Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №28 (4) (2014)
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ КРЕАТИВНОСТИ
В статье излагаются результаты эмпирического исследования гендерных особенностей в развитии креативности у взрослых. Креативность рассматривается с позиций многофакторного подхода как сложное психическое образование. Статистически обосновывается своеобразие структурной организации креативности у женщин и мужчин. Диагностическая программа исследования разработана на основе метода многоуровневого соответствия (Н.И. Шевандрин). Метод, основанный на установлении многоуровневого соответствия результатов различных основных и дополнительных психодиагностических инструментов (T-данные), самооценки (Q-данные), экспертных оценок (L-данные), дополненный анализом продуктов творчества (креативных проектов), позволил определить гендерные особенности в структуре креативности у взрослых. В нашем исследовании принимали участие 112 женщин и 31 мужчина различного возраста (от 18 до 56 лет). Проверка достоверности гендерных различий в структуре креативности по критерию t-Стьюдента показала существенные различия по отдельным (эмоциональным, эстетическим, интеллектуальным) параметрам креативности, а также по показателю «компетентность». Женщины доминируют по таким эмоциональным характеристикам, как «эмоциональный тезаурус» (t =2,93), «экспрессивная эмоциональность» (t =2,63), и эстетическим («чувство стиля» t =3,63). Приоритет мужчин - интеллектуальные параметры креативности: «дивергентность интеллекта» (t=2,79), «способность к прогнозированию» (t =2,12), «способность к ассоциированию» (t=2,68), а также «компетентность в сфере теории и технологий творчества» (t=3,51).
Ключевые слова
креативность; многофакторная модель структуры креативности; гендерная специфика развития креативности у взрослых; creativity; multifactor model of creativity structure; gender peculiarity of adults creativity development
GENDER DISTINCTIONS IN CREATIVITY STRUCTURE
The article gives the results of empiric research of gender peculiarities in creativity development of adults. Creativity is analyzed from the position of the multifactor approach as a complex psychic formation. Originality of structural creativity of men and women is substantiated with statistics. Diagnostic program of the research is developed on the base of a multilevel method of correspondence (N.I. Shevandrin). The method based on establishing multilevel correspondence of the results of different main and supplementary psycho-diagnostic tools (T-data), self-estimation (Q-data), expert estimations (L-data), supplemented with the creative product analysis (creative projects), allowed to identify gender peculiarities in the structure of adults creativity. 112 women and 31 men of different ages (from 18 to 56) were participants of the research. It was shown (using Tcriterion) that there are significant differences in certain creativity parameters (emotional, aesthetic, intelligence ones) and in the parameter “competence”. Women dominate in the emotional characteristics, such as «emotional thesaurus» (t=2,93), «expressive emotionality» (t =2,63) and in the aesthetic characteristic («the sense of style» t=3,63). Men were predominant in intellectual parameters of creativity: «divergency of thinking» (t=2,79), «prognostic capacity» (t=2,12), «capacity of associations formation» (t=2,68), and «competence in the theory and creative technology» (t=3,51).
Список литературы
-
Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]: учебное пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: СПГУТД, 2006.
-
Николаева, Е.И. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана [Текст] / Е.И. Николаева, Д.Р. Гаджибабаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 2. - № 14. - С. 70-73.
-
Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
-
Петренко, В.Ф. Построение семантических пространств как метод и форма модельного представления [Текст] / В.Ф. Петренко // Вестник СамГУ. - 1998. -№ 3. - С. 132-141.
-
Bem, S.L. On liberating the female student [Text] / S.L. Bem // School Psychology Digest. - 1973-2 (3). - Р. 10-18.