Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №28 (4) (2014)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКОРОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНЫХ ЗАДАЧ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья посвящена изучению особенностей восприятия и организации перцептивно-моторных реакций детьми с общими нарушениями речи (ОНР) (без интеллектуального дефекта), по сравнению с детьми нормативного речевого развития. Дети выполняли интеллектуальные задания - цветные матрицы Дж. Равена, эффективность которых оценивалась процентом правильных решений и затраченным на выполнение теста временем. На этой же выборке старших дошкольников (100 обследованных детей) использовалась новая компьютерная программа, компьютерный тест «Простой и сложный образ», который представлял динамически организованный поток простых стимулов в виде красных треугольников и сложных стимулов (красные треугольники в сочетании со звуковыми раздражителями). На сложные стимулы дети реагировали скоростной перцептивно-моторной реакцией нажатия на клавишу Probel, на одиночные простые стимулы они должны были затормозить перцептивно-моторную реакцию. Скоростных стимулов в серии было 48 штук, тормозных - 16 при средней величине межстимульных интервалов, равных 1.5 сек. Программа автоматически рассчитывала среднее время реакции, число опережающих реакций, фальш-стартов, пропущенных и замедленных реакций, количество ошибочных нажатий на клавишу Probel, а также интегральный коэффициент качества выполнения задания. Учитывалось среднее время реакции на скоростные стимулы. Обнаружено, что дети с диагнозом ОНР достоверно хуже выполняют задания теста Дж. Равена при больших временных на него затратах. Компьютерный тест «Простой и сложный образ» выполнялся детьми с речевыми нарушениями также хуже по сравнению с их сверстниками, характеризующимися нормативным вариантом развития: они допускали большее число пропусков, ошибок и фальш-стартов. При этом среднее время реакции у детей двух групп достоверно не различалось. Факторный анализ показал, что качество и время выполнения интеллектуальных заданий дошкольниками без речевых нарушений и с речевыми расстройствами связаны с разными параметрами перцептивно-моторных заданий.
Ключевые слова
перцептивно-моторная реакция; стимул; дети с речевыми нарушениями; perceptive-motor reaction; stimulus; children with speech breaches
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RATE AND QUALITY OF SOLVING INTELLECTUAL AND PERCEPTIVE-MOTOR PROBLEMS BY SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF SPEECH DEVELOPMENT
The article deals with the study of peculiarities of perceptive-motor reactions apprehension and organization by the children with general breaches of speech (without intellectual defects), compared to the children with normal speech development. The children solved intellectual problems - coloured matrices by J.Raven, the effectiveness of which was estimated by the percent of right results and by the time spent on solving the test. A new computer test “Simple and complicated image” was used for the same group of senior pre-school children (100 inspected children), the test presented a dynamically organized flow of simple stimulae in the form of red triangles and complicated stimulae (red triangles in combination with sound irritants). The children answered complicated stimulae by the speed perceptive-motor reaction of pushing the key Probel, they should inhibit the perceptive-motor reaction to single simple stimulae. There were 48 speed stimulae in a series, and 16 inhibitive ones with the average length of intra-stimulus intervals of 1,5 seconds.The program automatically calculated the average time of a reaction, the number of outstripping reactions, false starts, missed and slow reactions, the number of erratic pushings the key Probel, and also the integral coefficient of the problem solving quality. The average time of the reacting to speed stimulae was registered. It was found that children with general breaches of speech were truly worse in doing the test of Raven with more time spent on it. The computer test “Simple and complicated image” was also done worse by the children with breaches of speech compared to the children of the same age with the normal variant of development: they had a greater number of gaps, mistakes and false starts. However, the average time of reaction did not differ for the children of two groups. Factor analysis has shown that the quality and time of solving intellectual problems by pre-school children with speech breaches and without them are connected with different parameters of perceptive-motor problems.
Список литературы
-
Бойко, Е.И. Время реакции человека [Текст] / Е.И. Бойко. - М.: Медицина, 1964.
-
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Издательство «Лабиринт». - М., 1999. - Изд. 5 испр.
-
Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1998.
-
Грибанов, А.В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания [Текст] / А.В. Грибанов // Экология человека. - 2008. - № 5.
-
Каменская, В.Г. Развитие вербального ассоциирования и процесса отражения времени у младших школьников в норме и случае речевых нарушений [Текст] / В.Г. Каменская, С.В. Зверева // Психологический журнал. - Т. 20. - 1999. - № 4.
-
Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]: учебное пособие / В.Г. Каменская. - М.: Изд-во Форум, 2011.
-
Каменская, В.Г. Психофизиология интеллектуальной деятельности: теоретические и экспериментальные исследования [Текст]: монография / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - С. 326.
-
Каменская, В.Г. Разработка новых методических подходов с использованием компьютерных программ [Текст] / В.Г. Каменская, Б.В. Каменский // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребенка: сб. материалов научно-практического семинара. - СПб., 2012а. - 18 апреля.
-
Каменская, В.Г. Психофизиологические характеристики решения перцептивных задач старшими дошкольниками [Текст] / В.Г. Каменская, Б.В. Каменский // Материалы 5-го съезда РПО. - М., 2012б.
-
Каменская, В.Г. Особенности когнитивных функций детей с общим недоразвитием речи в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками [Текст] / В.Г. Каменская, О.А. Кожевникова, Б.В. Каменский // Мат. 4-го Российского Форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». - СПб., 2012в. - 12-14 сентября.
-
Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006.
-
Лурия, А. Р.Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.
-
Наследов, А.Д. SPSS компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках [Текст] / А.Д. Наследов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
-
Федер, Ф. Фракталы [Текст] / Ф. Федер. - М.: Мир, 1990.
-
Цветкова, Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: МПСИ - Воронеж: Модэк, 2010.
-
Carroll, D. Psychology of language [Text] / D. Carroll. - Monterey, 1986.
-
Engle, R.W. Working - Memory Capacity and the Control of Attention: The Contributions of Goal Neglect, Response Competition, and Task Set to Stroop Interferense [Text] / R.W. Engle, M.J. Kane // Education & Learning. - Vol. 29. - № 2. - 2005.