Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Борисов Р. В.. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДАГЕСТАНЕ
Исследование, результаты которого представлены в статье, было проведено в рамках изучения социальной психологии гражданской идентичности на примере народов Дагестана. В данной статье анализируются результаты одного из этапов исследования - анкетирования по авторской анкете, составленной для изучения феномена гражданской идентичности в Дагестане. Анкетирование было проведено среди дагестанской молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, представители двух самых многочисленных этносов республики - аварцы и даргинцы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что значительная часть исследованной молодежи не уверена в том, что существует чувство «МЫ», чувство общности у всех граждан России независимо от этнической принадлежности. В то же время указывается на наличие чувства «МЫ» у дагестанцев. Ранжирование Я-образов показывает, что на первое место стабильно молодые дагестанцы ставят все, что связано с Дагестаном: Я - мусульманин, Я - дагестанец. Плюс ко всему - высокий процент образов на первых трех позициях имеют образы Я - аварец или Я - даргинец, а также Я - кавказец. В статье указывается, что 56% респондентов своей родиной считают Дагестан, в то время как на вопрос «Откуда Вы?», находясь за границей, более 80% ответили бы, что они из России. Делается вывод, что дагестанцы этот факт констатируют в чистом виде, без примеси чувства сопричастности и эмоциональной ценности осознания себя россиянами, указывая, что их Родина, всё-таки Дагестан. Делается акцент на том, что без данных элементов в структуре гражданской идентичности едва ли можно говорить о её «устойчивости» и «долговечности».
The article deals with the investigation of civic identity phenomenon in Dagestan. The investigation was held among Dagestan youth of the age 18-25 belonging to two main ethnic groups. The results are as following: the majority of respondents doesn’t believe that Russians have a common «WE»-feeling, that unites all Russian citizens in one nation in spite of diversity of ethnic groups and religions. Meanwhile the respondents think that such a feeling takes place within Dagestan peoples. Ranging of “I”-images shows that young people are stable in putting everything connected with Dagestan to the first place: I am a Muslim, I am a Dagestani. Another aspect is that the respondents point out the following self-images in a certain range: the first position is given to such self-images as I am an Avar or I am a Dargin and also I am a Caucasian. 56% of respondents say their motherland is Dagestan while answering to the question «Where are you from?» when being abroad they say «I am from Russia». The conclusion is that the Dagestani accept that they are from Russia as a mere fact without any emotional value, contrasted to Dagestan which they consider their motherland.
Исаева К. В., Остапенко В. С.. Культурологический подход к мировоззренческому становлению студента в вузе
В статье рассматривается проблема культурологического подхода в мировоззренческом становлении студенчества в вузе, переход к парадигме образования как всецелого культуроформирующего и культуроразвивающего процесса.
The article deals with the problem of cultural studies approach to world outlook formation of students in higher school, with the transition to the paradigm of education as a general process of forming and developing culture.
Захарова М. А.. Реализация принципа дуализма В проектировании основной образовательной программы подготовки бакалавра
Статья посвящена рассмотрению вопросов проектирования основной образовательной программы подготовки бакалавров в вузе на основе принципа дуализма на двух уровнях: проектирования формы и проектирования содержания профессионального образования. Автор акцентирует внимание на том, что выделение в структуре высшего образования ступени прикладного бакалавриата актуализирует обращение к принципу дуализма в профессиональном образовании. В статье рассматривается сущность и факторы, определяющие содержательную сторону дуальной системы подготовки профессиональных кадров, анализируется опыт создания современных производственно-образовательных кластеров. Изучение дуальной системы инженерно-педагогического образования, разработанной с целью решения проблемы подготовки педагогических кадров для системы высшего инженерного образования, позволяет предположить необходимость учета принципа дуализма при подготовке профессиональных кадров для сферы технического сервиса на уровне содержания образования.
The article is devoted to considering questions of designing the main educational program of bachelor training in higher education institutions on the basis of the principle of dualism at two levels: those of designing the form and designing the content of professional education. The author concentrates on the fact that separating the stage of applied bachelor course in the structure of higher education actualizes using the principle of dualism in professional training. The article considers the essence and the factors determining the content of the dual system of professional training, the experience of creating modern production and educational clusters is analyzed. The study of the dual system of engineering-pedagogical education, which was elaborated with the aim of deciding the problem of pedagogical personnel for the system of engineering education, allows to suppose the necessity of considering the principle of dualism in training professional personnel for the sphere of technical service at the level of education content.
Красова Т. Д.. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье проводится психолого-педагогический анализ дефиниций «интерес», «познавательный интерес». Рассматриваются современные психолого-педагогические исследования проблемы развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Выделяются структурные компоненты, обозначены содержательные характеристики познавательного развития дошкольников, определены условия, этапы возникновения и развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Характеризуются особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
The article makes the psychological and pedagogical analysis of «interest» and «cognitive interest» definitions. Contemporary psychological and pedagogical investigations of problems of preschoolers' cognitive interests development are considered in the article. Structural components are singled out, content characteristics of preschoolers' development are marked out, conditions and stages of the beginning and development of preschoolers' cognitive interest are determined. Peculiarities of preschoolers' cognitive interest development are characterized.
Тихонова Е. В., Хорохорина Г. А.. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена анализу компонентов учебной автономии студентов. Конкретизируются термины: учебная самостоятельность, самостоятельная работа, учебная автономия, активная учебная деятельность, необходимые для описания современной информационной личности, являющейся «идеальным» продуктом образовательного процесса. На примере проведённого авторами исследования иллюстрируется потенциал информатизации и медиатизации образования сквозь призму восприятия современного студенчества.
This article analyzes the components of the students’ educational autonomy. A number of terms are narrowed (learning independence, self study, educational autonomy, active learning activities) needed to describe the informational personality as the "ideal" product of the educational process. Using the results of the study conducted by the authors the potential of informatization and mediatization of modern education through the prism of perception of modern students is illustrated.
Ильичева И. М., Андреева Е. Н.. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена анализу различных направлений духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве современной России.
The article is devoted to the analysis of different trends of spiritual-moral upbringing in the sphere of education in modern Russia. It deals with the analysis of variety of approaches to this problem.
Кукулин С. С., Макаров В. В., Поляков Д. Д.. Опыт формирования социально-педагогической компетентности у бакалавров педагогического профиля ЕГУ им. И.А. Бунина для работы с учащимися-неформалами
Статья посвящена описанию апробации модели формирования социально-педагогической компетентности будущих педагогов в работе с учащимися - представителями неформальных молодежных объединений. Социально-педагогическая компетентность учителя для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений - есть интегральное личностно-профессиональное образование педагога, которое соединяет в себе толерантное отношение к субкультурным различиям, социальные знания в области неформальных молодежных объединений и неформальных субкультур, готовность к индивидуализации образования, субъектную способность к самообразованию и саморазвитию, личностное умение применять социальные технологии организации взаимодействия с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений. В статье анализируются такие направления работы авторов, как чтение курса по выбору для студентов «Культурно-образовательное пространство неформальных молодежных объединений» на основе применения современных гуманитарных технологий и студенческого клуба «Ролевое моделирование», нацеленного на формирование у участников компетенций по социально-педагогическому взаимодействию с различными социальными группами молодежи. Формирование социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений - осуществляется на методическом уровне через систему следующих методов: case-study (формирующий инструментарий когнитивной компетенции), экспериментальное обучение, обучение жизненным навыкам и обучение действием (формирующий инструментарий функциональной компетенции), имитационные игры и обучение в практике (формирующий инструментарий личностной компетенции), тренинги, метод обучения ассертивному поведению и метод коучинга (формирующий инструментарий коммуникативной компетенции), alact-модель и рефлексивное обучение (формирующий инструментарий рефлексивной компетенции), методы обучения в сетевых сообществах (формирующий инструментарий самообразовательной компетенции).
The article is devoted to the description of approbation of the model of social and pedagogical competence formation of future teachers for the work with pupils - representatives of informal youth associations. Social and pedagogical competence of the teacher for the work with pupils - participants of informal youth associations is an integral personal professional education of the teacher which unites the tolerant relation to subcultural distinctions, social knowledge in the field of informal youth associations and informal subcultures, readiness for an education individualization, subject ability to self-education and self-development, personal ability to apply social technologies of the organization of interaction with pupils - participants of informal youth associations. The article analyzes such areas of the authors' work as teaching an open classroom "Cultural and educational space of informal youth associations" on the basis of modern humanitarian technologies use and the work of student's club "Role modelling" aimed at the formation of competences of social and pedagogical interaction with various social groups of youth in the participants. Formation of social and pedagogical competence of a future teacher for the work with pupils - participants of informal youth associations is carried out at the methodical level through the system of the following methods: case-study (the forming tools of cognitive competence), experimental training, training in life skills and training by action (the forming tools of functional competence), imitating games and training in practice (the forming tools of personal competence), trainings, a method of training in assertive behavior and the method of coaching (the forming tools of communicative competence), alact-model and reflexive training (the forming tools of reflexive competence), training methods in network communities (the forming tools of self-educational competence).
Пономарева Е. Ю.. СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В данной статье понятие «готовность студентов к самоорганизации здорового образа жизни» трактуется нами в контексте деятельностно-компетентностного подхода как интегративное образование личности, включающее психологическую, педагогическую и физиологическую готовность, системообразующую установку на освоение и ведение здорового образа жизни. Формирование структуры «готовности» средствами фитнес-аэробики может осуществиться только при соблюдении социально-педагогических, организационно-педагогических условий, здоровьесберегающего образовательного пространства вуза, мониторинга уровня здоровья и ОФП студентов.
The article treats the notion of «the students' readiness to self-organization of the healthy life style» in the context of activity and competence approach, as integral education of a person, including psychological, pedagogical and physiological readiness, system forming purpose of acquiring and carrying out the healthy life style. The formation of the “readiness” structure by means of fitness aerobics is possible only with observance of social-pedagogical, organizational-pedagogical conditions, health-saving educational expance of a higher education institution, students' health level monitoring and their general physical training.
Барышева Т. А.. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ КРЕАТИВНОСТИ
В статье излагаются результаты эмпирического исследования гендерных особенностей в развитии креативности у взрослых. Креативность рассматривается с позиций многофакторного подхода как сложное психическое образование. Статистически обосновывается своеобразие структурной организации креативности у женщин и мужчин. Диагностическая программа исследования разработана на основе метода многоуровневого соответствия (Н.И. Шевандрин). Метод, основанный на установлении многоуровневого соответствия результатов различных основных и дополнительных психодиагностических инструментов (T-данные), самооценки (Q-данные), экспертных оценок (L-данные), дополненный анализом продуктов творчества (креативных проектов), позволил определить гендерные особенности в структуре креативности у взрослых. В нашем исследовании принимали участие 112 женщин и 31 мужчина различного возраста (от 18 до 56 лет). Проверка достоверности гендерных различий в структуре креативности по критерию t-Стьюдента показала существенные различия по отдельным (эмоциональным, эстетическим, интеллектуальным) параметрам креативности, а также по показателю «компетентность». Женщины доминируют по таким эмоциональным характеристикам, как «эмоциональный тезаурус» (t =2,93), «экспрессивная эмоциональность» (t =2,63), и эстетическим («чувство стиля» t =3,63). Приоритет мужчин - интеллектуальные параметры креативности: «дивергентность интеллекта» (t=2,79), «способность к прогнозированию» (t =2,12), «способность к ассоциированию» (t=2,68), а также «компетентность в сфере теории и технологий творчества» (t=3,51).
The article gives the results of empiric research of gender peculiarities in creativity development of adults. Creativity is analyzed from the position of the multifactor approach as a complex psychic formation. Originality of structural creativity of men and women is substantiated with statistics. Diagnostic program of the research is developed on the base of a multilevel method of correspondence (N.I. Shevandrin). The method based on establishing multilevel correspondence of the results of different main and supplementary psycho-diagnostic tools (T-data), self-estimation (Q-data), expert estimations (L-data), supplemented with the creative product analysis (creative projects), allowed to identify gender peculiarities in the structure of adults creativity. 112 women and 31 men of different ages (from 18 to 56) were participants of the research. It was shown (using Tcriterion) that there are significant differences in certain creativity parameters (emotional, aesthetic, intelligence ones) and in the parameter “competence”. Women dominate in the emotional characteristics, such as «emotional thesaurus» (t=2,93), «expressive emotionality» (t =2,63) and in the aesthetic characteristic («the sense of style» t=3,63). Men were predominant in intellectual parameters of creativity: «divergency of thinking» (t=2,79), «prognostic capacity» (t=2,12), «capacity of associations formation» (t=2,68), and «competence in the theory and creative technology» (t=3,51).
Плетенева И. Ф., Бакаева О. Н.. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Становление ребенка-дошкольника - сложный противоречивый процесс. В ряду разнообразных качеств, формируемых у дошкольника, особое место отводится познавательной самостоятельности. Сформированность данного качества выступает важным фактором целостного развития дошкольника. В статье сделан акцент на соотношении познавательной самостоятельности и успешности выполнения ребенком трудовой деятельности
Тhe formation of a pre-school child is a very difficult contradictory process. Among different virtues which must be created in a pre-school child the most important place belongs to cognition independence. This virtue is the main factor of the thorough development of a pre-school child. Our research shows the existence of the interaction between the success in any activity of a person and cognition independence. We illustrate this dependence on the example of the labour activity.
Каменская В. Г., Кожевникова О. А.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКОРОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНЫХ ЗАДАЧ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья посвящена изучению особенностей восприятия и организации перцептивно-моторных реакций детьми с общими нарушениями речи (ОНР) (без интеллектуального дефекта), по сравнению с детьми нормативного речевого развития. Дети выполняли интеллектуальные задания - цветные матрицы Дж. Равена, эффективность которых оценивалась процентом правильных решений и затраченным на выполнение теста временем. На этой же выборке старших дошкольников (100 обследованных детей) использовалась новая компьютерная программа, компьютерный тест «Простой и сложный образ», который представлял динамически организованный поток простых стимулов в виде красных треугольников и сложных стимулов (красные треугольники в сочетании со звуковыми раздражителями). На сложные стимулы дети реагировали скоростной перцептивно-моторной реакцией нажатия на клавишу Probel, на одиночные простые стимулы они должны были затормозить перцептивно-моторную реакцию. Скоростных стимулов в серии было 48 штук, тормозных - 16 при средней величине межстимульных интервалов, равных 1.5 сек. Программа автоматически рассчитывала среднее время реакции, число опережающих реакций, фальш-стартов, пропущенных и замедленных реакций, количество ошибочных нажатий на клавишу Probel, а также интегральный коэффициент качества выполнения задания. Учитывалось среднее время реакции на скоростные стимулы. Обнаружено, что дети с диагнозом ОНР достоверно хуже выполняют задания теста Дж. Равена при больших временных на него затратах. Компьютерный тест «Простой и сложный образ» выполнялся детьми с речевыми нарушениями также хуже по сравнению с их сверстниками, характеризующимися нормативным вариантом развития: они допускали большее число пропусков, ошибок и фальш-стартов. При этом среднее время реакции у детей двух групп достоверно не различалось. Факторный анализ показал, что качество и время выполнения интеллектуальных заданий дошкольниками без речевых нарушений и с речевыми расстройствами связаны с разными параметрами перцептивно-моторных заданий.
The article deals with the study of peculiarities of perceptive-motor reactions apprehension and organization by the children with general breaches of speech (without intellectual defects), compared to the children with normal speech development. The children solved intellectual problems - coloured matrices by J.Raven, the effectiveness of which was estimated by the percent of right results and by the time spent on solving the test. A new computer test “Simple and complicated image” was used for the same group of senior pre-school children (100 inspected children), the test presented a dynamically organized flow of simple stimulae in the form of red triangles and complicated stimulae (red triangles in combination with sound irritants). The children answered complicated stimulae by the speed perceptive-motor reaction of pushing the key Probel, they should inhibit the perceptive-motor reaction to single simple stimulae. There were 48 speed stimulae in a series, and 16 inhibitive ones with the average length of intra-stimulus intervals of 1,5 seconds.The program automatically calculated the average time of a reaction, the number of outstripping reactions, false starts, missed and slow reactions, the number of erratic pushings the key Probel, and also the integral coefficient of the problem solving quality. The average time of the reacting to speed stimulae was registered. It was found that children with general breaches of speech were truly worse in doing the test of Raven with more time spent on it. The computer test “Simple and complicated image” was also done worse by the children with breaches of speech compared to the children of the same age with the normal variant of development: they had a greater number of gaps, mistakes and false starts. However, the average time of reaction did not differ for the children of two groups. Factor analysis has shown that the quality and time of solving intellectual problems by pre-school children with speech breaches and without them are connected with different parameters of perceptive-motor problems.
Чапская Я. М., Битюцкая Н. Н.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Статья посвящена исследованию социально-психологической адаптации студентов и ее взаимосвязи с компонентами психологической культуры. Изучение социально-психологического и аутопсихологического компонентов психологической культуры позволило сделать выводы, что компоненты психологической культуры адаптированных студентов будут гармонично развиты, в то время как у дезадаптированных студентов уровень гармоничности, стремление к общению и творчеству недостаточны. Из полученных данных следует, что уровень развития психологической культуры личности студента обуславливает успешность адаптации к вузовскому учебному процессу, что требует особого внимания к развитию психологической культуры студентов на первоначальном этапе обучения.
The article investigates the social and psychological adaptation of students and its relationship to the components of psychological culture. The study of socio-psychological and autopsychological components of psychological culture has led to the conclusion that the components of psychological culture of adapted students will be harmoniously developed, while the level of harmony of maladjusted students, their desire to communicate and create are at low level. The obtained data suggest that the level of development of the student's personality psychological culture determines the success of adaptation to university education, that requires special attention to the development of psychological culture of the students at the initial stage of training.
Еременко В. Д., Припачкин И. А.. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Данная статья содержит предложения и формульные зависимости, связанные с распространением статистических характеристик случайного процесса на оценивание образовательного процесса, используя доверительную вероятность, доверительные интервалы и дисперсию.
This article provides suggestions and formula dependencies associated with the spread of the statistical characteristics of the random process to evaluation of the educational process, using a confidence level, confidence intervals and variance.
Акаева Н. Ш., Борисов Р. В.. ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В данной статье рассматривается важная проблема современного общества - ценностные ориентации молодежи, а также их взаимосвязь со старшим поколением. В статье поднимаются вопросы формирования ценностных ориентаций молодежи в современных социальных условиях, вскрывается ряд противоречий и подчеркивается роль педагогического сопровождения в этом процессе. Сделаны попытки анализа особенностей феномена ценностных ориентаций в Дагестане. Проводится анализ изменений в представлениях молодежи о своей социальной роли, о нравственных основах общества. Рассматриваются роль и функции образования в процессе формирования ценностных ориентаций современной молодежи. Описаны некоторые социальные патологии в молодежной среде, вызванные современным состоянием нашего общества. Поднимается вопрос об актуальности формирования молодежной политики Северо-Кавказского региона и страны в целом. Кроме того, дан прогноз на ближайшие десятилетия относительно состояния ценностных ориентаций молодежи, их структуры и динамики. На основании проведенных исследований авторами доказано, что за последнее десятилетие значительно повысился уровень патриотического сознания студенческой молодежи. Показано, что среди приоритетных направлений воспитательной работы в настоящее время остается патриотическое воспитание. Анализируются социокультурные условия современного Дагестана, которые способствуют формированию ценностно-патриотических установок в сознании и повседневном поведении молодых людей. Следует подчеркнуть, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вышеизложенной проблемы.
The article deals with an important problem of modern society - youth values, their relation to the older generation are also studied. Problems of youth values orientation forming in modern social conditions are raised, a series of contradictions are shown, and the role of pedagogical accompaniment is stressed. An attempt of the analysis of values orientation phenomenon in Dagestan is made. Changes in the youth conceptions of their social roles and of the moral grounds of society are analyzed. The question of importance of forming youth policy in North Caucasian region and in the whole country is raised. The role of education is vividly highlighted. Some social pathologies connected with youth values are also discussed. The article gives prognosis for the youth values orientation status, its structure and dynamics in the coming decades. The research has shown that in the last decade the level of the student youth patriotic consciousness has grown. Social and cultural conditions of modern Dagestan are analyzed, which promote forming value and patriotic ideas in the youth consciousness and in their behaviour. It is stated that there is current interest to such investigation in the North Caucasian region due to its socio-political situation. The patriotic upbringing and patriotism are said to be one of the main values in the region.
Бочарова Н. И.. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ РАЗНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Рассматриваются вопросы отбора разных видов контроля и оценки качества с точки зрения их безопасности для психологического и соматического здоровья обучающихся. Представлены результаты эмпирического исследования влияния традиционной и инновационной систем контроля и оценки профессиональной подготовки на психофункциональное состояние студентов вуза.
The work deals with the problems of selecting different kinds of control and quality estimation from the point of view of their safety for the students' psychological and somatic health. The results of empiric investigation of the influence of traditional and innovational systems of professional training control and estimation on the studwnts' psycho-functional state are presented.
Волошина Л. Н., Мусанова М. М.. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Рассматриваются проблемы проектирования индивидуальных траекторий физического развития дошкольников и групповых стратегий на основе мониторинга состояния здоровья и физического развития, организации ФОД, физической подготовленности, интересов детей.
The work deals with the problems of designing individual trajectories of pre-school children physical development and of group strategies on the basis of health condition and physical development monitoring, athletic and sanitary activity organization, physical preparedness, children's interests.
Дюжакова М. В.. Реализация идей поликультурности в системе дошкольного образования в контексте ФГОС ДО
Рассматриваются особенности развития идей поликультурного образования в российском образовании. Приток мигрантов обусловил развитие концепции поликультурного образования, определяющей основные направления адаптации детей-мигрантов в новом поликультурном образовательном пространстве. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности поликультурного воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
The work considers the peculiarities of multicultural education development in Russian education. The influx of migrants caused the development of the conception of multicultural education, which determines the main directions of children-migrants adaptation in the new multicultural educational expance. The use of innovational pedagogical technologies opens new possibilities of pre-school children multicultural upbringing and education, and the method of projects has become one of the most effective nowadays.
Дякина А. А.. ФАКТОР МЕДИАОБРАЗОВАННОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассматривается проблема медиаобразованности педагога дошкольного учреждения как показатель его профессионализма, отвечающий запросам современности. Материал статьи включает обзор степени изученности вопроса, определение его актуальности и предложения по его практическому осуществлению.
The work deals with the problem of media-educatedness of a nursery school teacher as an index of his professionalism, meeting the demands of the present time. The article includes a review of the degree of studying the problem, estimation of its importance and proposals for its practical realization.
Каменская В. Г., Томанов Л. В., Каменский Б. В.. ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются возможности использования инструментальных и компьютерных методов для точной оценки физического и когнитивного развития старших дошкольников. Отмечается, что эти высокотехнологичные подходы доступны системе дошкольного образования и имеют значительную практику применения психологами для целей разработки коррекционно-развивающих программ и оценки готовности старших дошкольников к освоению учебной деятельности.
The work considers the possibilities of using instrumental and computer methods for exact evaluation of physical and cognitive development of senior pre-school children. It is stated that these high-technology approaches are available to pre-school education system, and psychologists have a considerable practice of using them for the purposes of elaborating correcting-developing programmes and of estimating senior pre-school children readiness to mastering educational activity.
Красова Т. Д.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Рассматриваются теоретические основы детского экспериментирования. В материалах статьи представлены взгляды различных авторов на сущность, содержание детского экспериментирования.
The work deals with theoretical foundations of children's experimenting. Various authors' views on the essence and the content of children's experimenting are presented.
Макарова В. Н.. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Раскрываются теоретические основы, содержание и методика изучения спецкурса, направленного на формирование у студентов готовности к работе по развитию речевого творчества дошкольников, представлены результаты анкетирования в процессе изучения дисциплины
The article reveals theoretical grounds, content and methods of studying special course, aimed at the formationin of students' readiness to the work of developing pre-school children speech creativity, the results of questioning in the process of studying the discipline are presented.
Меренкова В. С.. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются результаты экспериментальной работы по выявлению влияния эмоционального интеллекта родителей на внутреннюю картину здоровья старших дошкольников. Материал статьи включает содержание анкеты по выявлению уровня внутренней картины здоровья у дошкольников, опросника ЭмИн на диагностику уровня эмоционального интеллекта, а также результаты, полученные в ходе экспериментального исследования.
The report presents the results of experimental work of revealing the influence of parents' emotional intellect on the internal picture of senior pre-school children's health. The content of the questionnaire for displaying the internal picture of pre-school children's health, of the EmIn questionnaire for diagnostics of the emotional intellect level are included, and the results acquired in the process of the experiment are given.
Прищепа С. С., Шатверян Т. С.. МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ «ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ »
Рассматриваются структурные компоненты модели деятельности стажировочной площадки. Раскрываются и подробно описываются особенности функционирования стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» с целью повышения профессионального мастерства дошкольных работников системы образования г. Москвы в межкурсовой период.
The work considers structural components of the probational ground activity. The peculiarities of functioning the probational ground “Health-forming technologies in a nursery school” are displayed and analyzed in detail with the purpose of raising professional mastership of Moscow educational system pre-school labourers in the inter-course period.
Пронина А. Н., Яковлева И. В.. Теоретические основы проблемы социальной успешности в дошкольном возрасте
Представлен анализ теоретических исследований по проблеме успеха в науке, и подробно раскрываются предпосылки развития социальной успешности в дошкольном возрасте. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах успешности, как мотивация достижения, притязание на признание и развитие компонентов самосознания ребёнка.
The work presents an analysis of theoretical investigations on the problem of success in science, and pre-conditions of social success development in pre-school age are revealed in detail. The authors concentrate on such aspects of success as achievement motivation, claims on recognition, and development of the child's self-consciousness components.
Сушкова И. В.. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЕКТОРЫ ПОИСКА
В статье рассматриваются некоторые возможные подходы к определению направлений поиска национальной идеи в дошкольном образовании. Представлены результаты опроса педагогов, родителей дошкольников, студентов педагогических вузов, целью которого было формулирование национальной идеи в дошкольном образовании.
The work deals with some possible approaches to determining the directions of searching national idea in pre-school education. The results of questioning teachers, pre-school children parents, students of pedagogical higher school are presented, the aim of questioning was formulating national idea in pre-school education.
Усачева И. Н.. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Отталкиваясь от понятий «рациональное природопользование», «представление», в статье дается характеристика развитию представлений о рациональном природопользовании в раннем детстве. Высказывается идея о том, что экологическая подготовка будущего педагога является ключевым аспектом в формировании представлений о рациональном природопользовании, основой развития ноосферной цивилизации.
The work gives a characteristic of the development of efficient nature-use notions in early childhood, basing on the ideas of «efficient nature-use», «notion». The work gives the idea that ecological training of a future teacher is the key aspect in forming notions of efficient nature-use and the basis for the developmwnt of noosphere civilization.