Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
В работе исследовались факторы, предопределяющие сформированность модели психического у дошкольников. Испытуемыми были дети 5-7 лет одного из детских садов г. Воронежа (45 человек: 26 мальчиков 5,7±5,5 лет и 19 девочек 5,5±0,5 лет). Дети были разбиты на две группы: общую и логопедическую. Для изучения модели психического и индивидуально-психологических особенностей испытуемых были использованы следующие методики: тест Салли-Энн и тест, направленный на понимание верных убеждений (Сергиенко Е.А. и др., 2009), Цветной вариант Прогрессивных матриц Дж. Равена. Средний уровень общего и невербального интеллекта у детей из двух групп не отличался. Тест «Салли-Энн» свидетельствует о том, что существуют значимые различия в числе детей, верно ответивших на задания теста, причем большее число правильных ответов отмечено в логопедической группе. Эти результаты были подтверждены в рамках регрессионного и факторного анализа. Делается вывод о том, что специальная работа логопеда способствует формированию модели психического у детей.
Ключевые слова
модель психического; дети дошкольного возраста; интеллект; theory of mind; preschooler; intelligence
FACTORS INFLUENCING FORMATION OF THE THEORY OF MIND IN CHILDREN OF 5-7 YEARS OF AGE
In the article the factors predetermining the theory of mind of preschoolers are investigated. 45 preschoolers of 5-7 years of age from kindergarten of Voronezh were the subjects (26 boys 5,7±5,5 yr. and 19 girls 5,5±0,5 yr.). Children were divided into two groups: those who attend common group and those who attend logopedic one. Methods used: Sully-Ann test, test of true beliefs, Russian version of Sergienco et al., 2009), Raven Progressive Matrice. The mean level of general and nonverbal intelligence does not differ for children of two groups. There were significant differences in the results of Sully-Ann test: the more right answers were given by the children of logopedic group. The result of regressive and factor analysis support the inference that the number of children with formed theory of mind belong to the logopedic group. The conclusion is: the communication with logopedist could influence the theory of mind forming.
Список литературы
-
Николаева, Е.И. Разные подходы к пониманию модели психического [Текст] / Е.И. Николаева // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребенка: сб. материалов научно-практического семинара. - СПб.: «7студияРИК», 2012. - С. 24-35.
-
Николаева, Е.И. Критические (сенситивные) периоды развития и обучения в школе [Текст] / Е.И. Николаева // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 22-34.
-
Николаева, Е.И. Влияние обучения родителей на изменение поведения ребенка [Текст] / Е.И. Николаева, В.С. Меренкова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Т. 3. - № 23. - С. 16-25.
-
Равен, Дж.К. Цветные Прогрессивные Матрицы [Текст] / Дж.К. Равен. - М.: Когито-Центр, 2001.
-
Равен, Дж. Руководство для Прогрессивных Матриц Равенна и Словарных шкал: Раздел 1 и 2 [Текст] / Дж. Равен, Дж.К. Равен, Дж.Х. Корт; пер с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 80 с.
-
Сергиенко, Е.А. Модель психического в онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. - М.: ИПРАН, 2009.
-
Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A review. In: International review of research in mental retardation: Austism / L.M. Glidden (ed.). San Diego: Academic Press, 2001. P. 169-184.
-
Callaghan T.C., Rochat P., Lillard A., Claux M.L., Odden H., Itakura S., et al. Syncrhony in the onset of mental-state reasoning // Psychological Science. 2005. V. 16. P. 378-384.
-
Marshall P.J., Bar-Haim Y., Fox N.A. Development of the EEG from 5 months to 4 years of age // Clinical Neurophysiology. 2002. V. 113. P. 1199-1208.
-
Nunez P.L. Neocortical dynamics and human EEG rhythms. New York: Oxford University Press, 1995.
-
Pascual-Marqui R.D. Standardized low-resolution brain electromagnetic tomography (sLORETA): Technical details // Methods and Findings in Experimental and Clinical Pharmacology. 2002. V. 24D. P. 5-12.
-
Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
-
Sabbagh M.A., Bowman L.S, Evraire L.E., Ito J.M.B. Neurodevelopmental Correlates of Theory of Mind in Preschool Children // Child Development. 2009. V. 80. N 4. P. 1147-1162.
-
Surian L., Caldi S., Sperber D. Attribution of beliefs by 13-month-old infants // Psychological Science. 2008. V. 18. P. 580-586.
-
Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization: Origins of human cognitive development. In: Human behavior and the developing brain / G. Dawson & K.W. Fischer (Eds.). New York: Guilford, 1994. P. 232-266.
-
Wellman H.M. The child’s theory of mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1990.
-
Wellman H.M., Cross D., Watson J. Meta-analysis of theory of mind development: The truth about false-belief // Child Development. 2001. V. 72. P. 655-684.