Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ
В статье обосновывается актуальная проблема развития способности к импровизации в контексте формирования творческой личности. Проблема рассматривается в общем контексте реформирования системы образования как ультрасовременный инструмент обучения. Анализируются психологические особенности импровизации как творческого процесса. Показаны взаимосвязь психологических факторов и импровизации и их влияние на развитие творческой деятельности. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии дается определение понятия «способность к импровизации». Рассматриваются возможности развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте в художественной деятельности. Анализируются генезис, функции, специфические особенности художественной деятельности, а также эвристические (креативогенные) свойства искусства, влияющие на развитие способности к импровизации в младшем школьном возрасте (интерогенность, вероятностная природа художественного языка, импровизационность, свобода преобразований, вариативность, эмоционально-экспрессивная доминанта, коммуникативная направленность и др.). Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу гипотезы о том, что художественная деятельность является фактором развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте, которая подтверждается результатами исследований в области психофизиологии . Гипотеза обосновывается также в ракурсе возрастных особенностей младших школьников (импровизационный характер игровой деятельности ребенка, сензитивность к художественным воздействиям и экспериментированию, «эффект новизны» и др.). Представлены результаты пилотного эксперимента, в котором выявлены некоторые специфические особенности влияния различных видов художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) на различные параметры способности к импровизации в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова
Импровизация; способность к импровизации; креативность; младший школьник; художественная деятельность; improvisation; ability to improvise; creativity; children of primary school; artistic activity
THE ART ACTIVITIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ABILITY TO IMPROVISE
In the article the urgent problem of developing the ability to improvise is explained in the context of formation of a creative person. The problem of developing the ability to improvise is considered in general context of education system reforming as a cutting-edge learning tool. The psychological characteristics of improvisation are analyzed as a creative process. This article shows relationship between psychological factors and improvisation and also their influence on the development of creative activity. On the basis of generalization of scientific works in foreign and domestic psychology the concept of "ability to improvise» is defined. The possibilities of developing the ability to improvise at the primary school age in artistic activities are considered. There is an analysis of genesis, functions, specific features of artistic activity, as well as heuristic (creative) characteristics of art that influence the development of the ability to improvise at the primary school age (interagency, stochastic nature of the artistic language, improvisation, freedom of transformations, variability, emotionally expressive dominant, communicative orientation, etc.). There are theoretical and empirical arguments in favor of the hypothesis that artistic activity is a factor of development of the ability to improvise at the primary school age. The hypothesis is justified also from the perspective of age characteristics of primary school age (improvisational nature of the child's playing activity, sensitivity to artistic influences and experimentation, "novelty effect" and others). There are results of pilot experiment, that discovered some peculiar features of influence of the different artistic activity (fine art, music, theater) on different ability characteristics of improvisation at the primary school age.
Список литературы
-
Адфельдт, Н.В. План и импровизация [Текст] / Н.В. Адфельдт. - М.: Моск. Рабочий, 1975. - 52 с.
-
Авсиян, О.А. Импровизация [Текст] / О.А. Авсиян // Юный художник. - 1998. - № 8. - С. 24-27.
-
Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.
-
Бирюков, С.Н. Импровизационность в музыке [Текст] / С.Н. Бирюков // Сов. музыка. - 1977. - № 3. - С. 113-118.
-
Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский; вступ. ст. И.К. Горского; коммент. В.В. Мочаловой. - М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.
-
Гроссман, Л.П. Об искусстве лектора [Текст] / Л.П. Гроссман. - М.: Знание, 1970.
-
Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996.
-
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
-
Леутин, В.П. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2007. - Т. 1. - № 3-4. - С. 12-28.
-
Коган, Г.Н. Вопросы пианизма [Текст] / Г.Н. Коган. - М.: Сов. композитор, 1968. - 462 с.
-
Мун, Л.Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Текст] / Л.Н. Мун // Педагогика искусства, 2008. - С.59-68
-
Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006.
-
Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги [Текст] / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998.
-
Рунин, Б.М. О психологии импровизации [Текст] / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. - Л., 1980. - С. 45-57.
-
Станиславский, К.С. Собр. соч. [Текст]: в 9 т. / К.С. Станиславский. - Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика; ред. и авт. вступ. ст. А.М. Смелянский; коммент. Г.В. Кристи и В.В. Дыбовского. - М.: Искусство, 1989. - 511 с.
-
Толковый словарь русского языка [Текст]; под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1935. - Т. 1.
-
Харькин, В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! [Текст] / В.Н. Харькин. - М.: Магистр, 1997.
-
Ямпольский, И.М. Импровизация [Текст] / И.М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. - Т .2; под ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1974. Стб. 508 510.
-
Crossan, M., Cunha, M., Vera, D., & Cunha, J. Time and organisational improvisation. Academy of Management Review, 30(1). 2005. С. 129-145.
-
Moorman, C., & Miner. A. The convergence of planning and execution: Improvisation in new product development // Journal of Marketing. 1998. № 62(3). С. 1-20.