Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №29 (1) (2015)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие системы современного школьного математического образования немыслимо без процессов модернизации. К числу таких процессов можно отнести появление в стандартах новой содержательной линии «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», а также активное привлечение в учебный процесс интерактивных технологий (в течение последних лет происходит их активное внедрение в традиционные составляющие учебного процесса). При использовании интерактивных методов и средств роль учителя математики меняется, она перестаёт быть ведущей. Учителю теперь необходимо регулировать процесс и заниматься его организацией, готовить заранее необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах, давать консультации, контролировать время и порядок выполнения намеченного плана. Интерактивное обучение помогает ребенку не только осваивать определённые знания, но и социализироваться. В статье рассмотрен один из аспектов методики обучения описательной статистике в основной общеобразовательной школе с помощью интерактивных методов (деловая игра, моделирование жизненных ситуаций) и средств (система интерактивного голосования, интерактивные тренажеры и тесты). С исследовательской точки зрения было установлено, что использование интерактивных технологий является необходимым на уроках математики при изучении стохастических тем и разделов, способствует совершенствованию умений и навыков у обучаемых, позволяет наиболее эффективно организовать самостоятельную работу, повышает интерес к занятиям, активизирует познавательную деятельность учащихся, а также делает урок насыщенным и запоминающимся. Таким образом, на интерактивные методы и средства обучения возложена огромная ответственность, так как они определённо во много раз превосходят раннее устоявшиеся тенденции образовательной среды.
Ключевые слова
методика обучения математике; стохастика; описательная статистика; интерактивные методы и средства; methodology of teaching mathematics; stochastics; descriptive statistics; interactive methods and means
INTERACTIVE METHODS AND MEANS OF TEACHING DESCRIPTIVE STATISTICS IN THE SECONDARY SCHOOL
The development of the system of modern school mathematical education is impossible without the processes of modernization. It is possible to include into the group of such processes the emergence of the new substantial line in standards “The elements of the theory of combination, statistics and theory of probability”, and also an active attraction of interactive technologies in the educational process (in recent years we observe their active introduction in traditional components of educational process). When using interactive methods and means the role of teacher of mathematics changes, it stops being central, the teacher only regulates the process and is engaged in its general organization, prepares necessary tasks in advance and formulates questions or subjects for discussion in groups, gives consultations, controls time and order of implementation of the drawn-up plan. Interactive teaching helps the child not only to study, but also to socialize. The article considers one of the aspects of the methodology of teaching descriptive statistics in the secondary school by means of interactive methods (a business game, modelling life situations) and means of teaching (a system of interactive vote, interactive exercise machines and tests). From the point of view of research it has been established that the use of interactive technologies is necessary at the lessons of mathematics when studying stochastic subjects and sections, which promotes the improvement of pupils’ skills, allows to organize independent work most effectively, increases the pupils' interest in lessons, stirs up pupils’ cognitive activity, and also makes the lessons memorable. Thus, a huge responsibility is conferred on interactive methods and means of teaching, as they definitely many times over surpass the earlier settled tendencies of educational environment.
Список литературы
-
Бунимович, Е.А. Методические указания к теме «Статистические исследования» [Текст] / Е.А. Бунимович, С.Б. Суворова // Математика в школе. - 2003. - № 3. - С. 29-36.
-
Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения [Текст] / С.С. Кашлев. - Минск, 2005. - С. 18.
-
Китаева, И.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере использования кейс-метода и метода проектов) [Текст] / И.В. Китаева, С.В. Щербатых // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (12). - С. 107.