Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
Генезис категориально-понятийного аппарата исследования проблемы проектирования образовательной деятельности дошкольников
В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к рассмотрению содержания основных понятий исследования проблемы проектирования образовательной деятельности, определена сущность ключевых понятий исследования, выявлены структура и содержание понятий: «образовательная деятельность», «проектирование», «этнокультурная ситуация развития». Обозначена проблема проектирования образовательной деятельности дошкольников «…с учетом этнокультурной ситуации развития» в условиях внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Автор проанализировал основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к решению проблемы проектирования образовательной деятельности с учётом этнокультурной ситуации развития. Сравнив и проанализировав подходы авторов к рассматриваемым понятиям, автор статьи делает вывод об их необычайной сложности и многоаспектности и отмечает, что изучение данных понятий чрезвычайно важно для исследования проблемы проектирования образовательного процесса в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. По утверждению автора, учёт этнокультурной ситуации развития детей является одним из главных условий проектирования образовательной деятельности дошкольников, и автор видит необходимость рассмотрения истории появления и источников возникновения понятия «этнокультурная ситуация развития», даёт авторское определение данному понятию. По мнению автора, «этнокультурная ситуация развития» - это совокупность взаимоотношений субъектов образовательного пространства, принадлежащих к различным культурным группам (этносам, нациям), направленная на взаимопонимание, взаимоуважение и взаимообогащение между ними. Дальнейшую проблему разработки содержания понятия «этнокультурной ситуации развития» дошкольников автор видит в изучении и составлении технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников с учётом мультикультурного характера образовательного пространства детства.
Ключевые слова
«образовательная деятельность»; «Федеральный государственный образовательный стандарт»; «проектирование образовательной деятельности»; «проектирование»; «народная педагогика»; «этнопедагогика»; «этнокультурная ситуация развития»; «региональный компонент д
Genesis OF categorial-conceptual framework of studyING the problem of designing educational activities OF preschoolers
This article examines the philosophical, psychological and pedagogical approaches to the consideration of the content of basic concepts of research design issues of educational activity, defines the essence of the key concepts of the study, reveales the structure and content of concepts: «educational activity», «design», «ethno-cultural situation of development». The problem of designing educational activities of preschoolers is set «...taking into account the ethno-cultural situation of development» in the introduction of the new Federal State Educational Standards of preschool education. The author reviews the main approaches of domestic and foreign researchers to the problem of designing educational activities with regard to ethno-cultural situation of development. Comparing and analyzing the scientists' approaches to the concepts, the author makes a conclusion about their extraordinary complexity and multi-aspect character, and notes that the study of these concepts is extremely important for studying the problem of designing the educational process in the conditions of introduction of the Federal state educational standards of preschool education. According to the author, taking into consideration cultural situation of the development of children is one of the main conditions for the design of educational activities of preschoolers, and the author sees the need to consider the origins and sources of the concept of «ethno-cultural situation of development» emergence, and then gives her own definition of this concept. According to the author, «the ethno-cultural situation of development» is a set of relationships of the subjects of the educational space belonging to different cultural groups (ethnic groups, nations), aimed at mutual understanding, respect and mutual enrichment between them. Further development of the concept of «ethno-cultural situation» of preschool children development is seen by the author in further studying and drafting a design of technology of prescholers' educational activities taking into account the multicultural nature of the educational space of childhood.
Список литературы
-
Абсалямова, А.Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодёжи [Текст]: монография / А.Г. Абсалямова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академии ВЭГУ). - 3-е изд., перераб. - Уфа, 2014. - 356 с.
-
Абсалямова, А.Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в Республике Башкортостан (начало) [Текст] / А.Г. Абсалямова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 111-117.
-
Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования [Текст]: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 521 с.
-
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
-
Недземковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики [Текст] / Г.В. Недземковская // Психология и педагогика. - 2009. - № 5. - С. 157-163.
-
Николаева, Е.И. и др. Сравнительный анализ отношения к детям матерей, принадлежащих разным культурам [Текст] / Е.И. Николаева, Е.И. Шапиро, К.И. Гилязова, М.С. Новиков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т. 1. - № 1. - С. 141-145.
-
Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
-
Образовательная программа дошкольного образования: технология проектирования на основе требований ФГОС [Текст]; под ред. А.А. Майера, А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 128 с. - (Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС)
-
Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
-
Callaghan T., Moll H., Rakoczy H., Warneken F., Liszkowski U. et al. Early social cognition in three cultural contexts // Monogr. Soc. Res. Child Dev. 2011. V. 76. No 2. P. 1-142.