Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ПЕРИОДА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ , ИХ
Основное содержание статьи выстраивается вокруг идеи о необходимости культурной организации перехода ребенка на новую стадию развития. Симптоматика кризиса в данном случае позволяет определить момент, когда воздействие взрослого играет особую роль в оформлении значимых для дальнейшего развития ребенка личностных новообразований. В статье рассмотрены возрастные кризисы, протекание которых во временном отрезке приходится на период школьного обучения: это кризис 6-7 лет, кризисы подросткового и юношеского возраста. Особое внимание уделяется оценке трудностей, возникающих в отношениях между учителем и учащимися в этот период (напряженные, конфликтные ситуации). Анализ различных источников позволил прийти к выводу о том, что на начальном этапе обучения учителю в работе с детьми приходится сталкиваться не с проявлениями кризиса 6-7 лет, а с проблемой неготовности к школьному обучению. Однако к концу младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения у ребенка начинают проявляться в поведении признаки кризисного развития. В статье раскрывается психологический смысл «пробного поведения» как явления, отражающего особенности развития ребенка в период возрастного кризиса. Показана связь «проб» с содержанием «идеальной формы»: для подростка - это сфера формирования моральных норм, для юноши - способы совладания с трудной ситуацией. Иллюстрируются основные варианты «пробного» поведения, которые обнаруживают себя в рамках учебного процесса (на уроке). Особый акцент делается на оценке возможностей учителя в использовании ресурса кризисного периода для решения задач личностного развития учащихся.
Ключевые слова
возрастные кризисы; школьный возраст; «учитель-ученик»; «пробное» поведение; возрастное развитие; age-related crises; school age; "teacher-student"; "test" behavior; personal development
CRISES OF THE PERIOD OF SCHOOLING, THEIR REFLECTION ON THE RELATIONSHIP “TEACHER-SCHOOLBOY”
The main content of the article is built around the idea about the necessity of cultural transition of the child to a new stage of development. The symptoms of the crisis in this case allow us to determine the moment when the impact of the adult plays a special role in shaping new formations important for the further development of child's personality.The article considers the age crises, the time interval of which is the period of schooling: it is a crisis of 6-7 years of age, the crises of adolescence and youth. Special attention is paid to the assessment of difficulties in the relations between the teacher and students during this period (strained situations, conflicts). Analysis of various sources has allowed to come to the conclusion that at the initial stage of teacher training, in working with children the teacher has to deal not with the manifestations of the crisis of 6-7 years of age, but with the problem of unwillingness to go to school. However, by the end of elementary school period in terms of the traditional system of teaching the child begins to manifest the signs of crisis development in the behavior. The article reveals the psychological meaning of "test behavior" as a phenomenon reflecting the characteristics of the child's development in the period of the age crisis. The relationship of "test behavior" to the content of "perfect form" is shown: for a teenager it is the formation of moral norms, for the boys it means solutions to difficult problems. The main options of "trial" behavior are illustrated, which can be found in the framework of the educational process.Special emphasis in the article is associated with the evaluation of the capabilities of teachers in the use of the resource of the crisis for solving problems of personal development of pupils.
Список литературы
-
Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Д. Байярд. Практическое руководство для отчаявшихся родителей; перевод с английского А.Б. Орлова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
-
Бардин, К.В. Как учить детей учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.
-
Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 302 с.
-
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]; под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 263 с.
-
Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной психологии) [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1987. - 354 с. - Т. 4.
-
Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Б. Ливехуд. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.
-
Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е. Личко. - М.: Просвещение, 1985. - 233 с.
-
Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1997. - 450 с.
-
Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 376 с.
-
Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 61-70.
-
Поливанова, К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога [Текст] / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2. - С. 57-61.
-
Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 28-37.
-
Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Знание, 1990. - 329 с.
-
Славина, Л.С. Трудные дети [Текст] / Л.С. Славина, В.Э. Чудновский. - Воронеж: НПО «МОДЭК»; М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 440 с. - (Психологи Отечества).
-
Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. - 150 с.
-
Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Интерпрайс, 1994. - 220 с.
-
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
-
Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. [Текст] / П.М. Якобсон. - Воронеж: НПО «МОДЭК»; М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 304 с.