around - using this new understanding in life practice. Among pedagogical conditions for organization of musical experiencing as an act of Creativity for Peace are the following: organizing of "protected world" space (of love, not blaming, individual approach, liberty of choice); pedagogics of synthesis and metadisciplinary approach to music classes; the use of active means of education "from action to observation and understanding of action, and application of new experience to other life contexts". Means of pedagogical influence on the process of developing Creativity for Peace are: traditional music of peoples of the world in cultural studies' context; the use of ethnic musical instruments; teaching to play musical instruments without native bearer of intonation; the use of joint musical improvisation playing method; elements of social-psychological training.
Список литературы
-
Аляутдинов, Ш. Священный Коран. Смыслы [Текст]: в 4 т. Т. 3 / Ш. Аляутдинов. - М.: Диля, 2012. - 778 с.
-
Антоний, митрополит Сурожский. Учитесь молиться [Текст] / Антоний, митрополит Сурожский; пер. с англ. Т.Л. Майданович. - М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. - 96 с.
-
Арсеньев, А.С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна (Философский очерк) [Текст] / А.С. Арсеньев // Методология и история психологии. - 2008. - Т. 3. - Вып. 4. - С. 115-148.
-
Баркова, Ю.С. Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации [Текст] / Ю.С. Баркова. - М.: МГУ, 2013. - 168 с.
-
Баркова, Ю.С. Традиционная музыка в культуре народов мира [Текст]: учебно-методическое пособие курсу / Ю.С. Баркова. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2011. - 180 с.
-
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: монография / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. - 416 с.
-
Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 240 с.
-
Дао Дэ Цзин [Электронный ресурс] / Дао Дэ Цзин; пер. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 2. - Электрон. дан. - М.: Мысль, 1972. - Режим доступа: http://www.lib.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
-
Дзейтова, М.Х. Проблемы терминологии в миротворческом образовании [Электронный ресурс] / М.Х. Дзейтова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск, 2006. - № 10. - Режим доступа: http://www.jurnal.org, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
-
Иванов, А.В. Мир сознания [Текст] / А.В. Иванов. - Барнаул: АГИИК, 2000. - 240 с.
-
Королева, И.В. и др. Оценка степени риска возникновения дезадаптации у студентов педагогического колледжа [Текст] / И.В. Королева, Е.И. Николаева, В.А. Петрова, К.Н. Катчева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 2. - № 3. - С. 105-108.
-
Литвинович, В.Г. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / В.Г. Литвинович. - Кострома, 2010. - 22 с.
-
Лосев, А.Ф. История античной эстетики [Электронный ресурс]: в 6 т. Т. III - Высокая классика / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1974. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/losef/iae3/index.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
-
Махабхарата [Электронный ресурс]: [V, I - Мокшадхарма (Основа освобождения), часть II - Нараяния. Кн. 12, гл. 174-367, шлоки 6457-13943]; пер. Б.Л. Смирнова. - Электрон. дан. - Ашхабад: АН ТССР, 1961. - Режим доступа: http://www.bolesmir.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
-
Мелик-Пашаев, А.А. В единстве с миром. Искусство и художественное развитие ребенка [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2013. - 176 с.
-
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа [Текст]. - М.: Издание Московской Патриархии, 1956. - 543 с.
-
Орлов, Г. Древо музыки [Текст] / Г. Орлов. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 713 с.
-
Франк, С. Реальность и человек [Текст] / С. Франк; сост. П. В. Алексеев; Прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1997. - 479 с.
-
«Я не могу уйти в одну науку…». Из писем В.И. Вернадского к Н.Е. Вернадской [Текст] / В.И. Вернадский // Прометей: Ист.-биогр. альманах сер. «Жизнь замечательных людей». Т. 15; сост. Г. Аксенов; науч. ред. И.И. Мочалов. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - С. 86-111.