Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье обоснована актуальность одной из фундаментальных задач современного образования - подготовки и переподготовки учителей, направленных на формирование у них готовности к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности при наличии возможности своевременно повышать квалификацию в этом направлении. Потребность в педагогических кадрах с новым типом мышления, творческим началом, стремлением к саморазвитию и самообразованию, способных готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, объясняется информатизацией всех сфер жизнедеятельности человека. Однако анализ теории и практики показал, что уровень большинства учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы остается недостаточным. Вследствие этого в публикации предложен вариант дидактической модели формирования готовности учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при повышении квалификации. Раскрывая содержание указанной готовности в контексте исследования и опираясь при моделировании на принципы обучения взрослых и теоретико-методологические основы деятельностного и андрогогического подходов, структурно представляем модель как совокупность целевого, содержательного, организационно-процессуального, диагностического и результативного компонентов. Особое значение придается активным методам обучения, изменяющим роль преподавателя на роль консультанта и погружающих обучаемого в приближенные к реальным условия, что способствует формированию профессиональных качеств учителя. Реализация разработанной модели должна способствовать достижению прогнозируемого результата - формированию компонентов готовности учителя к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Ключевые слова
модель; повышение квалификации; готовность; информационные и коммуникационные технологии; андрогогический подход; деятельностный подход; активные методы обучения; model; training; readiness; information and communication technologies; andragogical approach; ac
THE COMPONENTS OF THE MODEL OF FORMING TEACHERS' READINESS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES WHEN UPGRADING
The article describes therelevance ofone of the fundamentalproblemsof modern education-training and retraining ofteachers,aimed atthe formation of theirreadiness to useinformation and communication technologiesin their professional activitywith the presence ofa timelyopportunityto improve their skillsin this area.The need forteaching staffwith a new typeof thinking,creative ideas, the desire for self-development andself-educationthat canpreparethe youngergeneration for lifein the information society, is explained by computerizationof all spheresof human activity.However, analysis ofthe theory and practiceof this areashowed that thelevel of the majorityof teachersin the use ofinformation and communication technologiesin theeducational process inschoolsis insufficient.Because of this thepublicationoffers the option ofa didactic modelof forming teachers' readiness touseinformation and communication technologiesin professional activityin the process of further training. Basedin modellingonadult learning principlesandtheoretical and methodological foundationsof the activityandandragogicalapproaches, thestructuralmodelis aset oftargeted, meaningful, organizational andprocedural, diagnosticand efficientcomponents.Particularimportance is attached tothe activelearning methods, changing the role ofthe teacherto therole ofconsultantandimmersing the student in the realconditions, whichcontributes to the formationof teacher's professional qualities. Implementation ofthe developed modelshouldcontribute to thepredicted result-the formation ofthe components of teachers' preparedness to useinformation and communication technologiesin professional activity.
Список литературы
-
Васильева, Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.М. Васильева. - Ставрополь, 2004. - 183 с.
-
Змеёв, С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Змеёв. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
-
Лукинова, Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Г. Лукинова. - Ставрополь, 2003. - 145 с.
-
Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х кн.; под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1. - 174 с.
-
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 129 с.
-
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
-
Тугая, А.В. Реализация информационных и педагогических технологий в обучении курсантов высших военных учебных заведений [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Тугая. - Ставрополь, 2005. - 154 с.
-
Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 253 с.
-
Яйлаханов, С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Яйлаханов. - Ставрополь, 2006. - 154 с.