Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
В статье ставится акцент на важности формирования нравственной культуры у обучающихся в военном училище. Выявлены содержательные характеристики компонентов нравственной культуры воспитанников суворовских училищ, которые являются наиболее актуальными с диагностической и практической точки зрения, такие как доброжелательность, эмпатия, тактичность, дисциплинированность, сдержанность, моральная нормативность. В статье выделены приоритетные направления работы по формированию компонентов нравственной культуры поведения с точки зрения организации учебного и воспитательного процессов в училище. Деятельность педагога-психолога в рамках реализации модели по психологическому сопровождению формирования компонентов нравственной культуры поведения подростков направлена на формирование у них индивидуальной ответственности и системы морально-нравственных основ поведения путем применения психологических механизмов: стереотипизации, аттракции, идентификации, рефлексии, эмпатии, интериоризации, механизмов внутренней и внешней оценки. Анализ структуры нравственной культуры личности позволил выделить критерии оценки уровня ее сформированности у подростков: когнитивный (восприятие нравственных качеств, наличие представлений о чуткости и вежливости), эмоциональный (эмпатические проявления, эмоциональная активность в оценке), поведенческий (отзывчивость, соучастие, позитивное поведение). В соответствии с критериями был подобран комплекс диагностических методик: для выявления нравственных знаний и убеждений была разработана анкета-опросник; для определения нравственных чувств и мотивации поступков - проективный тест, включающий 15 жизненных ситуаций, где нужно было проанализировать ситуацию и предложить ее решение; для оценки сформированности способности строить свое поведение на основе нравственно-этических норм - анкету самооценки своих поступков. Проведенное исследование подтверждает эффективность теоретически обоснованных психолого-педагогических условий формирования нравственной культуры поведения подростков.
Ключевые слова
нравственная культура поведения; нравственные знания; нравственные чувства; нравственные поступки; ценностно-смысловые установки; моральное мышление; психологическое сопровождение; moral behaviour; moral knowledge; psychological feelings; moral actions; axiol
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE COMPONENTS OF THE MORAL CULTURE OF BEHAVIOUR OF SUVOROV MILITARY SCHOOL PUPILS
The article put emphasis on the importance of the formation of moral culture among students at the military College. The components of the moral culture of behavior are analyzed and described. The article identifies substantial characteristics of the components of moral culture for the students of Suvorov schools, most relevant from diagnostic and practical point of view, such as kindness, empathy, tact, discipline, restraint, moral normativity. The article highlights the priority areas for forming components of the moral culture of behavior from the point of view of the organization of educational process in school. The activities of the teacher-psychologist in the framework of the model of psychological support for the formation of the components of the moral culture of adolescent behavior is aimed at the formation of their individual responsibility and a system of moral bases of behavior through the application of psychological mechanisms: stereotypisation, attraction, identification, reflection, empathy, interiorization, mechanisms of internal and external assessment. Analysis of the structure of moral culture personality allowed us to identify criteria for evaluating the level of maturity in adolescents: a cognitive one (perception of the moral qualities, the presence of the notions of sensitivity and politeness), an emotional one (empathic manifestation, emotional activity in the evaluation), a behavioral one (responsiveness, empathy, positive behavior). In accordance with the criteria a range of diagnostic methods was selected: for identifying moral knowledge and belief a questionnaire has been developed; to determine the moral sentiments and the motivation for the actions the projective test was used, including 15 life situations, where students had to analyse the situation and propose a solution; to assess the development of the ability to regulate their conduct based on moral and ethics norms there was a self-evaluation questionnaire of their actions. The study confirms the effectiveness of the theoretically based psycho-pedagogical conditions of forming moral culture behavior of adolescents.
Список литературы
-
Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
-
Сучков, А.В. Нравственные качества курсанта ВВУЗа современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития: (социально-философский анализ) [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / А.В. Сучков. - М., 2008. - 23 с.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.