Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №27 (3) (2014)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТОХАСТИКЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье описаны возможности реализации профессионально-прикладной направленности обучения стохастике учащихся профильных классов общеобразовательных школ. Объём понятия «профессионально-прикладная направленность обучения стохастике» составляет всё разнообразие приложений науки о случайном к естествознанию, гуманитарным дисциплинам, технике, конкретной профессиональной деятельности будущего специалиста. В качестве ведущих компонентов реализации профессионально-прикладной направленности выступают профессионально-прикладные задачи, формы, методы и средства обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы. Существо профессионально-прикладной направленности выражается в иллюстрации программного материала конкретными содержательными примерами их применения в других областях науки, в смежных дисциплинах, в систематическом использовании функционально-прикладных и профессионально-прикладных задач, содержание которых соответствует профилю будущей профессиональной деятельности старшеклассников. Профессионально-прикладная направленность, реализуемая в рамках профильного обучения, является тем инструментом, который позволяет осуществлять непрерывность математического образования, преемственность и безболезненный переход от школы к вузу. Обучение науке о случайном должно в какой-то мере имитировать описанный процесс исследования на практике, раскрывать связи математики с реальным миром, с другими областями знаний, в которых она находит всё новые и новые приложения. Поэтому обучение должно начинаться с рассмотрения реальных ситуаций, производственных процессов и возникающих в них задач, с поиска средств для их математического описания, построения соответствующих математических моделей. Затем объектом изучения должны стать уже сами эти модели, их исследование, приводящее к расширению теоретических знаний учащихся профильных классов. После того, как соответствующая теория построена (при участии самих учащихся), её аппарат применяется к решению исходной задачи, а также других задач, связанных с другими областями явлений, но приводящих к моделям этого же класса.
Ключевые слова
общеобразовательная школа; профильные классы; стохастика; профессионально-прикладная направленность; математическое моделирование; secondary school; specialized classes; stochastics; professionally-applied orientation; mathematical modeling
THE METHODICAL FEATURES OF TEACHING PUPILS STOCHASTICS IN SPECIALIZED CLASSES THROUGH THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONALLY-APPLIED ORIENTATION
Resume. This article describes the possibilities of implementing professionally-applied orientation of teaching pupils stochastics in specialized classes in secondary schools.
Список литературы
-
Виленкин, Н.Я. Воспитание мыслительных способностей учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Н.Я. Виленкин, А.Я. Блох, Р.К. Таварткиладзе // Современные проблемы методики преподавания математики: сб. статей. Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов; сост. Н.С. Антонов, В.А. Гусев. - М.: Просвещение, 1985. - С. 201-221.
-
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др.; сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
-
Плоцки, А. Вероятность события в стохастической линии школьного математического образования [Текст] / А. Плоцки // Математика в школе. - 1997. - № 2. - С. 24-28.
-
Плоцки, А. Стохастические задачи и прикладная направленность в обучении математике [Текст] / А. Плоцки // Математика в школе. - 1991. - № 3. - С. 69-71.
-
Подаева, Н.Г. Социокультурное содержание учения в области математики [Текст] / Н.Г. Подаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - С. 91-97.
-
Селютин, В.Д. Научные основы методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / В.Д. Селютин. - Орёл, 2002. - 344 с.
-
Терешин, Н.А. Прикладная направленности школьного курса математики [Текст]: кн. для учителя / Н.А. Терешин. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
-
Фирсов, В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплине [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В. Фирсов. - М., 1974. - 161 с.
-
Щербатых, С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы [Текст]: дис.. д-ра пед. наук / С.В. Щербатых. - М., 2011. - 438 с.
-
Щербатых, С.В. Реализация метода математического моделирования в процессе обучения стохастике учащихся профильных классов [Электронный ресурс] / С.В. Щербатых // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Апрель 2011, ART 1564. - CПб., 2011 г. - Режим доступа: URL: http:/www.emissia.org/offline/2011/1564.htm. - Гос. рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. - Обьём 0,5 п.л. [дата обращения 12.12.2013].