Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе дается характеристика компаративистской стратегии образовательных парадигм в условиях современного общества. Автор обосновывает обращение к компаративистскому подходу в ситуации обмена информацией, необходимой для развития системы. На основе системного подхода автор представляет трехуровневую компаративистскую методологию, позволяющую исследователю выстроить технологию применения компаративистского подхода в научной работе. Универсальность компаративистского подхода позволяет применить его при изучении одной из актуальных проблем дошкольного образования - преемственности дошкольного и начального образования в России и Австралии. Автор отмечает локальный и фрагментарный характер использования компаративистики в отечественной дошкольной педагогике, что приводит к одностороннему рассмотрению в целом системы дошкольного образования за рубежом. Компаративистика, по мнению автора, может сыграть большую роль в изучении актуальных проблем дошкольного образования в России и других странах, где значительное место уделяется субъект-субъектным отношениям в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Критический анализ результатов использования компаративистского подхода в современной образовательной практике позволил автору выделить его позитивные аспекты и обозначить имеющиеся проблемы. Автор приводит критерии компаративистского подхода, существенно влияющие на решение проблем дошкольного образования (индивидуально-ориентированная образовательная парадигма, доминирование детской инициативы, межпредметное содержание образовательной деятельности, различные формы образовательной деятельности, личностные достижения) и характеризующие стратегию образовательной политики ряда стран в сфере дошкольного образования. В статье также представлены некоторые факторы внешней и внутренней среды, в рамках которых развиваются культурные практики дошкольного образования: образовательное учреждение (центр присмотра и ухода, детский сад или начальная школа) как территориально независимая система, высокий уровень подготовки педагогов как результат конкуренции, целенаправленное обучение родителей, практико- и личностно-ориентированные методики обучения и воспитания, неприкосновенность личности ребенка, находящегося в центре образовательного процесса). По мнению автора, компаративистский подход к исследованию актуальных проблем дошкольного образования может быть применим в случае влияния полученной информации на улучшение состояния объекта или системы, что выражается в положительной динамике результатов научного исследования. Кроме этого, статья содержит рекомендации автора по применению компаративистского подхода в гуманитарных научных исследованиях.
Ключевые слова
компаративистская стратегия; компаративистский подход; компаративистская методология (метод); преемственность дошкольного и начального образования; дошкольная образовательная практика; the comparative strategy; the comparative approach; the comparative me
COMPARATIVE APPROACH TO INVESTIGATION OF PRESCHOOL EDUCATION TOPICAL ISSUES
The article characterizes the comparative strategy used in the framework of educational paradigms of the modern society. The author proves the need to apply to the comparative approach in the situation of information exchange necessary for the system development. From the system perspective the author presents a three-level comparative methodology, allowing the researcher to work out a technology of applying the comparative approach in his scientific work. The flexibility of the comparative approach makes it possible to apply it to the study of educational practices, for example, to the study of a most topical problem of the present-day pre-school education - continuity between preschool and elementary school experiences in both Russia and Australia. The author notes locally-focused and fragmentary use of the comparative approach in the domestic pre-school education. Such use leads to the unilateral look at the pre-school system abroad. From the author’s point of view, the comparative approach may play a great role in the study of most topical problems of pre-school education in Russia and other countries where significant importance is attached to subject-subject relationship within the “child-adult” and “child-child” system. A critical analysis of the results of using the comparative approach in modern educational process enabled the author to distinguish its positive aspects and to highlight the existing problems in preschool education. The author introduces some comparative approach criteria having substantial impact on solution of preschool education problems (individually oriented educational paradigm, the child’s initiative domination, cross-curricular scope of educational activity, various forms of educational activity, personal achievements) and characterizing the strategy of educational policy in a number of countries in the sphere of preschool education. The article also describes some factors of internal and external environment in which the cultural aspects of preschool education develop: the educational institution (a child care center, a kindergarten or an elementary school) as an autonomous territorial unit, the high level of teaching staff qualification as a result of competition, the dedicated training for parents, the practice and person oriented training and education methods, the child-centered education, the child’s personality is inviolable. In the author’s opinion, the comparative approach to investigation of preschool education topical issues is applicable, if the received information contributes to the object or system state improvement evidenced by positive trends in the obtained research results. This article also contains the author’s recommendations for application of the comparative approach in humanities research activity.
Список литературы
-
Баева, Л.В. Дошкольное образование в Англии. К проблеме содержания [Текст] / Л.В. Баева. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 112 с.
-
Краузе, А.А. Компаративистский подход в обучении студентов на примере философии [Электронный ресурс] / А.А. Краузе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. - № 2. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/komparativistskiy-podhod-v-obuchenii-studentov-na-primere-filosofii (дата обращения: 18.01.2015).
-
Парамонова, Л.А. В союзе с природой: новый взгляд на врожденные способности человека и его обучение. Из опыта зарубежной педагогики [Текст] / Л.А.Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
-
Сорокова, М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония [Текст]: учебное пособие / М.Г. Сорокова. - М.: МПГУ, 1998. - 243 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 18.01.2015)
-
Двухлетний ребенок, выпавший из окна в Петербурге, находится в крайне тяжелом состоянии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nevnov.ru/proisshestviya/dvuxletnij-rebenok-vyipavshij-iz-okna-v-peterburge-naxoditsya-v-krajne-tyazhelom-sostoyanii (дата обращения: 21.01.2015).
-
В Башкирии найден повешенным 8-летний мальчик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gorobzor.ru/news/proisshestviya/v-bashkirii-nayden-poveshennym-8-letniy-malchik-29-04-2013.
-
Love, J.M., Tarullo L.B., Raikes H., Chazan-Cohen R. Head Start: What do we know about its effectiveness? What do we need to know? In: Handbook of Early Childhood Development / K. McCartney, D. Phillips (eds). Malden, MA: Blackwell, 2006. P. 550-575.