Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ИНДИВИДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств личности в социометрический статус юношей и девушек 15-17 лет. Представлен сравнительный анализ групп юношей и девушек с точки зрения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус. Определены различия в соотношении вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус юношей и девушек 15-17 лет. В обследовании приняли участие 191 испытуемый 15-17 лет (90 юношей и 101 девушка). Установлен ряд новых факторов: 1. Девушки, имеющие высокий социометрический статус, интеллектуально более развиты по сравнению с девушками, имеющими социометрический статус ниже; по мере увеличения социометрического статуса девушек в группе, усиливается выраженность маскулинных психологических характеристик. 2. Юноши, имеющие высокий социометрический статус, характеризуются более высоким вкладом правой руки в профиль ФСМА, а также более высокой экстравертированностью. Проведенный анализ различий подгрупп юношей и девушек разного социометрического статуса позволяет заключить, что по мере его возрастания в группе девушек усиливается и выраженность маскулинных психологических характеристик по отношению к фемининным, а у юношей усиливается выраженность фемининных характеристик по отношению к маскулинным. Это сопровождается специфическими особенностями системы психологических защит в подгруппах юношей и девушек. Социометрический статус в подгруппах юношей и девушек определяется соотношением вклада индивидных и социально-психологических характеристик. Причем более высокий социометрический статус юношей определяется в основном индивидными характеристиками и индивидуально-типологическими особенностями, у девушек - преимущественно социально-психологическими характеристиками.
Ключевые слова
социометрический статус; социальная стратификация; функциональная сенсомоторная асимметрия; психологические защитные механизмы; экстра-интроверсия; нейротизм; психотизм; sociometric status; social stratification; sensorimotor functional brain asymmetry; psyc
SOCIOMETRIC STRATIFICATION OF MODERN TEENAGERS: INDIVIDUAL AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS
The article deals withthe problem of studyingthe contribution ofindividualand social-psychological characteristics andqualities of a personality to thesociometricstatus ofboys and girls of15-17years of age. The comparative analysis of thegroups ofboys and girls is givenin terms ofindividualand social-psychological characteristics and qualities contributiontosociometric status. The article determinesdifferencesin the ratio ofcontribution ofindividualand social-psychological characteristics and qualities to thesociometric statusof boys and girls of 15-17 years of age. 191 persons of 15-17 years of age(90boys and101girls) took part in the investigation. A number of new factors were found: 1. Girlswith a highsociometric status are intellectually more developedcomparedwith girlswho havelowersociometric status; with the increase ofthe sociometricstatusof girlsin the group, expressiveness of masculinepsychological characteristics is increased. 2. Boyswith a highsociometric statusare characterized by highercontributionof the right handtothe profile offunctional asymmetry ofthe brain andhigherextroversion. The analysis ofdifferences in thesubgroups ofboys and girlsof differentsociometricstatusallows us to concludethat with the growth of the statusin the groupof girlstheexpression ofmasculinepsychological characteristics with regard tofeminine ones increases, and the young menshow the increase offemininecharacteristics expression with regard to masculine ones.This isaccompanied bythe specific featuresofpsychological defensein the subgroups ofboys and girls.Sociometric statusin the subgroups ofboys and girlsis defined bythe contribution ofindividual and social-psychological characteristics. The highsociometric status of the young men is determined by individualcharacteristicsand individualtypological peculiarities. The highsociometric status of the girlsis determinedmainly bysocial andpsychological characteristics.
Список литературы
-
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
-
Васильев, С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии [Текст]: учеб. для вузов / С.В. Васильев. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 216 с.
-
Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека [Текст] / В.А. Геодакян // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 171-189.
-
Геодакян, В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение. Женщина в аспекте физиологической антропологии [Текст] / В.А. Геодакян // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен: Межд. конф. (Москва, 1-4 июня 1994). - М., 1994. - С. 8-17.
-
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст]: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
-
Каменская, В.Г. Оценка психофизиологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы [Текст] / В.Г. Каменская, А.В. Морозова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - № 2. - С. 4-18.
-
Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
-
Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] / В.П Леутин, Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.
-
Николаева, Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Николаева. - Новосибирск: Лада, 2001. - 442 с.
-
Майерс, Д. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Д. Майерс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 412 с.
-
Общая социология [Текст]; под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 659 с.
-
Палмер, Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens [Текст] / Джек Палмер, Линда Палмер. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 384 с.
-
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. Сорокин. - М., 1992. - 302 с.
-
Hayes, N. Principles of comparative psychology. Psychology Press. NY, 2006. 303 p.
-
Cartwrigh, John. Evolutionary Explanations of Human Behaviour. NY: Taylor & Francis e-Library, 2002. 211 p.