Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования психологической культуры преподавателей и курсантов как субъектов образовательного процесса в военном вузе через призму педагогического взаимодействия как специфического поля саморазвития и самоактуализации. Признавая педагогическое взаимодействие явлением культуры, проявляющимся в образовательном процессе вуза, мы основываемся на сущностных характеристиках культуры, содержащихся в научных трудах представителей разных наук, где культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Принимая во внимание, что педагогическое взаимодействие является сложной динамической структурой, компонентами которой являются подструктуры отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения, еще раз подчеркнем, что эффективность и успешность этого взаимодействия во многом зависят от психологической культуры курсантов и преподавателей. Очевидно, что без высокой психологической культуры субъектов образовательного процесса невозможны: отношения творческого сотрудничества между преподавателем и курсантом, индивидуализация обучения; активность познавательной деятельности, развитие интеллекта, психики, становление творческих личностей; оптимальное психическое состояние субъектов образовательного процесса, обеспечивающее их психическое и соматическое здоровье.
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие; психологическая культура личности; субъекты образовательного процесса; военный вуз; pedagogical interaction; personality’s psychological culture; subjects of the educational process; military institution
Pedagogical interaction AS A CONDITION FOR THE FORMATION of PSYCHOLOGICAL CULTURE OF educationAL process SUBJECTS in a military INSTITUTION
Resume. The article is devoted to the problem of psychological culture formation of professors and cadets as subjects of the educational process in the military university through the prism of pedagogical interaction as specific field of self-development and self-actualization.
Список литературы
-
Витвицкая, Л.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.А. Витвицкая. - Оренбург, 2012.
-
Карташева, В.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя иностранного языка: основные методологические положения [Текст] / В.Н. Карташева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 2. - № 2. - С. 5-13.
-
Лебедева, О.Ю. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе туристского вуза [Текст]: автореф. дис.. канд. пед. наук / О.Ю. Лебедева. - М., 2004.
-
Петровская, М.В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя [Текст] / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (Ч. 3). - С. 632-635.
-
Семикин, В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.В. Семикин. - СПб., 2004.
-
Федотова, Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя [Текст]: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е.Л. Федотова. - Иркутск, 1998.
-
Шипякова, А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе [Текст]: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.А. Шипякова. - Рязань, 2006.