Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена рассмотрению особенностей толерантности в контексте межкультурного взаимодействия студентов многонационального университета. Представлены и проанализированы результаты цикла исследований толерантности российских и иностранных студентов одного из крупнейших в мире мультинациональных университетов - Российского университета дружбы народов. Всего исследованием было охвачено 226 студентов из России и 351 иностранный студент из пяти регионов мира (Латинской Америки, Китая, Арабских стран, Африки, СНГ), обучающихся на 1-4 курсах разных факультетов РУДН. Для диагностики толерантности использовался экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности», для диагностики особенностей межличностных отношений российских студентов - методика Т. Лири в русской адаптации Л.Н. Собчик, для определения особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов - Опросник адаптации личности к новой социокультурной среде (АЛКСС) Л.В. Янковского, в модифицированной версии Т.Г. Стефаненко, М.С. Панова. Установлено, что у большинства студентов изо всех изучаемых регионов показатели толерантности находятся на среднем уровне, при этом относительно более низкие показатели толерантности характерны для студентов из арабских стран, а относительно более высокие - для студентов из России, Средней Азии, Латинской Америки и Китая. Выявлено, что толерантность является значимым фактором, определяющим межличностное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся в многонациональном университете. Наиболее тесно показатели толерантности и параметры межкультурной адаптации связаны в группах студентов из Латинской Америки, Африки и арабских стран. Полученные результаты дают основания для разработки программ психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов из разных регионов в поликультурном образовательном пространстве.
Ключевые слова
толерантность; виды толерантности; межкультурное взаимодействие; межкультурная коммуникация и адаптация; многонациональный университет; tolerance; tolerance kinds; cross-cultural interaction; intercultural communication and adaptation; multinational univers
TOLERANCE AS A FACTOR OF EFFECTIVE INTERACTION IN MULTICULTURAL EDUCATION SPACE
The paper is devoted to the tolerance features which occur in cross-cultural interaction of the multinational university students. The results of the research cycle on the tolerance in the Russian and international students of one of the world's largest multinational universities (Peoples’ Friendship University of Russia) are presented and analyzed in this paper. A total of 557 respondents took part in the research, including 226 Russian students and 351 foreign students from five parts of the world: Latin America, China, the Arab Countries, Africa, and the Central Asian region (CIS). All the respondents were the 1-4 year students of the various departments of the PFUR. The level of the tolerance was measured with the help of the express-questionnaire “The Index of Tolerance” by G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.Ye. Khukhlaev, L.A. Shajgerova. The questionnaire by Timothy Leary, in L.N. Sobchik’s Russian adaptation, was used to diagnose the features of the interpersonal relations in Russian students. The Questionnaire of the adaptation of a person to the new socio-cultural environment (APSCE) by L.V. Yankovsky, in T.G. Stefanenko and M.S. Panov’s modified version, was used to define the features of intercultural adaptation in the international students . The study revealed that most of the students have the average tolerance indicators, but the Arab students have relatively low tolerance level and the students from Russia, Central Asia, Latin America and China have relatively higher tolerance levels. The rates of the tolerance, as a whole, are positively related to the efficiency of the intercultural adaptation in the international students (especially in the students from Africa, Arab countries and Latin America). The obtained data provide a basis for the development of the support programs aimed to help the international students to adapt in a multicultural educational environment.
Список литературы
-
Казаренков, В.И. Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии [Текст] / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2010. - № 1. - С. 69-73.
-
Коваленко, А.Г. Межкультурная коммуникация: лингвистические и психологические аспекты: коллективная монография [Текст] / А.Г. Коваленко, Е.Ю. Чеботарева, Н.Ф. Михеева, Т.В. Ларина, И.А. Новикова, Ю.Н. Эбзеева, О.В. Маслова, М.И. Волк, Т.И. Ибадова. - М.: РУДН, 2009.
-
Кудинов, С.И. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве [Текст] / С.И. Кудинов, А.И. Крупнов, С.С. Кудинов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 1. - С. 5-14.
-
Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников [Текст] / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 355 с.
-
Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб., 1997. - 688 с.
-
Маслова, О.В. Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России [Текст] / О.В. Маслова // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 2. - С. 50-59.
-
Новикова, И.А. Проблема комплексного исследования субъекта толерантности / И.А. Новикова, Т.И. Ибадова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 4. - С. 25-30.
-
Новикова, И.А. Психологические особенности толерантности и личностных черт у кабардинских студентов [Текст] / И.А. Новикова, А.З. Мурзаканова, Д.А. Шляхта // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: Интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов II Международной научно-практической конференции; под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. - Казань: Отечество, 2014. - С. 366-370.
-
Панов, М.С. Влияние личностных характеристик на адаптацию беженцев: выпускная квалификационная работа по специальности «Психология» [Текст] / М.С. Панов. - М.: Факультет психологии МГУ, 1999.
-
Психодиагностика толерантности личности [Текст]; под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008.
-
Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 627 с.
-
Чеботарева, Е.Ю. Межкультурная адаптация к России студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока [Текст] / Е.Ю. Чеботарева // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - № 3. - С. 6-11.
-
Чистохвалов, В.Н. Приоритетные направления сотрудничества в Европейском пространстве высшего образования на ближайшую перспективу [Текст] / В.Н. Чистохвалов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции; науч. ред. В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2012. - С. 3-8.
-
Hoffman, M.L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. London: Cambridge Univ. Press, 2000.