Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №28 (4) (2014)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Статья посвящена исследованию социально-психологической адаптации студентов и ее взаимосвязи с компонентами психологической культуры. Изучение социально-психологического и аутопсихологического компонентов психологической культуры позволило сделать выводы, что компоненты психологической культуры адаптированных студентов будут гармонично развиты, в то время как у дезадаптированных студентов уровень гармоничности, стремление к общению и творчеству недостаточны. Из полученных данных следует, что уровень развития психологической культуры личности студента обуславливает успешность адаптации к вузовскому учебному процессу, что требует особого внимания к развитию психологической культуры студентов на первоначальном этапе обучения.
Ключевые слова
психологическая культура; адаптация; дезадаптация; аутопсихологический компонент; социально-психологический компонент; psychological culture; adaptation; social maladjustment; autopsychological component; socio-psychosocial component
PSYCHOLOGICAL CULTURE AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS
The article investigates the social and psychological adaptation of students and its relationship to the components of psychological culture. The study of socio-psychological and autopsychological components of psychological culture has led to the conclusion that the components of psychological culture of adapted students will be harmoniously developed, while the level of harmony of maladjusted students, their desire to communicate and create are at low level. The obtained data suggest that the level of development of the student's personality psychological culture determines the success of adaptation to university education, that requires special attention to the development of psychological culture of the students at the initial stage of training.
Список литературы
-
Абушенко, В.Л. Идентичность. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / В.А. Абушенко. - М., 2001. - Т. 1. - 490 с.
-
Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования. [Текст] / Н.И. Исаева. - М. - Белгород: МПГУ, БелГУ, 2002. - 232 с.
-
Лагерев, В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. [Текст] / В.В. Лагерев. - М.: НИИВО, 1991. - 48 с.
-
Мадорская, С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологичекий анализ) [Текст]: дис. … канд. филос. наук / М.С. Мадорская. - Минск, 1986. - 239 с.
-
Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст]: практ. пособие / О.И. Мотков. - М.: Треугольник, 1993. - 187 с.
-
Рудакова, Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.С. Рудакова. - Биробиджан, 2005. - 23 с.
-
Хицкая, В.Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Текст]: монография / В.Ю. Хицкая. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2008. - 128 с.
-
Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии [Текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. - 2013. - № 1. - С. 175-186.