Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования о взаимосвязи инициативности и самореализации у студентов. Исследование настойчивости осуществлено в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. Согласно данной концепции настойчивость понимается как базовое свойство личности, совокупность мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремления к проявлению активности личности в деятельности, общении и поведении. Свойство включает динамический, эмоциональный, регуляторный, когнитивный, установочно-целевой, мотивационный и результативный компоненты, а также трудности в реализации данного свойства. Каждый компонент содержит две биполярные переменные. Выраженность гармонических или агармонических характеристик позволяет говорить об уровне проявления этого свойства. Высокий уровень характеризуется доминированием большинства гармонических переменных, в то время как низкий уровень данного свойства обеспечивается преобладанием агармонических составляющих свойства. Самореализация анализируется в контексте полисистемной концепции С.И. Кудинова и понимается как многомерное психологическое образование, детерминированное внешними и внутренними факторами, обеспечивающими успешность самовыражения субъекта в разных сферах жизнедеятельности. В работе приводятся статистически достоверные результаты о взаимосвязи этих феноменов. Установлено, что высокий уровень сформированности настойчивости обеспечивает успешность самореализации личности, в то время как низкий является сдерживающим фактором полноценного самовыражения субъекта в разных сферах жизнедеятельности. Рассматриваются отдельные характеристики самореализации, инициативности, доминирующая сфера самореализации и структура данного феномена у студентов как с высоким, так и с низким уровнями проявления инициативности. У студентов при низком уровне проявления инициативности в структуре самореализации основные позиции занимают пассивность, консервативность, деструктивность, существенно снижающие эффективность самовыражения субъекта. При высоком уровне проявления настойчивости в структурной организации самореализации доминируют активность, креативность, оптимистичность и конструктивность, обеспечивающие успешность самоосуществления личности.
Ключевые слова
самореализация; личность; субъект; инициативность; переменные; структура; характеристики; анализ; self-realization; personality; subject; initiative; variables; structure; characteristics; analysis
INTERRELATION OF SELF-REALIZATION AND INITIATIVE
Results of the empirical research of interrelation of students' initiative and self-realization are presented in the article. The research of persistence is carried out within the dispositional conception of properties of the personality and A.I. Krupnov's identity. According to this conception, persistence is understood as the basic property of the personality, an aggregate of motivational, semantic, instrumental and style characteristics providing the state of readiness and aspirations to manifestation of active position of the personality in activity, communication and behavior. This property includes dynamic, emotional, regulatory, cognitive, adjusting, purposeful, motivational and productive components, and difficulties in realization of this property. Each component contains two bipolar variables. Expressiveness of harmonious or non-harmonious characteristics allows to tell of the level of the property manifestation. High level is characterized by domination of the majority of harmonious variables while the low level of this property is provided with prevalence of non-harmonious components of property. Self-realization is analyzed in the context of the polysystem conception of S.I. Kudinov and understood as the multidimensional psychological education determined by the external and internal factors providing success of self-expression of the subject in different spheres of activity. Statistically reliable results about interrelation of these phenomena are given in the work. It is established that the high level of formation of persistence provides success of self-realization of the personality while the low level is a limiting factor of full self-expression of the subject in different spheres of activity. Separate characteristics of self-realization of initiative, the dominating sphere of self-realization and the structure of this phenomenon in the students with both high and low initiative manifestation levels are considered. In th students with the low level of manifestation of initiative in the structure of self-realization, the main positions are taken by passivity, conservatism, disruptiveness, which significantly reduce efficiency of self-expression of the subject. At the high level of manifestation of persistence in the structural organization of self-realization the activity, creativity, optimism and constructibility dominate, providing success of self-implementation of the personality.
Список литературы
-
Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2006. - № 1 (3). - С. 63-73.
-
Кудинов, С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 337-346.
-
Кудинов, С.И. Психологический анализ общительности как условия самореализации представителей различных национальностей [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2011. - № 4. - С. 17-26.
-
Кудинов, С.И. Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - № 5. - С. 72-79.
-
Кудинов, С.И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4 (18). - С. 431-434.
-
Kudinov, S.I., Kudinov S.S. Polisistemic mechanism of personality Self-Actualization // Addendum to the International Psychology Bulletin. 2011. P. 6-7, available at: http://www.itopwebsite.com/moreIP/Indigenous_Psychologies.html
-
Кудинов, С.И. Роль самореализации в проявлении толерантности личности [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО, 2012. - № 8. - С. 13-20.
-
Loeb, S. How much is too much? The influence of preschool centers on children’s social and cognitive development / S. Loeb, M. Bridges, D. Bassok, B. Fuller, R.W. Rumberger // Econ. Educ. Rev. 2007. V. 26. P. 52-66.