Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №28 (4) (2014)
Опыт формирования социально-педагогической компетентности у бакалавров педагогического профиля ЕГУ им. И.А. Бунина для работы с учащимися-неформалами
Статья посвящена описанию апробации модели формирования социально-педагогической компетентности будущих педагогов в работе с учащимися - представителями неформальных молодежных объединений. Социально-педагогическая компетентность учителя для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений - есть интегральное личностно-профессиональное образование педагога, которое соединяет в себе толерантное отношение к субкультурным различиям, социальные знания в области неформальных молодежных объединений и неформальных субкультур, готовность к индивидуализации образования, субъектную способность к самообразованию и саморазвитию, личностное умение применять социальные технологии организации взаимодействия с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений. В статье анализируются такие направления работы авторов, как чтение курса по выбору для студентов «Культурно-образовательное пространство неформальных молодежных объединений» на основе применения современных гуманитарных технологий и студенческого клуба «Ролевое моделирование», нацеленного на формирование у участников компетенций по социально-педагогическому взаимодействию с различными социальными группами молодежи. Формирование социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений - осуществляется на методическом уровне через систему следующих методов: case-study (формирующий инструментарий когнитивной компетенции), экспериментальное обучение, обучение жизненным навыкам и обучение действием (формирующий инструментарий функциональной компетенции), имитационные игры и обучение в практике (формирующий инструментарий личностной компетенции), тренинги, метод обучения ассертивному поведению и метод коучинга (формирующий инструментарий коммуникативной компетенции), alact-модель и рефлексивное обучение (формирующий инструментарий рефлексивной компетенции), методы обучения в сетевых сообществах (формирующий инструментарий самообразовательной компетенции).
Ключевые слова
неформальные молодежные объединения; деятельностно-компетентностный подход; социально-педагогическая компетентность; современные гуманитарные технологии в образовании; informal youth groups; activity and competence-based approach; teacher's social and p
EXPERIENCE OF FORMING SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF BACHELORS IN PEDAGOGICS OF ELETS STATE I.A. BUNIN UNIVERSITY FOR WORKING WITH PUPILS FROM INFORMAL YOUTH GROUPS
The article is devoted to the description of approbation of the model of social and pedagogical competence formation of future teachers for the work with pupils - representatives of informal youth associations. Social and pedagogical competence of the teacher for the work with pupils - participants of informal youth associations is an integral personal professional education of the teacher which unites the tolerant relation to subcultural distinctions, social knowledge in the field of informal youth associations and informal subcultures, readiness for an education individualization, subject ability to self-education and self-development, personal ability to apply social technologies of the organization of interaction with pupils - participants of informal youth associations. The article analyzes such areas of the authors' work as teaching an open classroom "Cultural and educational space of informal youth associations" on the basis of modern humanitarian technologies use and the work of student's club "Role modelling" aimed at the formation of competences of social and pedagogical interaction with various social groups of youth in the participants. Formation of social and pedagogical competence of a future teacher for the work with pupils - participants of informal youth associations is carried out at the methodical level through the system of the following methods: case-study (the forming tools of cognitive competence), experimental training, training in life skills and training by action (the forming tools of functional competence), imitating games and training in practice (the forming tools of personal competence), trainings, a method of training in assertive behavior and the method of coaching (the forming tools of communicative competence), alact-model and reflexive training (the forming tools of reflexive competence), training methods in network communities (the forming tools of self-educational competence).
Список литературы
-
Башкатов, И.Л. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И.Л. Башкатов. - М., 2000.
-
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991
-
Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
-
Групповой психологический тренинг [Текст]: учебное пособие; сост. В.Э. Пахальян. - СПб., 2006.
-
Гуманитарные образовательные технологии в вузе [Текст]: методическое пособие / О.В. Акулова, А.А. Ахаян, Е.Н. Голубкова, И.Ю. Гутник, А.Е. Бахмутский, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына; под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
-
Евтихов, О.В. Тренинг лидерства [Текст]: монография / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007.
-
Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М., 2001.
-
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
-
Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика [Текст] / И.М. Ильинский. М., 2001.
-
Компетентностная модель современного педагога [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
-
Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий [Текст]: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
-
Практикум по этической психологии [Текст] / З.В. Сикевич, Ю.А. Поссель, П.В. Румянцева, Т.Л. Смолина. - СПб., 2006.
-
Противодействие молодежному экстремизму в Российской Федерации [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Ю. Сундиев и др.; под общ. ред. С.И. Гирько, Ю.Н. Демидова, Е.С. Семенченко. - М.: ВНИИ МВД России, 2007.
-
Скинхеды в России [Электронный ресурс] // GZT. 26.10.2006. - Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/society/-skinhedy-v-rossii-/90931.html
-
Тарасов, А. Наци-скины в современной России. Доклад для Московского бюро по правам человека [Электронный ресурс] / А. Тарасов // Скепсис. 11 февраля 2004. - Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_605.html
-
Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности [Текст]: учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.