Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Александрова Людмила Николаевна. КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье обоснована актуальность одной из фундаментальных задач современного образования - подготовки и переподготовки учителей, направленных на формирование у них готовности к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности при наличии возможности своевременно повышать квалификацию в этом направлении. Потребность в педагогических кадрах с новым типом мышления, творческим началом, стремлением к саморазвитию и самообразованию, способных готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, объясняется информатизацией всех сфер жизнедеятельности человека. Однако анализ теории и практики показал, что уровень большинства учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы остается недостаточным. Вследствие этого в публикации предложен вариант дидактической модели формирования готовности учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Раскрывая содержание указанной готовности в контексте исследования и опираясь при моделировании на принципы обучения взрослых и теоретико-методологические основы деятельностного и андрогогического подходов, структурно представляем модель как совокупность целевого, содержательного, организационно-процессуального, диагностического и результативного компонентов. Особое значение придается активным методам обучения, изменяющим роль преподавателя на роль консультанта и погружающих обучаемого в приближенные к реальным условия, что способствует формированию профессиональных качеств учителя. Реализация разработанной модели должна способствовать достижению прогнозируемого результата - формированию компонентов готовности учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
The article describes therelevance ofone of the fundamentalproblemsof modern education-training and retraining ofteachers,aimed atthe formation of theirreadiness to useinformation and communication technologiesin their professional activitywith the presence ofa timelyopportunityto improve their skillsin this area.The need forteaching staffwith a new typeof thinking,creative ideas, the desire for self-development andself-educationthat canpreparethe youngergeneration for lifein the information society, is explained by computerizationof all spheresof human activity.However, analysis ofthe theory and practiceof this areashowed that thelevel of the majorityof teachersin the use ofinformation and communication technologiesin theeducational process inschoolsis insufficient.Because of this thepublicationoffers the option ofa didactic modelof forming teachers' readiness touseinformation and communication technologiesin professional activityin the process of further training. Basedin modellingonadult learning principlesandtheoretical and methodological foundationsof the activityandandragogicalapproaches, thestructuralmodelis aset oftargeted, meaningful, organizational andprocedural, diagnosticand efficientcomponents.Particularimportance is attached tothe activelearning methods, changing the role ofthe teacherto therole ofconsultantandimmersing the student in the realconditions, whichcontributes to the formationof teacher's professional qualities. Implementation ofthe developed modelshouldcontribute to thepredicted result-the formation ofthe components of teachers' preparedness to useinformation and communication technologiesin professional activity.

Трубина Елена Сергеевна. Генезис категориально-понятийного аппарата исследования проблемы проектирования образовательной деятельности дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к рассмотрению содержания основных понятий исследования проблемы проектирования образовательной деятельности, определена сущность ключевых понятий исследования, выявлены структура и содержание понятий: «образовательная деятельность», «проектирование», «этнокультурная ситуация развития». Обозначена проблема проектирования образовательной деятельности дошкольников «…с учетом этнокультурной ситуации развития» в условиях внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Автор проанализировал основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к решению проблемы проектирования образовательной деятельности с учётом этнокультурной ситуации развития. Сравнив и проанализировав подходы авторов к рассматриваемым понятиям, автор статьи делает вывод об их необычайной сложности и многоаспектности и отмечает, что изучение данных понятий чрезвычайно важно для исследования проблемы проектирования образовательного процесса в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. По утверждению автора, учёт этнокультурной ситуации развития детей является одним из главных условий проектирования образовательной деятельности дошкольников, и автор видит необходимость рассмотрения истории появления и источников возникновения понятия «этнокультурная ситуация развития», даёт авторское определение данному понятию. По мнению автора, «этнокультурная ситуация развития» - это совокупность взаимоотношений субъектов образовательного пространства, принадлежащих к различным культурным группам (этносам, нациям), направленная на взаимопонимание, взаимоуважение и взаимообогащение между ними. Дальнейшую проблему разработки содержания понятия «этнокультурной ситуации развития» дошкольников автор видит в изучении и составлении технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников с учётом мультикультурного характера образовательного пространства детства.
This article examines the philosophical, psychological and pedagogical approaches to the consideration of the content of basic concepts of research design issues of educational activity, defines the essence of the key concepts of the study, reveales the structure and content of concepts: «educational activity», «design», «ethno-cultural situation of development». The problem of designing educational activities of preschoolers is set «...taking into account the ethno-cultural situation of development» in the introduction of the new Federal State Educational Standards of preschool education. The author reviews the main approaches of domestic and foreign researchers to the problem of designing educational activities with regard to ethno-cultural situation of development. Comparing and analyzing the scientists' approaches to the concepts, the author makes a conclusion about their extraordinary complexity and multi-aspect character, and notes that the study of these concepts is extremely important for studying the problem of designing the educational process in the conditions of introduction of the Federal state educational standards of preschool education. According to the author, taking into consideration cultural situation of the development of children is one of the main conditions for the design of educational activities of preschoolers, and the author sees the need to consider the origins and sources of the concept of «ethno-cultural situation of development» emergence, and then gives her own definition of this concept. According to the author, «the ethno-cultural situation of development» is a set of relationships of the subjects of the educational space belonging to different cultural groups (ethnic groups, nations), aimed at mutual understanding, respect and mutual enrichment between them. Further development of the concept of «ethno-cultural situation» of preschool children development is seen by the author in further studying and drafting a design of technology of prescholers' educational activities taking into account the multicultural nature of the educational space of childhood.

Конорюкова Инна Владимировна. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

В статье ставится акцент на важности формирования нравственной культуры у обучающихся в военном училище. Выявлены содержательные характеристики компонентов нравственной культуры воспитанников суворовских училищ, которые являются наиболее актуальными с диагностической и практической точки зрения, такие как доброжелательность, эмпатия, тактичность, дисциплинированность, сдержанность, моральная нормативность. В статье выделены приоритетные направления работы по формированию компонентов нравственной культуры поведения с точки зрения организации учебного и воспитательного процессов в училище. Деятельность педагога-психолога в рамках реализации модели по психологическому сопровождению формирования компонентов нравственной культуры поведения подростков направлена на формирование у них индивидуальной ответственности и системы морально-нравственных основ поведения путем применения психологических механизмов: стереотипизации, аттракции, идентификации, рефлексии, эмпатии, интериоризации, механизмов внутренней и внешней оценки. Анализ структуры нравственной культуры личности позволил выделить критерии оценки уровня ее сформированности у подростков: когнитивный (восприятие нравственных качеств, наличие представлений о чуткости и вежливости), эмоциональный (эмпатические проявления, эмоциональная активность в оценке), поведенческий (отзывчивость, соучастие, позитивное поведение). В соответствии с критериями был подобран комплекс диагностических методик: для выявления нравственных знаний и убеждений была разработана анкета-опросник; для определения нравственных чувств и мотивации поступков - проективный тест, включающий 15 жизненных ситуаций, где нужно было проанализировать ситуацию и предложить ее решение; для оценки сформированности способности строить свое поведение на основе нравственно-этических норм - анкету самооценки своих поступков. Проведенное исследование подтверждает эффективность теоретически обоснованных психолого-педагогических условий формирования нравственной культуры поведения подростков.
The article put emphasis on the importance of the formation of moral culture among students at the military College. The components of the moral culture of behavior are analyzed and described. The article identifies substantial characteristics of the components of moral culture for the students of Suvorov schools, most relevant from diagnostic and practical point of view, such as kindness, empathy, tact, discipline, restraint, moral normativity. The article highlights the priority areas for forming components of the moral culture of behavior from the point of view of the organization of educational process in school. The activities of the teacher-psychologist in the framework of the model of psychological support for the formation of the components of the moral culture of adolescent behavior is aimed at the formation of their individual responsibility and a system of moral bases of behavior through the application of psychological mechanisms: stereotypisation, attraction, identification, reflection, empathy, interiorization, mechanisms of internal and external assessment. Analysis of the structure of moral culture personality allowed us to identify criteria for evaluating the level of maturity in adolescents: a cognitive one (perception of the moral qualities, the presence of the notions of sensitivity and politeness), an emotional one (empathic manifestation, emotional activity in the evaluation), a behavioral one (responsiveness, empathy, positive behavior). In accordance with the criteria a range of diagnostic methods was selected: for identifying moral knowledge and belief a questionnaire has been developed; to determine the moral sentiments and the motivation for the actions the projective test was used, including 15 life situations, where students had to analyse the situation and propose a solution; to assess the development of the ability to regulate their conduct based on moral and ethics norms there was a self-evaluation questionnaire of their actions. The study confirms the effectiveness of the theoretically based psycho-pedagogical conditions of forming moral culture behavior of adolescents.

Павлов Константин Иванович, Каменская Валентина Георгиевна. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РАЗУМА В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Целью работы является попытка определения современной роли разума в процессе глобальной эволюции Вселенной как макросистемы. Сложная макросистема состоит из множества отдельных компонентов, объединенных разнообразными взаимосвязями. Совокупность взаимосвязанных компонентов и их функционирование в определенных динамических режимах, близких к фрактальным, обеспечивает устойчивость макросистемы и ее активность в зоне оптимума. Важным фактором устойчивого развития и поддержания функционирования макросистемы является наличие между ее компонентами обратных нелинейных положительных и отрицательных связей. Мы предполагаем, что макросистема способна самостоятельно организовывать регуляторные подсистемы, функционирующие на основе принципа обратной связи, значение которых различно в процессе самоорганизации. Отрицательные обратные связи поддерживают гомеостаз макросистемы, положительные - приводят к микроэволюционным изменениям, которые, накапливаясь, способны перевести систему либо на новый уровень функционирования, либо привести к распаду и гибели. Допускается, что в макросистеме имеется множество подсистем регуляции, и они активны в соответствии с уровнями организации материи, причем на одном уровне может работать несколько регулирующих подсистем, отвечающих за тонкую настройку параметров макросистемы. Предполагается, что человеческий разум на данном этапе развития наших представлений является той регулирующей, закономерно эволюционно возникшей и теперь необходимой для дальнейшего развития подсистемой, которая отражает и регулирует собственное состояние и начинает активно изменять состояние Вселенной как макросистемы. В связи с этим возрастает роль педагогики, психологии и философии в формировании научного мировоззрения современного человека.
The aim of our investigation is to study the modern role of human mind in global evolution of the Universe as a macrosystem. A complex macrosystem consists of many components, that are united by a variety of relationships. The combination of these components and their work in fractal dynamic modes ensure the stability of the macrosystem in the area of the optimum. An important factor for sustainable development is the presence of inverse nonlinear positive and negative connections between macrosystem’s components. We assume that the macrosystem is able to organize its own regulatory subsystems that operate on the basis of feedback; the importance of these subsystems is different in the process of self-organization. Negative feedbacks maintain homeostasis of the macrosystem. Positive feedback leads to microevolutionary changes that can either put the system to a new level of functioning, or lead to decay and death. It is assumed that in the macrosystem there are many subsystems of regulation, and they are active in accordance with the levels of organization of matter. At one level several regulatory subsystems can work, which are responsible for fine-tuning the parameters of the macrosystem. It is assumed that the human mind is the controlled subsystem that reflects and adjusts its own state and begins to change actively the state of the universe as a macrosystem. In relation to this fact the role of pedagogics, psychology and philosophy is becoming more important in the formation of a modern person's scientific outlook.

Антонова Ирина Геннадьевна, Зверева Светлана Викторовна. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ИНДИВИДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств личности в социометрический статус юношей и девушек 15-17 лет. Представлен сравнительный анализ групп юношей и девушек с точки зрения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус. Определены различия в соотношении вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус юношей и девушек 15-17 лет. В обследовании приняли участие 191 испытуемый 15-17 лет (90 юношей и 101 девушка). Установлен ряд новых факторов: 1. Девушки, имеющие высокий социометрический статус, интеллектуально более развиты по сравнению с девушками, имеющими социометрический статус ниже; по мере увеличения социометрического статуса девушек в группе, усиливается выраженность маскулинных психологических характеристик. 2. Юноши, имеющие высокий социометрический статус, характеризуются более высоким вкладом правой руки в профиль ФСМА, а также более высокой экстравертированностью. Проведенный анализ различий подгрупп юношей и девушек разного социометрического статуса позволяет заключить, что по мере его возрастания в группе девушек усиливается и выраженность маскулинных психологических характеристик по отношению к фемининным, а у юношей усиливается выраженность фемининных характеристик по отношению к маскулинным. Это сопровождается специфическими особенностями системы психологических защит в подгруппах юношей и девушек. Социометрический статус в подгруппах юношей и девушек определяется соотношением вклада индивидных и социально-психологических характеристик. Причем более высокий социометрический статус юношей определяется в основном индивидными характеристиками и индивидуально-типологическими особенностями, у девушек - преимущественно социально-психологическими характеристиками.
The article deals withthe problem of studyingthe contribution ofindividualand social-psychological characteristics andqualities of a personality to thesociometricstatus ofboys and girls of15-17years of age. The comparative analysis of thegroups ofboys and girls is givenin terms ofindividualand social-psychological characteristics and qualities contributiontosociometric status. The article determinesdifferencesin the ratio ofcontribution ofindividualand social-psychological characteristics and qualities to thesociometric statusof boys and girls of 15-17 years of age. 191 persons of 15-17 years of age(90boys and101girls) took part in the investigation. A number of new factors were found: 1. Girlswith a highsociometric status are intellectually more developedcomparedwith girlswho havelowersociometric status; with the increase ofthe sociometricstatusof girlsin the group, expressiveness of masculinepsychological characteristics is increased. 2. Boyswith a highsociometric statusare characterized by highercontributionof the right handtothe profile offunctional asymmetry ofthe brain andhigherextroversion. The analysis ofdifferences in thesubgroups ofboys and girlsof differentsociometricstatusallows us to concludethat with the growth of the statusin the groupof girlstheexpression ofmasculinepsychological characteristics with regard tofeminine ones increases, and the young menshow the increase offemininecharacteristics expression with regard to masculine ones.This isaccompanied bythe specific featuresofpsychological defensein the subgroups ofboys and girls.Sociometric statusin the subgroups ofboys and girlsis defined bythe contribution ofindividual and social-psychological characteristics. The highsociometric status of the young men is determined by individualcharacteristicsand individualtypological peculiarities. The highsociometric status of the girlsis determinedmainly bysocial andpsychological characteristics.

Новикова Ирина Александровна. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена рассмотрению особенностей толерантности в контексте межкультурного взаимодействия студентов многонационального университета. Представлены и проанализированы результаты цикла исследований толерантности российских и иностранных студентов одного из крупнейших в мире мультинациональных университетов - Российского университета дружбы народов. Всего исследованием было охвачено 226 студентов из России и 351 иностранный студент из пяти регионов мира (Латинской Америки, Китая, Арабских стран, Африки, СНГ), обучающихся на 1-4 курсах разных факультетов РУДН. Для диагностики толерантности использовался экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности», для диагностики особенностей межличностных отношений российских студентов - методика Т. Лири в русской адаптации Л.Н. Собчик, для определения особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов - Опросник адаптации личности к новой социокультурной среде (АЛКСС) Л.В. Янковского, в модифицированной версии Т.Г. Стефаненко, М.С. Панова. Установлено, что у большинства студентов изо всех изучаемых регионов показатели толерантности находятся на среднем уровне, при этом относительно более низкие показатели толерантности характерны для студентов из арабских стран, а относительно более высокие - для студентов из России, Средней Азии, Латинской Америки и Китая. Выявлено, что толерантность является значимым фактором, определяющим межличностное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся в многонациональном университете. Наиболее тесно показатели толерантности и параметры межкультурной адаптации связаны в группах студентов из Латинской Америки, Африки и арабских стран. Полученные результаты дают основания для разработки программ психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов из разных регионов в поликультурном образовательном пространстве.
The paper is devoted to the tolerance features which occur in cross-cultural interaction of the multinational university students. The results of the research cycle on the tolerance in the Russian and international students of one of the world's largest multinational universities (Peoples’ Friendship University of Russia) are presented and analyzed in this paper. A total of 557 respondents took part in the research, including 226 Russian students and 351 foreign students from five parts of the world: Latin America, China, the Arab Countries, Africa, and the Central Asian region (CIS). All the respondents were the 1-4 year students of the various departments of the PFUR. The level of the tolerance was measured with the help of the express-questionnaire “The Index of Tolerance” by G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.Ye. Khukhlaev, L.A. Shajgerova. The questionnaire by Timothy Leary, in L.N. Sobchik’s Russian adaptation, was used to diagnose the features of the interpersonal relations in Russian students. The Questionnaire of the adaptation of a person to the new socio-cultural environment (APSCE) by L.V. Yankovsky, in T.G. Stefanenko and M.S. Panov’s modified version, was used to define the features of intercultural adaptation in the international students . The study revealed that most of the students have the average tolerance indicators, but the Arab students have relatively low tolerance level and the students from Russia, Central Asia, Latin America and China have relatively higher tolerance levels. The rates of the tolerance, as a whole, are positively related to the efficiency of the intercultural adaptation in the international students (especially in the students from Africa, Arab countries and Latin America). The obtained data provide a basis for the development of the support programs aimed to help the international students to adapt in a multicultural educational environment.

Меренкова Вера Сергеевна. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФРАКТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЕНСОРНОГО ПОТОКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассмотрены особенности прогнозирования фрактальной структуры сенсорного потока младшими школьниками с разным уровнем внутренней картины здоровья (далее ВКЗ). Под фрактальной структурой сенсорного потока понимается структура афферентных сигналовнервной системы. Оценка параметров как простой, так и сложной сенсомоторной реакции производилась с помощью методики РеБОС. При этом простая сенсомоторная реакция рассматривалась нами как максимально быстрая ответная реакция человека на известный раздражитель заранее известным способом. Сложная сенсомоторная реакция - это усложнение реакции, направленное на анализ тормозных процессов в центральной нервной системе, связанное с требованием не нажимать на круги определённого цвета. Анализ полученных в ходе регистрации сенсомоторной реакции испытуемых данных производился по следующим параметрам: пропуски стимула; ошибки (испытуемый нарушает инструкцию в сложной сенсомоторной реакции, нажимая на запрещенный стимул); «залипание» - ошибочное многократное нажатие на клавишу после подачи одного стимула; среднее число ошибок, включающее пропуски стимула, ошибки и залипание. Поскольку каждая серия состояла из двух повторяющихся потоков сигналов, появилась возможность оценить способность человека - неосознанно заметить эту закономерность и предвидеть появление следующего стимула. Показано, что при выполнении простой сенсомоторной реакции дети с частично сформированной и сформированной ВКЗ лучше предсказывают фрактальную структуру сенсорного потока повторяющейся части серии, чем дети с несформированной ВКЗ. При выполнении сложной сенсомоторной реакции дети со сформированной ВКЗ, хорошо выполнившие первую часть серии, резко ухудшают выполнение второй.
The article considers some peculiarities of predicting fractal structure of junior pupils’ sensory stream with different levels of internal picture of health. The fractal structure of the sensory stream is a structure of afferent signals of the nervous system. Assessment of characteristics of a simple and complex sensorimotor reaction is done by the method of ReBOS. At the same time the simple sensorimotor reaction is considered as the fastest people’s response on a previously known irritant bya previously known method. A complex sensorimotor reaction is a complication of the reaction which is directed on the inhibitory process in the central nervous system. It is connected with the demand not to push the circles of particular colours. The data analysis, which was received with recording of the sensorimotor reaction, was done on the following parameters: omissions of stimulus; mistakes (a ratee breaks down an instruction in a complex sensorimotor reaction by pushing a forbidden stimulus); “sticking” - a mistaken press of the button after getting one stimulus; an average number of mistakes including omissions of stimulus, mistakes and “sticking”. As every part consisted of two repeated streams of signals, there is a possibility toevaluate people’s abilities, to notice this regularity unconsciously and predict an appearance of the next stimulus. It is shown that children with partly or fully built internal picture of health predict the fractal structure of sensory stream of the repeated part better than children with unbuilt internal picture of health. Children with fully built internal picture, who realize the complex sensorimotor reactions, accomplish the first part well and the second part much worse.

Николаева Елена Ивановна, Фомина Инна Александровна. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В работе исследовались факторы, предопределяющие сформированность модели психического у дошкольников. Испытуемыми были дети 5-7 лет одного из детских садов г. Воронежа (45 человек: 26 мальчиков 5,7±5,5 лет и 19 девочек 5,5±0,5 лет). Дети были разбиты на две группы: общую и логопедическую. Для изучения модели психического и индивидуально-психологических особенностей испытуемых были использованы следующие методики: тест Салли-Энн и тест, направленный на понимание верных убеждений (Сергиенко Е.А. и др., 2009), Цветной вариант Прогрессивных матриц Дж. Равена. Средний уровень общего и невербального интеллекта у детей из двух групп не отличался. Тест «Салли-Энн» свидетельствует о том, что существуют значимые различия в числе детей, верно ответивших на задания теста, причем большее число правильных ответов отмечено в логопедической группе. Эти результаты были подтверждены в рамках регрессионного и факторного анализа. Делается вывод о том, что специальная работа логопеда способствует формированию модели психического у детей.
In the article the factors predetermining the theory of mind of preschoolers are investigated. 45 preschoolers of 5-7 years of age from kindergarten of Voronezh were the subjects (26 boys 5,7±5,5 yr. and 19 girls 5,5±0,5 yr.). Children were divided into two groups: those who attend common group and those who attend logopedic one. Methods used: Sully-Ann test, test of true beliefs, Russian version of Sergienco et al., 2009), Raven Progressive Matrice. The mean level of general and nonverbal intelligence does not differ for children of two groups. There were significant differences in the results of Sully-Ann test: the more right answers were given by the children of logopedic group. The result of regressive and factor analysis support the inference that the number of children with formed theory of mind belong to the logopedic group. The conclusion is: the communication with logopedist could influence the theory of mind forming.

Барышева Тамара Александровна, Григорьева Маргарита Владимировна. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ

В статье обосновывается актуальная проблема развития способности к импровизации в контексте формирования творческой личности. Проблема рассматривается в общем контексте реформирования системы образования как ультрасовременный инструмент обучения. Анализируются психологические особенности импровизации как творческого процесса. Показаны взаимосвязь психологических факторов и импровизации и их влияние на развитие творческой деятельности. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии дается определение понятия «способность к импровизации». Рассматриваются возможности развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте в художественной деятельности. Анализируются генезис, функции, специфические особенности художественной деятельности, а также эвристические (креативогенные) свойства искусства, влияющие на развитие способности к импровизации в младшем школьном возрасте (интерогенность, вероятностная природа художественного языка, импровизационность, свобода преобразований, вариативность, эмоционально-экспрессивная доминанта, коммуникативная направленность и др.). Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу гипотезы о том, что художественная деятельность является фактором развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте, которая подтверждается результатами исследований в области психофизиологии . Гипотеза обосновывается также в ракурсе возрастных особенностей младших школьников (импровизационный характер игровой деятельности ребенка, сензитивность к художественным воздействиям и экспериментированию, «эффект новизны» и др.). Представлены результаты пилотного эксперимента, в котором выявлены некоторые специфические особенности влияния различных видов художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) на различные параметры способности к импровизации в младшем школьном возрасте.
In the article the urgent problem of developing the ability to improvise is explained in the context of formation of a creative person. The problem of developing the ability to improvise is considered in general context of education system reforming as a cutting-edge learning tool. The psychological characteristics of improvisation are analyzed as a creative process. This article shows relationship between psychological factors and improvisation and also their influence on the development of creative activity. On the basis of generalization of scientific works in foreign and domestic psychology the concept of "ability to improvise» is defined. The possibilities of developing the ability to improvise at the primary school age in artistic activities are considered. There is an analysis of genesis, functions, specific features of artistic activity, as well as heuristic (creative) characteristics of art that influence the development of the ability to improvise at the primary school age (interagency, stochastic nature of the artistic language, improvisation, freedom of transformations, variability, emotionally expressive dominant, communicative orientation, etc.). There are theoretical and empirical arguments in favor of the hypothesis that artistic activity is a factor of development of the ability to improvise at the primary school age. The hypothesis is justified also from the perspective of age characteristics of primary school age (improvisational nature of the child's playing activity, sensitivity to artistic influences and experimentation, "novelty effect" and others). There are results of pilot experiment, that discovered some peculiar features of influence of the different artistic activity (fine art, music, theater) on different ability characteristics of improvisation at the primary school age.

Ельникова Оксана Евгеньевна. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования направленного на оценку субъективного реагирования на болезнь, в частности, специфические особенности интеллектуального уровня внутренней картины болезни у представителей разных групп здоровья. При подборе диагностического инструментария учитывались структурные компоненты ВКБ, выделенные Р.А. Лурия и В.В. Николаевой. В частности, теоретические положения, выдвинутые Р.А. Лурия, о влиянии интеллектуальной части внутренней картины болезни не только на функции органов, но и на течение органических процессов в них. Учитывался уровень здоровья участников экспериментального исследования. В ходе экспериментального исследования была произведена оценка уровня интернальности испытуемых; качества жизни и ощущений собственного физического состояния испытуемых; паттернов психологических признаков и предпочитаемых копинг-стратегий в стрессовых ситуациях; типов отношений к болезни; уровня мотивации успеха и степени боязни неудачи. На основании результатов, полученных в ходе диагностики уровня интернальности испытуемых, были выделены две группы испытуемых: с высоким уровнем интернальности в сфере здоровья и с низким уровнем интернальности в сфере здоровья, что позволило определить степень осознанности испытуемыми последствий тех или иных поступков в отношении своего здоровья, то есть степень влияния интеллектуальной части внутренней картины болезни на оценку своего состояния здоровья. Было выявлено, что большинство испытуемых, находящихся на интеллектуальном уровне, отрицают факт заболевания, выбирают стратегию «уход в работу». То есть размышления о болезни не стимулируют активность в направление борьбы с болезнью.
The article presents the results of an empirical study aimed at assessing the subjective response to the disease, in particular, specific features of the intellectual level of internal disease patterns among representatives of different groups of health. When selecting diagnostic tools, structural components PSC were considered singled out by R.A. Luria and V.V. Nikolaeva. In particular, the theoretical points put forward by R.A. Luria about the impact of the intellectual part of the internal pattern of disease not only on the function of organs, but also on organic processes were studied. The health of the participants in experimental studies was taken into account. A pilot study was performed to evaluate the level of internality of the subjects; the quality of life and perception of their own physical condition by the subjects; patterns of psychological characteristics and preferred coping strategies in stressful situations; types of attitudes to disease; the motivation level of success and the degree of fear of failure. On the basis of the results obtained in the course of diagnosing the level of internality of subjects two groups of subjects were allocated: with a high level of internality in the field of health and with a low level of internality in the field of health. That allowed to determine the degree of awareness of the subjects of the consequences of certain actions in relation to their health, that is, the degree of influence of the intellectual part of the internal pattern of disease in the assessment of their health. It was found that most of the subjects that are on the intellectual level deny the fact of the disease, choose the strategy "caring of work". That is, thinking about the disease does not stimulate the activity in the direction of fighting the disease.

Мокринская Наталья Васильевна. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ПЕРИОДА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ , ИХ

Основное содержание статьи выстраивается вокруг идеи о необходимости культурной организации перехода ребенка на новую стадию развития. Симптоматика кризиса в данном случае позволяет определить момент, когда воздействие взрослого играет особую роль в оформлении значимых для дальнейшего развития ребенка личностных новообразований. В статье рассмотрены возрастные кризисы, протекание которых во временном отрезке приходится на период школьного обучения: это кризис 6-7 лет, кризисы подросткового и юношеского возраста. Особое внимание уделяется оценке трудностей, возникающих в отношениях между учителем и учащимися в этот период (напряженные, конфликтные ситуации). Анализ различных источников позволил прийти к выводу о том, что на начальном этапе обучения учителю в работе с детьми приходится сталкиваться не с проявлениями кризиса 6-7 лет, а с проблемой неготовности к школьному обучению. Однако к концу младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения у ребенка начинают проявляться в поведении признаки кризисного развития. В статье раскрывается психологический смысл «пробного поведения» как явления, отражающего особенности развития ребенка в период возрастного кризиса. Показана связь «проб» с содержанием «идеальной формы»: для подростка - это сфера формирования моральных норм, для юноши - способы совладания с трудной ситуацией. Иллюстрируются основные варианты «пробного» поведения, которые обнаруживают себя в рамках учебного процесса (на уроке). Особый акцент делается на оценке возможностей учителя в использовании ресурса кризисного периода для решения задач личностного развития учащихся.
The main content of the article is built around the idea about the necessity of cultural transition of the child to a new stage of development. The symptoms of the crisis in this case allow us to determine the moment when the impact of the adult plays a special role in shaping new formations important for the further development of child's personality.The article considers the age crises, the time interval of which is the period of schooling: it is a crisis of 6-7 years of age, the crises of adolescence and youth. Special attention is paid to the assessment of difficulties in the relations between the teacher and students during this period (strained situations, conflicts). Analysis of various sources has allowed to come to the conclusion that at the initial stage of teacher training, in working with children the teacher has to deal not with the manifestations of the crisis of 6-7 years of age, but with the problem of unwillingness to go to school. However, by the end of elementary school period in terms of the traditional system of teaching the child begins to manifest the signs of crisis development in the behavior. The article reveals the psychological meaning of "test behavior" as a phenomenon reflecting the characteristics of the child's development in the period of the age crisis. The relationship of "test behavior" to the content of "perfect form" is shown: for a teenager it is the formation of moral norms, for the boys it means solutions to difficult problems. The main options of "trial" behavior are illustrated, which can be found in the framework of the educational process.Special emphasis in the article is associated with the evaluation of the capabilities of teachers in the use of the resource of the crisis for solving problems of personal development of pupils.

Кудинов Станислав Сергеевич, Кудинов Сергей Иванович. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования о взаимосвязи инициативности и самореализации у студентов. Исследование настойчивости осуществлено в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. Согласно данной концепции настойчивость понимается как базовое свойство личности, совокупность мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремления к проявлению активности личности в деятельности, общении и поведении. Свойство включает динамический, эмоциональный, регуляторный, когнитивный, установочно-целевой, мотивационный и результативный компоненты, а также трудности в реализации данного свойства. Каждый компонент содержит две биполярные переменные. Выраженность гармонических или агармонических характеристик позволяет говорить об уровне проявления этого свойства. Высокий уровень характеризуется доминированием большинства гармонических переменных, в то время как низкий уровень данного свойства обеспечивается преобладанием агармонических составляющих свойства. Самореализация анализируется в контексте полисистемной концепции С.И. Кудинова и понимается как многомерное психологическое образование, детерминированное внешними и внутренними факторами, обеспечивающими успешность самовыражения субъекта в разных сферах жизнедеятельности. В работе приводятся статистически достоверные результаты о взаимосвязи этих феноменов. Установлено, что высокий уровень сформированности настойчивости обеспечивает успешность самореализации личности, в то время как низкий является сдерживающим фактором полноценного самовыражения субъекта в разных сферах жизнедеятельности. Рассматриваются отдельные характеристики самореализации, инициативности, доминирующая сфера самореализации и структура данного феномена у студентов как с высоким, так и с низким уровнями проявления инициативности. У студентов при низком уровне проявления инициативности в структуре самореализации основные позиции занимают пассивность, консервативность, деструктивность, существенно снижающие эффективность самовыражения субъекта. При высоком уровне проявления настойчивости в структурной организации самореализации доминируют активность, креативность, оптимистичность и конструктивность, обеспечивающие успешность самоосуществления личности.
Results of the empirical research of interrelation of students' initiative and self-realization are presented in the article. The research of persistence is carried out within the dispositional conception of properties of the personality and A.I. Krupnov's identity. According to this conception, persistence is understood as the basic property of the personality, an aggregate of motivational, semantic, instrumental and style characteristics providing the state of readiness and aspirations to manifestation of active position of the personality in activity, communication and behavior. This property includes dynamic, emotional, regulatory, cognitive, adjusting, purposeful, motivational and productive components, and difficulties in realization of this property. Each component contains two bipolar variables. Expressiveness of harmonious or non-harmonious characteristics allows to tell of the level of the property manifestation. High level is characterized by domination of the majority of harmonious variables while the low level of this property is provided with prevalence of non-harmonious components of property. Self-realization is analyzed in the context of the polysystem conception of S.I. Kudinov and understood as the multidimensional psychological education determined by the external and internal factors providing success of self-expression of the subject in different spheres of activity. Statistically reliable results about interrelation of these phenomena are given in the work. It is established that the high level of formation of persistence provides success of self-realization of the personality while the low level is a limiting factor of full self-expression of the subject in different spheres of activity. Separate characteristics of self-realization of initiative, the dominating sphere of self-realization and the structure of this phenomenon in the students with both high and low initiative manifestation levels are considered. In th students with the low level of manifestation of initiative in the structure of self-realization, the main positions are taken by passivity, conservatism, disruptiveness, which significantly reduce efficiency of self-expression of the subject. At the high level of manifestation of persistence in the structural organization of self-realization the activity, creativity, optimism and constructibility dominate, providing success of self-implementation of the personality.

Абсалямова Амина Габдулахатовна. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной работе дается характеристика компаративистской стратегии образовательных парадигм в условиях современного общества. Автор обосновывает обращение к компаративистскому подходу в ситуации обмена информацией, необходимой для развития системы. На основе системного подхода автор представляет трехуровневую компаративистскую методологию, позволяющую исследователю выстроить технологию применения компаративистского подхода в научной работе. Универсальность компаративистского подхода позволяет применить его при изучении одной из актуальных проблем дошкольного образования - преемственности дошкольного и начального образования в России и Австралии. Автор отмечает локальный и фрагментарный характер использования компаративистики в отечественной дошкольной педагогике, что приводит к одностороннему рассмотрению в целом системы дошкольного образования за рубежом. Компаративистика, по мнению автора, может сыграть большую роль в изучении актуальных проблем дошкольного образования в России и других странах, где значительное место уделяется субъект-субъектным отношениям в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Критический анализ результатов использования компаративистского подхода в современной образовательной практике позволил автору выделить его позитивные аспекты и обозначить имеющиеся проблемы. Автор приводит критерии компаративистского подхода, существенно влияющие на решение проблем дошкольного образования (индивидуально-ориентированная образовательная парадигма, доминирование детской инициативы, межпредметное содержание образовательной деятельности, различные формы образовательной деятельности, личностные достижения) и характеризующие стратегию образовательной политики ряда стран в сфере дошкольного образования. В статье также представлены некоторые факторы внешней и внутренней среды, в рамках которых развиваются культурные практики дошкольного образования: образовательное учреждение (центр присмотра и ухода, детский сад или начальная школа) как территориально независимая система, высокий уровень подготовки педагогов как результат конкуренции, целенаправленное обучение родителей, практико- и личностно-ориентированные методики обучения и воспитания, неприкосновенность личности ребенка, находящегося в центре образовательного процесса). По мнению автора, компаративистский подход к исследованию актуальных проблем дошкольного образования может быть применим в случае влияния полученной информации на улучшение состояния объекта или системы, что выражается в положительной динамике результатов научного исследования. Кроме этого, статья содержит рекомендации автора по применению компаративистского подхода в гуманитарных научных исследованиях.
The article characterizes the comparative strategy used in the framework of educational paradigms of the modern society. The author proves the need to apply to the comparative approach in the situation of information exchange necessary for the system development. From the system perspective the author presents a three-level comparative methodology, allowing the researcher to work out a technology of applying the comparative approach in his scientific work. The flexibility of the comparative approach makes it possible to apply it to the study of educational practices, for example, to the study of a most topical problem of the present-day pre-school education - continuity between preschool and elementary school experiences in both Russia and Australia. The author notes locally-focused and fragmentary use of the comparative approach in the domestic pre-school education. Such use leads to the unilateral look at the pre-school system abroad. From the author’s point of view, the comparative approach may play a great role in the study of most topical problems of pre-school education in Russia and other countries where significant importance is attached to subject-subject relationship within the “child-adult” and “child-child” system. A critical analysis of the results of using the comparative approach in modern educational process enabled the author to distinguish its positive aspects and to highlight the existing problems in preschool education. The author introduces some comparative approach criteria having substantial impact on solution of preschool education problems (individually oriented educational paradigm, the child’s initiative domination, cross-curricular scope of educational activity, various forms of educational activity, personal achievements) and characterizing the strategy of educational policy in a number of countries in the sphere of preschool education. The article also describes some factors of internal and external environment in which the cultural aspects of preschool education develop: the educational institution (a child care center, a kindergarten or an elementary school) as an autonomous territorial unit, the high level of teaching staff qualification as a result of competition, the dedicated training for parents, the practice and person oriented training and education methods, the child-centered education, the child’s personality is inviolable. In the author’s opinion, the comparative approach to investigation of preschool education topical issues is applicable, if the received information contributes to the object or system state improvement evidenced by positive trends in the obtained research results. This article also contains the author’s recommendations for application of the comparative approach in humanities research activity.

Кузовлева Наталия Валериевна. ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА В ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассмотрен один из важных методологических аспектов становления технологии воспитания культуры умственного труда в свете антропологической образовательной парадигмы. Проведен методический анализ содержания становления понятия технологии. В контексте воспитания культуры умственного труда на основе антропологического подхода образовательная технология - это, прежде всего, деятельность, направленная на формирование личностных новообразований с учетом рационального достижения поставленных целей и решения обозначенных задач при соблюдении определённых педагогических условий с помощью реализации и мониторинга технологии в образовательной практике на основе здоровьесбережения. Она нацелена на самостоятельно полученный конечный, наивысший научный результат в рамках законодательной базы. Выявлен алгоритм, который указывает, что целенаправленность системы культуры умственного труда характеризует её как многоуровневую, давая возможность магистрантам и аспирантам самостоятельно моделировать, прогнозировать и управлять своим поведением во внешней среде, обеспечивает свободу выбора и принятия решений.
The article describes one of the most important methodological aspects of forming the technology of upbringing brainwork culture in the light of anthropological educational paradigm. A methodical analysis of the content of technology formation is conducted. In the context of the brainwork culture upbringing on the basis of anthropological approach an educational technology is, above all, the activity aimed at creating new formations of personality, taking into account rational achievement of the goals and objectives identified in compliance with certain pedagogical conditions by implementing and monitoring technology in educational practice based on health preservation. It is aimed at independently obtained final, scientific result within the legal framework. The algorithm is identified, which indicates that the purposefulness of the brainwork culture characterizes it as a multi-level, allowing Masters and PhD students independently simulate, predict and control their behavior in the environment, provides freedom of choice and decision-making.

Китаева Ирина Вячеславовна, Щербатых Сергей Викторович. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Развитие системы современного школьного математического образования немыслимо без процессов модернизации. К числу таких процессов можно отнести появление в стандартах новой содержательной линии «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», а также активное привлечение в учебный процесс интерактивных технологий (в течение последних лет происходит их активное внедрение в традиционные составляющие учебного процесса). При использовании интерактивных методов и средств роль учителя математики меняется, она перестаёт быть ведущей. Учителю теперь необходимо регулировать процесс и заниматься его организацией, готовить заранее необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах, давать консультации, контролировать время и порядок выполнения намеченного плана. Интерактивное обучение помогает ребенку не только осваивать определённые знания, но и социализироваться. В статье рассмотрен один из аспектов методики обучения описательной статистике в основной общеобразовательной школе с помощью интерактивных методов (деловая игра, моделирование жизненных ситуаций) и средств (система интерактивного голосования, интерактивные тренажеры и тесты). С исследовательской точки зрения было установлено, что использование интерактивных технологий является необходимым на уроках математики при изучении стохастических тем и разделов, способствует совершенствованию умений и навыков у обучаемых, позволяет наиболее эффективно организовать самостоятельную работу, повышает интерес к занятиям, активизирует познавательную деятельность учащихся, а также делает урок насыщенным и запоминающимся. Таким образом, на интерактивные методы и средства обучения возложена огромная ответственность, так как они определённо во много раз превосходят раннее устоявшиеся тенденции образовательной среды.
The development of the system of modern school mathematical education is impossible without the processes of modernization. It is possible to include into the group of such processes the emergence of the new substantial line in standards “The elements of the theory of combination, statistics and theory of probability”, and also an active attraction of interactive technologies in the educational process (in recent years we observe their active introduction in traditional components of educational process). When using interactive methods and means the role of teacher of mathematics changes, it stops being central, the teacher only regulates the process and is engaged in its general organization, prepares necessary tasks in advance and formulates questions or subjects for discussion in groups, gives consultations, controls time and order of implementation of the drawn-up plan. Interactive teaching helps the child not only to study, but also to socialize. The article considers one of the aspects of the methodology of teaching descriptive statistics in the secondary school by means of interactive methods (a business game, modelling life situations) and means of teaching (a system of interactive vote, interactive exercise machines and tests). From the point of view of research it has been established that the use of interactive technologies is necessary at the lessons of mathematics when studying stochastic subjects and sections, which promotes the improvement of pupils’ skills, allows to organize independent work most effectively, increases the pupils' interest in lessons, stirs up pupils’ cognitive activity, and also makes the lessons memorable. Thus, a huge responsibility is conferred on interactive methods and means of teaching, as they definitely many times over surpass the earlier settled tendencies of educational environment.