Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФРАКТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЕНСОРНОГО ПОТОКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассмотрены особенности прогнозирования фрактальной структуры сенсорного потока младшими школьниками с разным уровнем внутренней картины здоровья (далее ВКЗ). Под фрактальной структурой сенсорного потока понимается структура афферентных сигналовнервной системы. Оценка параметров как простой, так и сложной сенсомоторной реакции производилась с помощью методики РеБОС. При этом простая сенсомоторная реакция рассматривалась нами как максимально быстрая ответная реакция человека на известный раздражитель заранее известным способом. Сложная сенсомоторная реакция - это усложнение реакции, направленное на анализ тормозных процессов в центральной нервной системе, связанное с требованием не нажимать на круги определённого цвета. Анализ полученных в ходе регистрации сенсомоторной реакции испытуемых данных производился по следующим параметрам: пропуски стимула; ошибки (испытуемый нарушает инструкцию в сложной сенсомоторной реакции, нажимая на запрещенный стимул); «залипание» - ошибочное многократное нажатие на клавишу после подачи одного стимула; среднее число ошибок, включающее пропуски стимула, ошибки и залипание. Поскольку каждая серия состояла из двух повторяющихся потоков сигналов, появилась возможность оценить способность человека - неосознанно заметить эту закономерность и предвидеть появление следующего стимула. Показано, что при выполнении простой сенсомоторной реакции дети с частично сформированной и сформированной ВКЗ лучше предсказывают фрактальную структуру сенсорного потока повторяющейся части серии, чем дети с несформированной ВКЗ. При выполнении сложной сенсомоторной реакции дети со сформированной ВКЗ, хорошо выполнившие первую часть серии, резко ухудшают выполнение второй.
Ключевые слова
младшие школьники; прогнозирование; простая и сложная сенсомоторная реакция; фрактальная структура сенсорного потока; внутренняя картина здоровья; junior pupils; a prediction; a simple and complex sensorimotor reaction; the fractal structure of the sensory
PREDICTION OF THE FRACTAL STRUCTURE OF SENSORY STREAM BY JUNIOR SCHOOLCHILDR EN WITH DIFFERENT LEVELS OF INTERNAL HEALTH PICTURE FORMATIOM
The article considers some peculiarities of predicting fractal structure of junior pupils’ sensory stream with different levels of internal picture of health. The fractal structure of the sensory stream is a structure of afferent signals of the nervous system. Assessment of characteristics of a simple and complex sensorimotor reaction is done by the method of ReBOS. At the same time the simple sensorimotor reaction is considered as the fastest people’s response on a previously known irritant bya previously known method. A complex sensorimotor reaction is a complication of the reaction which is directed on the inhibitory process in the central nervous system. It is connected with the demand not to push the circles of particular colours. The data analysis, which was received with recording of the sensorimotor reaction, was done on the following parameters: omissions of stimulus; mistakes (a ratee breaks down an instruction in a complex sensorimotor reaction by pushing a forbidden stimulus); “sticking” - a mistaken press of the button after getting one stimulus; an average number of mistakes including omissions of stimulus, mistakes and “sticking”. As every part consisted of two repeated streams of signals, there is a possibility toevaluate people’s abilities, to notice this regularity unconsciously and predict an appearance of the next stimulus. It is shown that children with partly or fully built internal picture of health predict the fractal structure of sensory stream of the repeated part better than children with unbuilt internal picture of health. Children with fully built internal picture, who realize the complex sensorimotor reactions, accomplish the first part well and the second part much worse.
Список литературы
-
Айдаркин, Е.К. Нейрофизиологические механизмы оценки перцептивного времени и их роль в сенсомоторной интеграции [Текст] / Е.К. Айдаркин, Д.Н. Щербина // Валеология. - 2006. - № 3. - С. 72-82.
-
Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
-
Вергунов, Е.Г. Скорость реакции на стимулы различной модальности школьников с различной успеваемостью [Текст] / Е.Г. Вергунов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2009. - № 98. - С. 255-258.
-
Вергунов, Е.Г. Оценка психофизиологической стоимости креативности в междисциплинарных исследованиях [Текст] / Е.Г. Вергунов, Е.И. Николаева // Вестник психофизиологии. - 2014. - № 1. - С. 74-82.
-
Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
-
Иванченко, С.Н. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях [Текст] / С.Н. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 80-89.
-
Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 382 с.
-
Киселев, С.Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Киселев, В.И. Лупандин, И.Е. Ткачук // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 38-44.
-
Николаева, Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии [Текст] / Е.И. Николаева. - М: «Пер Се», 2008. - 624 с.
-
Николаева, Е.И. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в условиях детского сада [Текст] / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 290 с.
-
Переслени, Л.И. О нейрофизиологических механизмах нарушения внимания у детей с трудностями обучения [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова, Н.А. Рябчикова // Журн. высш. нервн. деят. - 1990. - Т. 40. - Вып. 1. - С. 37-44.
-
Berry, T.R., Strachan Sh. Exercise identity and self-determination theory: Theoretical links and initial findings // Psychology & Health Volume. 2010. V. 25, Issue 6, Supplement 1. P. 250.
-
Bridle, C., Riemsma, R.P. Pattenden J., Sowden A.J., Mather L., Watt, I.S. & Walker A. Systematic review of the effectiveness of health behavior interventions based on the transtheoretical model / Psychology and Health. 2005. V. 20. N 3. P. 283-301.
-
Huver, R.M.E., Engels R.C.M., Breukelen G.van, Vries H. de Parenting style and adolescent smoking cognitions and behavior // Psychology and health. 2007. V. 22. N 5. P. 575-593.