Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Буланкина Надежда Ефимовна. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье предпринята попытка философского осмысления результатов проведенного автором пролонгированного исследования проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства в аспекте актуализации традиций психологического равновесия в современном поликультурном образовании с обоснованием следующего тезиса - противоречие между необходимостью гуманизации российского образовательного пространства и его фактической дегуманизацией представляет реальную социальную проблему. Суть обозначенного противоречия состоит в том, что, с одной стороны, имеет место быть осознание передовой частью российского общества и специалистов в области гуманитарного знания и познания необходимости радикальных изменений в обществе и в системе образования. С другой стороны, очевидным является тот факт, что российское образовательное пространство все более технократизируется, становится все более дифференцированным в качественном отношении, сегрегируется по имущественному, социальному и этническому признакам. В рамках предложенного концептуального подхода психологическое равновесие рассматривается, прежде всего, как основа гуманизации и как процесс гармонизации общественной жизни (аккультурации) с соответствующими изменениями в системе образования, и прежде всего, его языковой составляющей в системном обновлении информационно-образовательной среды школы (средней и высшей). В качестве способа гуманизации предлагается практическое воплощение возможностей интеграции языкового и образовательного пространства, прежде всего, через интеграцию родной культуры, ее выразительных средств (ее вербальных и невербальных средств, ее полиязычий) и выразительных средств других культур, а также специфики активного использования и адаптации выразительных средств культуры/языков всеми участниками образовательного процесса в школe.
The article deals with the philosophical analysis of the results of the investigation of one of the crucial social problems for the sake of humanistic appr PAGE \* MERGEFORMAT6 oach to education. The solution tends to be in psychological balance for the neutralization of some contradictory tendencies of modern education that is far from being successful at the moment. Two varied types of education exist. On the one hand, education exists for man. That is the humanistic approach to man as a personality who covers and uses all sorts of language facilities along with numerous educational possibilities, both traditional and modern ones. It can be considered constructive. Another approach can be classified as education for the sake of education. That is why, scientists think, the mentioned approach is destructive and far from being human because it gives nothing to moral education of man. Humanistic tendencies in modern education should include, first and foremost, the process of psychological harmony on all levels under consideration in real educational environment that is always full of polyphony of various languages, cultural means, that could be given and explored by men at a very high quality only at school, through moral education. School opens varied and various means of native and world culture. It is School that creates educational opportunities for each person in the aspect of acquiring different means for cultural realization and self-realisation of a personality. Because School is the only one environment where we can see human society in miniature that is developing, from one step to another and where one can see very quick changes in human beings. And man’s ability to speak reflects through different languages at different classes.

Гаркуша Наталья Сергеевна. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности на протяжении двух последних десятилетий. В соответствии с ФГОС второго поколения востребованной является организация процесса воспитания культуры здоровья школьников. В данной статье представлен вариант модели воспитания культуры здоровья школьников, разработанной на основе лучшего российского и зарубежного опыта. Отличительной особенностью представленной модели является свойство интегративности, которое проявляется в логической конструкции организации эффективного воспитания культуры здоровья школьников в виде сбалансированного единства взаимодополняющих, системообразующих компонентов. Остовом модели являются концептуальный, технологический и аналитический блоки. В работе дается подробная характеристика всем элементам данных блоков. В методологическом обосновании процесса воспитания культуры здоровья школьников выделены системный, гуманистический, природосообразный, деятельностный, культурологический подходы, а также ряд научных принципов. Особый акцент сделан на содержании таких направлений воспитания культуры здоровья школьников, как формирование ценностного отношения к здоровью; обучение культурным нормам в сфере здоровья; содействие в организации гармоничного образа жизни; физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное развитие; организация участия в здоровьеформирующих мероприятиях. Определены критерии и показатели эффективности воспитания культуры здоровья школьников. Примечательным является схематичное представление в данной статье интегративной модели воспитания культуры здоровья школьников в целях визуализации идеального образа исследуемого процесса. В процессе разработки модели удалось скомпилировать необходимые свойства процесса воспитания культуры здоровья школьников, основанные на европейских и российских подходах и создать идеальный образ исследуемого процесса.
The problem of the younger generation’s health has been topical for the last decades. In accordance with the Federal State Education Standard of the second generation, the organisation of the process of the schoolchildren’s health culture education is in demand. An option of the model for the schoolchildren’s health culture education, developed on the basis of the most perfect Russian and foreign experience, is provided in the paper. The key feature of the proposed model is the property of integrity which is revealed in a logical structure of the organisation of efficient schoolchildren’s health culture education in the form of balanced equity of complementary and backbone components. The framework of the model is the conceptual, technological and analytical blocks. In the methodological justification of the process of the schoolchildren’s health culture education the following approaches are distinguished: systematic, humanistic, nature-aligned, pragmatist, culturological, as well as a number of scientific principles. Such concepts of the schoolchildren’s health culture education as the formation of value attitude to health; training of cultural norms in the health area; the assistance in the organisation of the harmonic way of living; physical, psychological, social and moral development; the organisation of the participation in health modeling events are specially emphasized. The criteria and indices of the efficiency of the schoolchildren’s health culture education are defined. The paper is notable for a schematic imagination of the integrative model of the schoolchildren’s health culture education with a purpose of visualization of ideal pattern of the studied process. It was a success to compile necessary properties of the schoolchildren’s health culture education during the model elaboration, which are based on European and Russian approaches and to create the ideal pattern of the process under investigation.

Гулов Артем Петрович, Исаев Илья Федорович. СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ

В данной статье представлен анализ самостоятельных теорий нравственного воспитания в американской педагогике рубежа XX-XXI вв. Авторы статьи считают, что в американской педагогике до середины 80-х годов XX века теория воспитания была детерминирована философией прагматизма и психологическими концепциями когнитивизма, гуманистической психологии. Зарождение самостоятельной теории нравственного воспитания авторы статьи связывают с концепцией справедливой общины Л. Кольберга и его теорией стадий морального развития, возникших в середине 80-х годов XX века. Прохождение стадий нравственного развития, по мнению Л. Кольберга, связано с изменением представлений индивида о справедливости. Данная теория была реализована на уровне популяризации такого метода нравственного воспитания, как проведение дискуссий нравственной проблематики. Помимо этого Л. Кольберг призывал школы вовлекать учащихся в процессы демократического самоуправления: определения норм и правил поведения, способов разрешения возникающих конфликтов. Идея справедливой общины как рычаг эффективного нравственного воспитания объединяет взгляды Э. Дюркгейма на групповую социализацию с концепцией демократического участия Д. Дьюи, а также теорию Ж. Пиаже о развитии автономной морали. С начала 90-х годов XX века у концепции Л. Кольберга появляются конкуренты, представленные теорией доменов морального сознания L. Nucci, J.R. Rest, E. Turiel и теорией моральной самоидентификации A. Blasi, F.C. Power. По мнению авторов статьи, все три концепции были положены в основу современной теории нравственного воспитания, реализуемой в американских школах с начала XXI века. В частности, это выразилось в идеологии воспитания характера, которая реализуется сейчас в виде программы воспитания лидерских качеств как программы скрытого куррикулума.
This article presents the analysis of independent theories of moral education in American pedagogy at the turn of the XX-XXI centuries. The authors consider that in American pedagogy until the middle of the eighties of the XX century the theory of education was determined by philosophy of pragmatism and psychological concepts of cognitive and humanistic psychology. The authors connect the origin of the independent theory of moral education with the concept of a just community of L. Kohlberg and his theory of the stages of moral development, which arose in the mid-eighties of the XX century. The passing of stages of moral development, according to L. Kohlberg, is connected with a change of ideas of the individual about justice. This theory was realized at the level of promoting such a method of moral education, as carrying out discussions of moral subject matter. In addition L. Kohlberg urged schools to involve pupils in processes of democratic self-government: definition of norms and rules of conduct, ways of solving arising conflicts. The idea of the just community as the lever of effective moral education unites E. Durkheim's views on group socialization with the concept of D. Dewey’s democratic participation, and also J. Piaget's theory about development of autonomous morals. Since the beginning of the nineties of the XX century L. Kohlberg’s concept has had competitors presented by L. Nucci, J.R. Rest, E. Turiel’s theory of domains of moral consciousness and A. Blasi, F.C. Power’s theory of moral self-identification. According to the authors, all three concepts were the basis for the modern theory of moral education, realized at the American schools since the beginning of the XXI century. In particular, it was expressed in the ideology of character education, which is realized now in the form of the program of education of leadership skills as a program of the hidden curriculum.

Думнова Надежда Игоревна. Феномен «переключения культурных систем» и трансформация личности в условиях билингвизма

В статье приводятся описание и анализ исследований, посвященных вопросу влияния языка на личность. Особое внимание уделено экспериментам Н. Рамирез-Эспарза (Техасский университет) и соавторов, направленным на изучение эффекта «переключения культурных систем» (Cultural Frame Switching, CFS), при котором билингвы, подвергающиеся воздействию стимулов, относящихся к определенной культуре, способны изменять собственные ценности и атрибуции. В исследовании, проведенном группой американских исследователей, использовалась адаптированная версия опросника «Большой пятерки» на английском и испанском языках. В эксперименте № 1 с выборкой англоговорящих и испаноговорящих монолингвов устанавливались прогнозы ожидаемых различий в личности. В экспериментах № 2, 3, 4 исследовалась воспроизводимость феномена «переключения культурных систем» в трех выборках билингвов, проживающих в США и Мексике. В частности, Н. Рамирез-Эспарза и соавторы изучали, проявляют ли билингвы различные личностные свойства при использовании английского и испанского языка и коррелируют ли данные различия с англо- и испаноговорящими культурами. Было установлено, что билингвы более экстравертированы, конформны, проявляют больше «сознательности» в ответах на английском, чем в ответах наиспанском языке, и эти расхождения коррелируют со «среднестатистической личностью» той или иной культуры. Кросс-языковые личностные различия в факторе «невротизма» были довольно незначительными, а различия в факторе «открытости» не коррелируют с кросс-культурными различиями в контрольной группе. Явление «переключения культурных систем» отражает способность бикультурных индивидов изменять их интерпретацию мира, реагируя на сигнал/стимул в их окружении. Основываясь на данных, полученных исследователями, мо жно сделать предположение, что переключение культурных систем может оказывать влияние не только на аттрибуции и ценности личности, но и на саму личность.
The paper gives the description and analysis of studies examining the problem of language impact on personality. Special attention is paid to N.Ramírez-Esparza (The University of Texas) and co-authors’ work, that studied the effect of Cultural Frame Switching (CFS), when bilinguals influenced by stimuli of this or that culture, are able to change their own values and attributions. The adopted version of the Big Five Inventory in English and Spanish was used in the experiment hold by the group of American researches. To generate predictions about the specific cultural differences to expect, Study 1 documented personality differences between English and Spanish speaking monolinguals. Studies 2, 3, 4 tested the replicability of Cultural Frame Switching in three samples of bilinguals located in the US and Mexico. In particular N. Ramírez-Esparza and co-authors studied whether bilinguals show different personality traits when using English and Spanish and whether these differences correlate with English and Spanish-speaking cultures. The study showed that bilinguals are more extraverted, agreeable and conscientious when answering in English than in Spanish and these differences correlate with the personality displayed in this or that culture. Cross-lingual personality differences in «neuroticism» factor were rather weak, and differences in «openness» factor do not correlate with cross-cultural differences in the experimental group. Cultural Frame Switching phenomenon reflects bilinguals’ ability to change the world interpretation when responding a signal/stimulus. Referring to the data of the researchers we may suggest that Cultural Frame Switching may influence both attributions and values and the very self.

Иванов Михаил Васильевич. МЕТАТЕКСТ ЭПОХИ ВЗРЫВА

Статья посвящена проблемам метатекста в условиях социального взрыва. Рассматриваются парадоксы постмодернистских теорий текста, культурные и психологические последствия анархических установок деконструктивизма и теории дискурс-анализа. Декларируется необходимость создания концепции личности, преодолевающей установки потребительства и ориентированной на познание истины. Анархическая тенденция в культуре стала влиятельной и опирается на постконструктивистские концепции Запада. Усложненность метатекстуального подхода предполагала и возможную размытость интерпретаций, но при буквалистском понимании открывала путь к безудержному анархизму. На стыке психологии, лингвистики, риторики, конфликтологии и антропологии сформировалась теория дискурс-анализа, которая, опираясь на идеи М.М. Бахтина о диалогическом характере текста и Ф. Соссюра об автономности языка, довела их идеи до такой крайности релятивизма. Господство социальной модели человека экономического в варианте человека потребляющего неизбежно вырабатывает смысл жизни, усеченный до интересов дня сегодняшнего. Человек изымается из «большого времени». И, естественно, нуждается в самоуспокоении за счет слияния с мелким, раздробленным содержанием феноменов окружающей культуры. Фактически идет наступление на письменную и книжную культуру, которая обладает текстами, имеющими внутреннюю структуру, которая именно своей устойчивостью содержательного ядра произведения противостоит примитивному истолкованию малоразвитого человека. Письменная, книжная культура - это тот уровень развития мировой культуры, который, безусловно, должен быть освоен современным человеком, включенным в сложнейшие связи техносферы и ноосферы. Постмодернистские теории, декларируя полную суверенность читателя в отношении автора, льстя самолюбию малоразвитого потребителя, отбрасывают его в мифологическое прошлое. Психологический профиль каждой личности состоит из установок, выработанных различными историко-культурными эпохами, и потому можно говорить об асинхронности культурных слоев личности. «Подъем» личной культуры состоит в переходе от установок упрощенных, репродуктивных к сложным и динамичным, креативным по своей природе.
The article is devoted to the problems of metatext in the conditions of a social explosion. The paradoxes of post-modern theories of text, cultural and psychological consequences of anarchic aims of deconstructivism and of discourse analysis theory are discussed. The necessity of creation of the concept of personality, overcoming the aims of consumerism, and focusing on the cognition of the truth is declared. The anarchic tendency in culture has become influential and relies on the postconstructivist concepts. In fact, it is an attack on written and book culture, which texts have internal structure. This structure has strong meaningful base and resists primitive interpretation of underdeveloped person. Written, book culture is the level of development of world culture, which certainly needs to be mastered by a modern person who is included in the complicated context of the technosphere and the noosphere. Postmodern theory declaring full independence of the reader in the interpretation of the author's text throws culture in a mythological past. Psychological profile of each individual consists of layers produced by the various historical and cultural periods. The asynchrony of cultural and psychological personality means that a system of personal attitudes consists of orientations that prevailed in different historical periods. Orientation on the reproduction or on the creativity has a particularly strong influence on the formation and dominance over private personal attitudes. The rise of the personal culture is the transition from simplified, reproductive aims - to complex and dynamic aim, creative by nature.

Ковригин Вадим Валерьевич. ЭТНОЦЕНТРИЗМ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ

Рассматриваются особенности проявления этноцентризма в оценках ключевых событий истории авторами школьных учебников Казахстана. Этноцентризм - преломление взгляда на окружающий мир сквозь призму ценностей собственной этнической группы. Выделяют три формы его проявления: преобладающее внимание к событиям национальной истории; апологетические и героизирующие оценки прошлого нации и государства; искажения исторических фактов и явлений. В статье представлены результаты анализа современных школьных учебников, используемых в преподавании истории в школах Казахстана. На основе обобщения трактовок событий колониальной истории, Второй мировой войны и идеологического противостояния сверхдержав автором выделены преобладающие формы проявления этноцентризма в учебниках для казахстанских школ. Доказано, что в государствах, имеющих небольшой опыт независимого развития, преобладает героизация национальной истории как форма проявления этноцентризма. Авторы казахстанских учебников весьма отрицательно относятся к колониальной политике, однозначно перекладывая ответственность за состояние колоний на метрополии. В большинстве современных учебников Казахстана немалое внимание посвящается развенчанию советской точки зрения на процессы вхождения Казахстана в состав России. Учебники истории ХХ века немалое внимание уделяют вопросам национально-освободительной борьбы - прежде всего, против российского влияния. Вторая мировая война - тема, которая освещается в казахстанских учебниках в значительно меньшем объёме, нежели в российских, причём большее внимание уделено подвигам национальных героев. В настоящее время официальные власти Казахского государства позиционируют страну как «мост» между Европой и Азией. Это довольно заметно влияет на освещение общеевропейских и мировых отношений, в том числе и «холодной войны». Результаты исследования могут быть полезны при сравнительном исследовании содержания отечественных и зарубежных школьных учебников истории, а также при разработке учебников истории.
The article investigates the peculiarities of the manifestation of ethnocentrism in the assessment of key events of history by Kazakhstan authors of textbooks. Ethnocentrism is the interpretation of views on the world through the prism of values of your own ethnic group. There are three forms of its manifestation: the overwhelming attention to the events of national history; apologetic and glorifying assessments of the past of the nation and the state; misrepresentation of historical facts and events. The article presents the results of the analysis of modern school textbooks used in teaching history at schools in Kazakhstan. It is proved that in states with little experience of independent development, the glorification of national history as a form of ethnocentrism dominates. Authors of Kazakhstan textbooks treat the colonial policy rather negatively, clearly shifting the responsibility for colonies to the mother country. Most of modern Kazakhstan textbooks are dedicated to the debunking the Soviet point of view on the process of accession of Kazakhstan to Russia. History textbooks of the twentieth century, pay considerable attention to the struggle for national liberation - primarily against Russian influence. The Second World War is a topic that is much less covered in Kazakhstan textbooks than in Russian textbooks, and more attention is paid to the exploits of national heroes. On the basis of generalization of interpretations of events of colonial history, the Second World War and ideological confrontation between the superpowers the author highlighted the predominant manifestations of ethnocentrism in textbooks for Kazakhstan schools. Currently, the authorities of Kazakhstan position the country as a «bridge» between Europe and Asia. It is quite noticeably effects the coverage of European and world relations, including the «cold war». The results of the study can be used in a comparative study of domestic and foreign content of history textbooks, as well as in the development of history textbooks.

Кошелева Алла Олеговна, Колесник Алексей Викторович. Компетентностный подход как теоретическая основа педагогической программы формирования психолого-педагогической компетенции У младших командиров курсантских подразделений в военном вузе

В статье раскрывается актуальность овладения младшими командирами курсантских подразделений военного вуза психолого-педагогической компетентностью в связи с новыми требованиями к подготовке специалистов, бакалавров, магистров. Рассматриваются некоторые аспекты специфики деятельности сержантов в составе учебных групп в современном военном вузе. Обращено внимание на теоретическую основу, используемую в целях формирования психолого-педагогической компетенции у сержантского состава учебных подразделений вуза. Авторами представлены структура и содержание психолого-педагогической компетенции младших командиров курсантских подразделений военного вуза. Раскрыто понятие «психолого-педагогическая компетентность». Приводится авторская трактовка понятия «психолого-педагогическая компетенция младших командиров». Уделено внимание роли воинских коллективов в развитии социально-нравственной зрелости личности, формированию педагогических способностей младших командиров. В статье представлен критериальный аппарат оценки уровня сформированности психолого-педагогической компетенции у сержантов. Описаны критерии сформированности психолого-педагогической компетенции у сержантов учебных групп вуза (мотивационный, знаниевый и деятельностный). Представлены этапы проектирования и реализации педагогической программы формирования психолого-педагогической компетенции у сержантов учебных групп вуза, теоретической основой которой выступает компетентностный подход. Раскрыты педагогические условия, позволяющие эффективно формировать психолого-педагогическую компетенцию у сержантов учебных групп военного вуза. Авторами статьи уделено внимание особой значимости формирования у младших командиров социально-психологических и коммуникативных качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию с личным составом учебных групп. Приводится обоснование необходимости знания офицерами-командирами курсантских подразделений сути компетентностного подхода в подготовке будущих военных специалистов. Отмечена роль индивидуально-воспитательной работы офицера с сержантами курсантских подразделений и педагогической поддержки личности. В статье отражена необходимость методического обеспечения в процессе реализации педагогической программы, обеспечивающей сформированную психолого-педагогическую компетенцию у сержантов учебных групп военного вуза.
The article covers the urgency of the development of psychological and pedagogical competence of younger commanders of cadet departments in the context of new demands to the training of specialists, bachelors, masters. The authors study some aspects of the activity of sergeants in the groups of modern military institute of higher education. The attention is paid to the theoretical basis, which is used to develop sergeants’ psychological and pedagogical competence. The authors show the structure and content of psychological and pedagogical competence of younger commanders of cadet departments at the military institution of higher education; reveal the concept «psychological and pedagogical competence»; demonstrate author’s understanding of the concept «psychological and pedagogic competence of younger commanders»; also pay attention to the role of military collectives in the development of social and moral personality’s maturity, in the formation of pedagogical skills of younger commanders. The criteria of the evaluation of the level of psychological and pedagogical competence of sergeants (motivation, knowledge, activity) are shown. The stages of the development and implementation of pedagogical program of the formation of psychological and pedagogical competence, whose basis is competence approach, are shown, too. The authors reveal pedagogical conditions, which allow us to form psychological and pedagogical competence effectively. They point out the importance of the formation of social, psychological and communicative qualities, which provide the interpersonal and role interaction with the stuff of study groups. It is necessary for commanding officers to know the essence of competence approach during the training of future military specialists. The role of individual and educational work of the officer with sergeants of cadet departments and the role of pedagogical support are mentioned. The necessity of methodological support of the process of the implementation of pedagogical program, which provides the formation of psychological and pedagogical competence of sergeants of study groups at the military institutes of higher education, is revealed.

Николаева Елена Ивановна, Мартинсоне Кристина Эрнестовна. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ (ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ)

Обзор посвящен анализу механизмов, участвующих в трансляции психосоциальных воздействий на человека в те или иные психосоматические симптомы. Непосредственно в момент действия стрессора активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, что ведет к увеличению концентрации адренокортикотропного гормона и кортизола. Сильные и стабильные стрессоры часто снижают одновременно многие аспекты иммунного ответа. Однако стресс не подавляет иммунитет глобально. Дополнительные данные получены при изучении экспрессии генов, ответственных за синтез глюкокортикоидных рецепторов и адреналовых рецепторов β2. Стресс не только создает условия возникновения заболевания, но способствует ухудшению течения уже существующих заболеваний. Показано, что психологический стресс ведет к риску обострения астмы. Каждый вид психосоциальных обстоятельств действует через различные биологические механизмы, повышая чувствительность различных компонентов патологических процессов. Стресс имеет множественные точки приложения. Прежде всего, он повышает чувствительность человека к простудным заболеваниям. Выработка цитокина IL-6, активирующего процесс воспаления в тканях, является ключевым процессом, поскольку именно увеличение концентрации цитокинов ведет к развитию респираторных симптомов, если человек подвержен вирусной инфекции. Существует предположение, что психологические факторы не могут иметь непосредственное наблюдаемое действие на здоровье, но они обусловливают критический период в жизни, когда реализация влияния психологических факторов в биологические явления наиболее вероятна. Обстоятельства контроля транскрипции и модификация белков в посттрансляционный период обеспечивают молекулярный механизм, через который внешние факторы осуществляют постоянное влияние на физиологические функции. Транскрипционный контроль включает взаимосвязи последовательности генной экспрессии, которые создают позитивную или негативную обратную связь. Другой биологический механизм, который может сохранять действие внешней среды, - тканевое ремоделирование. С помощью измененных характеристик генной экспрессии в клетках, рецепторы, опосредующие состав компонентов клеточной среды, меняют ее.
The review is devoted to the analysis of mechanisms participating in the translation of psychosocial influences on a human being into psychosomatic symptoms. Under stressor’s impact the hypothalamo-pituitary-adrenal axis (HPA) is activated. It results in elevated concentrations of adrenocortical hormone and cortisol. The severe and stable stressors decrease simultaneously many aspects of immune response. But stress does not suppress immune response globally. Additional data were received during the research of gene expression which is responsible for the synthesis of GR and β2 receptors. Stress both creates the conditions for diseases and deteriorates the states of ill people. It was shown that psychological stress leads to allergic diseases. Each type of social circumstances operates using different biological mechanisms improving sensitivity of different components of pathological processes. Stress has different points of activity. First of all it raises susceptibility to cold. The key process of psychosomatic change is the generation of cytokine IL-6 which activates the process of inflammation in tissues and this leads to the development of respiratory symptoms under virus infection. There is an assumption that psychological factors can’t influence health directly but there are critical periods when the influence of the psychological factors on biological phenomenon is possible. Transcriptional control and posttranslational modification of cell proteins provide molecular mechanisms through which external factors can induce different changes in physiologic functions. Another biological mechanism which can preserve the influence of external factors is tissue remodelling. With the help of altered characteristics of gene expression in cells, the receptors, mediating the contents of the composition of cell environment, change it.

Качурина Ольга Олеговна, Крупнов Александр Иванович, Шляхта Дмитрий Александрович. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты сравнительного анализа различий в выраженности переменных общительности у российских и латиноамериканских студентов, выявлены психологическая структура и специфика факторной организации общительности у изучаемых групп студентов. В структуре общительности латиноамериканских студентов в большинстве случаев доминируют гармонические переменные. Общительность латиноамериканских студентов отличается повышенной социоцентричностью, осмысленностью, интернальностью, экстернальностью, стеничностью и средней осведомленностью, аэргичностью, субъектностью и предметностью. Корреляционный анализ между мотивационно-смысловыми переменными общительности латиноамериканских и российских студентов показал, что существуют как общие закономерности в соотношении указанных переменных, так и некоторые различия в их соотношениях. В обеих группах в инструментально-динамической подсистеме общительности динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, с одной стороны, демонстрируют аналогичные связи соответствующих переменных, с другой стороны, обнаруживается национально-этническая специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности. Факторный анализ позволил систематизировать результаты корреляционного анализа и выявить психологическую специфику общительности латиноамериканских и российских студентов. Обнаруженные различия свидетельствуют об этнопсихологической специфике организации общительности и ее реализации у российских и латиноамериканских студентов. На основе полученных данных разработаны рекомендации по самосовершенствованию общительности, адресованные российским и латиноамериканским студентам.
The article presents the results of a comparative analysis of differences in the expression of sociability variables among Russian and Latin American students and describes the psychological structure and the specificity of the sociability organization among the studied groups of students. The correlation analysis between motivational-semantic sociability variables of Latin American and Russian students showed that there are common principles and some differences in the relationships of these variables. The dynamic, emotional, and regulatory components of the instrumental-dynamic sociability subsystem, on the one hand, show a similar relationship between the corresponding variables in Latin American and Russian students. On the other hand, cross-cultural specificity of the connections of regulatory-dynamic sociability variables is found. Factor analysis allowed us to systematize the results of correlation analysis and to identify psychological specificity of the sociability of Latin American and Russian students. Results of the study demonstrate cross-cultural specificity of sociability of Russian and Latin American students. The recommendations for the development of sociability have been developed on the basis of the obtained data.

Кудинов Сергей Иванович, Кудинов Станислав Сергеевич, Владимирова Юлия Владимировна. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ-ПЕДАГОГОВ

В статье анализируются результаты эмпирического исследования. Рассматривается взаимосвязь профессиональной идентичности и самореализации психологов-педагогов образовательных учреждений. Исследование самореализации выполнено в рамках полисистемной концепции, предусматривающей системную детерминацию данного феномена. В качестве основных инструментально-стилевых характеристик самореализации выделены активность-инертность, оптимистичность-пессимистичность, внешний и внутренний локус контроля. К ценностно-смысловым параметрам самореализации отнесены социально и личностно значимые ценности, альтруистические и эгоцентрические мотивы, креативность и консервативность, конструктивность и деструктивность результативного компонента, удовлетворенность настоящим и прогнозирование будущего. Использованная в исследовании методика «Многомерный опросник самореализации личности» отвечает требованиям надежности и валидности и оценивает уровень выраженности выше представленных шкал. Для изучения профессиональной идентичности использованы общеизвестные методики. На первом этапе обработки результатов эмпирического исследования с помощью корреляционного анализа были сопоставлены шкалы самореализации с переменными профессиональной идентичности. Практически по всем шкалам получены высокие статистически значимые зависимости, указывающие на взаимосвязь самореализации и профессиональной идентичности педагогов-психологов. На втором этапе были выделены разные типы профессиональной идентичности респондентов на основе кластерного анализа. Всего было выделено два противоположных по содержанию кластера. В первый вошли респонденты с высоким уровнем профессиональной идентичности, второй кластер представлен респондентами с несформированной профессиональной идентичностью. Далее был проведен факторный анализ результатов исследования, где было выделено шесть факторов содержательно различающихся между собой по доминированию качественных характеристик самореализации и профессиональной идентичности. И на последнем этапе количественной и качественной обработки эмпирических данных был проведен кластерный анализ показателей самореализации личности, в результате чего выделено четыре фактора, различающихся по содержательным характеристикам. В завершение статьи сформулирован вывод о взаимозависимости самореализации и профессиональной идентичности.
The article analyzes the results of empirical research. It examines the relationship of professional identity and self-realization of psychologists-teachers of educational institutions. The study of self-realization was carried out in the framework of polysystemicconception which stipulates the systemic determination of this phenomenon. Activity-inertia, optimism-pessimism, external and internal locus of control were singled out as main instrumental and stylistic characteristics of self-realization. Socially and personally significant values, altruistic and egocentric motives, creativity and conservatism, constructiveness and destructiveness of the effective component, the satisfaction with the present and the prediction of the future are attributed to value-semantic parameters of self-realization. The methodology «The multidimensional questionnaire of personality’s self-realization», used in the study, meets the requirements of reliability and validity, and assesses the level of expression of the above mentioned scales. For the study of professional identity well-known techniques were used. At the first stage of processing the results of empirical research, using correlation analysis, scales of self-realization were compared with the variables of professional identity. High statistically significant dependences were obtained practically for all of the scales. They indicate the relationship of self-realization and professional identity of teachers-psychologists. At the second stage different types of professional identity of the respondents on the basis of cluster analysis were singled out. In total two opposite in content clusters were singled out. The first group included respondents with a high level of professional identity; the second cluster is represented by respondents with unformed professional identity. Then the factor analysis of the results of the study was conducted, where six factors were identified which substantively differed from each other in the dominance of qualitative characteristics of self-realization and professional identity. And at the last stage of quantitative and qualitative empirical data processing we carried out a cluster analysis of indicators of personality’s self-realization. As a result, four major factors different in meaningful characteristics were singled out. At the end of the article the conclusion about the interdependence of self-realization and professional identity was formulated.

Нозикова Наталья Валентиновна, Колесник Екатерина Степановна. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ

Переживание смерти значимого взрослого, матери или отца, в детском возрасте приобретает особую роль, поскольку оказывает двойное влияние. Для ребенка это одновременно и переживание горя утраты близкого человека, и потеря значимого объекта для нормальной динамики процесса психологического развития, отражающиеся в целом на формировании его личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей. Гипотеза работы предполагает, что дети, пережившие утрату одного из родителей, отличаются в психологических характеристиках в сравнении с детьми из полных семей. Экспериментальную группу составили 8 детей (5 девочек и 3 мальчика) в возрасте 7-15 лет (средний возраст 12 лет), переживших утрату матери или отца в течение последних (от одного до трех) лет. В диагностике применялся «Симптоматический опросник SCL-90-R», адаптированный Н.В. Тарабриной. Выявлено, что дети, пережившие утрату одного из родителей, в отличие от детей группы сравнения обладают более высокими показателями соматизации (32%), интерперсональной чувствительности (45%), депрессии (35%), тревожности (44%), враждебности (61%), навязчивых страхов (48%), паранойяльных тенденций (61%) и психотизма (36%). Следовательно, переживание горя утраты одного из родителей вызвало у детей нарушения психогенной природы, которые определяют необходимость коррекционной работы. Продолжение изучения проблемы позволит расширить теоретические и практические знания о переживании детьми событий смерти и оптимизировать дальнейший процесс их развития.
Experiencing the death of a significant adult, mother or father as a child gets a special role, since it has a double impact. For a child it is both an experience of grief of a loss of a close person, and the loss of an important object for normal dynamics of the process of psychological development, reflected in general on the formation of his personality. The paper presents the results of an empirical study of psychological characteristics of children who experienced the loss of a parent. The hypothesis suggests that children who have experienced the loss of a parent, differ in psychological characteristics in comparison with children from two-parent family. The experimental group consisted of 8 children (5 girls and 3 boys) aged 7-15 who experienced the loss of a mother or father. «Symptomatic questionnaire SCL-90-R», adapted by N.V. Tarabrina, was used in the diagnosis. It was found that children who had experienced the loss of a parent, in contrast to the children of the comparison group, had higher rates of somatization (32%), interpersonal sensitivity (45%), depression (35%), anxiety (44%), hostility (61%), obsessive fears (48%), paranoid trends (61%) and psychoticism (36%). Therefore, the experience of grief of the loss of a parent caused children’s disorder of psychogenic nature, which determines the need for remedial work. The continuation of the study of the problem will allow us to expand the theoretical and practical knowledge about the child’s experience of death and to optimize the further process of their development.

Ращупкина Юлия Валерьевна. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

В статье излагаются результаты комплексного исследования, посвященного жизненным выборам у представителей учащейся молодежи. В качестве жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для выборов образа жизни, карьеры и значимого другого рассмотрены процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность, осознанность выбора и выраженные в самооценках респондентов. Процессуальные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей их специфику для каждого из жизненных выборов. Личностная зрелость понимается нами как сложное образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации (ценностно-мотивационный компонент), выраженной волевой саморегуляцией (эмоционально-волевой компонент), развитым самосознанием (рефлексивный компонент), высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией (операциональный компонент). Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость - личностная незрелость». На материале исследования (269 субъектов - 79 выпускников средних школ г. Азова и 190 студентов ВУЗов г. Ростова-на-Дону) эмпирически изучены и раскрыты особенности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости и содержания самого выбора. Предложены эмпирические критерии для отнесения того или иного жизненного выбора к зрелому. Эмпирически установлено, что в ряду жизненных выборов личностно зрелой учащейся молодежи наиболее зрелым является выбор ею образа жизни, в то время как для личностно незрелой молодежи каждый из жизненных выборов - незрелым.
The article presents the results of a complex research devoted to life choices of students. Life choices of young people are presented by choices of a life style, a career and a significant another person. The procedural characteristics reflecting confidence, independence, consciousness of choice and expressed in self-assessments of the respondents are considered for choices of a life style, a career and a significant another person. Procedural characteristics are analysed in connection with the maturity of the personality conditioning the specificity for each of life choices. The personal maturity is understood by us as a complex structure presented by the hierarchy of values and motives of the individualization and socialization (a value- motivational component) by a pronounced strong-willed self-control (an emotional and strong-willed component), a developed consciousness (a reflexive component), a high efficiency of the behavior along with the pronounced social adaptation (an operational component). Types of personal maturity are singled out on the basis of the content of each of components and considered in a continuum «personal maturity - personal immaturity». On the basis of research material (269 subjects - 79 school-leavers of Azov City and 190 students of Higher Education Institutions of Rostov-on-Don) peculiarities of procedural characteristics of each of the life choice of young people depending on expressiveness and types of their personal maturity and the content of the choice are empirically studied and disclosed. Empirical criteria for labelling one or another life choice as a mature one are offered. It is empirically established that among life choices of personally mature students the most mature one is the choice of the way of life while for personally immature students each of life choices is immature one.

Соколовская Елена Владимировна. О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Актуальность и цели. Профессиональная подготовка социальных работников включает обеспечение условий для развития и саморазвития личности социального работника, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества. Это обуславливает необходимость более глубокого анализа как самого феномена ответственности, так и представлений студентов об ответственности их педагогических подходах к ее формированию. Цель исследования - изучение представления студентов (будущих социальных работников) о профессиональной ответственности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования структурного подхода и теории центрального ядра культуры с применением метода свободных ассоциаций и выявления структурного статуса каждого элемента по показателям частотности ассоциации и ее ранга с последующим статистическим анализом. В исследовании приняли участие студенты старших курсов Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ), обучающиеся по направлению «социальная работа». Результаты. Исследованы частотность ассоциации и ранг ее появления в ответах студентов с выделением центрального ядра и периферийных элементов. Составлены графические модели представлений студентов об ответственности с точки зрения этического (гуманистического) и профессионального содержания и выделения из ядерных элементов. Смысловую значимость исследуемого феномена определяли такие понятия, как внимательность, порядочность (как качества личности) и призвание (как норма профессиональной ответственности); качества, которые характеризуют социального работника, с одной стороны, как разделяющего гуманистические принципы выбранной профессии, с другой - проявляющего признаки профессионализма (компетентность, информированность, мобильность и др.) отнесены студентами к периферийным. Результаты исследования свидетельствуют о несформированности в представлении студентов важных для социального работника проявлений ответственности. Выводы. Проведенное исследование позволило определить элементы, составляющие понятие «профессиональная ответственность социального работника», формирование которого требует поиска инноваций в воспитательном процессе вуза.
Significance and aims.Vocational training of social workers includes the provision of conditions for development and self-development of a social worker, who is able to freely navigate in complex socio-cultural circumstances, to act responsibly and professionally in a reformed society. This conditions a deeper analysis of both the phenomenon of responsibility itself, and students’ conceptions about responsibility, and pedagogical approaches to its formation. The aim of the research is the study of students’ conceptions - future social workers - about professional responsibility. Materials and methods.The implementation of the research objectives was achieved through the use of a structural approach and the theory of the central nucleus of culture using the method of free associations and the identification of the structural status of each element in terms of the frequency of the association and its rank with the following statistical analysis. The study involved senior students of Eastern Economics and Legal Academy of Humanities (Academy of VEGU) majoring in «Social Work». Results.The frequency of association and the rank of its appearance in students’ responses with the separation of the central core and peripheral elements were studied. Graphic models of students’ conceptions about responsibility in terms of ethical (humanistic) and professional content and separation from nuclear elements were made. The semantic significance of the phenomenon was defined by such concepts as attentiveness, honesty (as personality’s quality) and mission, as a rule of professional responsibility; qualities which characterize a social worker, on the one hand, as sharing humanistic principles of the chosen profession; and on the other hand, showing signs of professionalism (competence, awareness, mobility, etc.) are attributed by students to the peripheral ones. Conclusion.The study allowed us to determine the elements that make up the concept of «professional responsibility of a social worker», the formation of which requires a search for innovation in the educational process of the university.

Андреева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИКА УСПЕХА: РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Статья посвящена авторской разработке педагогической технологии развития оптимизма у будущего учителя: выявлению и изучению приемов и техник развития оптимизма как личностно-профессионального качества, ориентированного на успех и преодоление учебных трудностей на пути к нему. В данной разработке предложены педагогические техники, которые помогают усваивать уроки неуспешного опыта в учебной деятельности, обращаясь к чувству собственного достоинства студента, техники диалога, развивающие позитивное мышление и анализ у наставника; техники эмпатии, эмоциональной поддержки и действенного учебно-педагогического сотрудничества. Благодаря техникам позитивного подкрепления снимается ряд психологических защит, одна из которых - чувство страха перед устным ответом у доски, развивается природная позитивная активность личности и профессионала, направленная на достижение успеха в благоприятной педагогической ситуации - ситуации успеха. Методологическим основанием к созданию ситуации успеха в учебной деятельности автор выдвигает обучение в радости («завтрашняя радость» А.С. Макаренко; «школа радости» В.А. Сухомлинского; «будущая радость» Ш.А. Амонашвили). Автор выдвигает предположение о том, что ситуация успеха как совокупность педагогических техник и приемов, направленных на развитие мотивации достижения и преодоления трудностей, развивает педагогический оптимизм у будущего учителя еще в рамках учебной деятельности. Педагогический оптимизм - способность педагога положительно влиять на воспитанников: «проектировать» в них лучшее, мотивируя на достижение успеха и преодоление учебных и личных трудностей своими силами; на выстраивание траектории собственной жизни, личностного и профессионального развития. Ситуация успеха - совокупность позитивно направленных педагогических техник и приемов, в результате использования которых у студента появляется возможность достижения запланированных учебных результатов и оценки их как успешных.
The article is devoted to the author's development of educational technology for the development of the future teacher’s optimism: to the identification and study of methods and techniques of the development of optimism as a personality-professional quality, oriented towards success and overcoming educational difficulties on the path to it. This technology proposes pedagogical techniques, which help to learn the lessons of unsuccessful experience in training activities, addressing to the dignity of the student, the techniques of dialogue, developing positive thinking and mentors’ analysis; the techniques of empathy, emotional support and effective educational cooperation. Thanks to the techniques of positive confirmation a number of psychological defenses can be removed, one of which is the fear of the oral answer at the blackboard; positive natural activity of individuals and professionals, aimed at the achievement of success in a supportive educational situation - a situation of success, develops. As the methodological basis for creating a situation of success in training activity, the author proposes training in joy («tomorrow's joy» A.S. Makarenko, «the school of joy» V.A. Sukhomlinsky; «future happiness» W.A. Amonashvili). The author suggests that the situation of success as a set of pedagogical techniques and methods aimed at the development of motivation of achievement, and the overcoming of challenges, develops pedagogical optimism of the future teachers in the framework of training activity. Pedagogical optimism is the ability of the teacher to have a positive impact on pupils: «to design» the best in them giving reasons for the achievement of success and the overcoming of academic and personal difficulties on their own; for making the trajectory of their own lives, personal and professional development. The situation of success is a set of positively directed pedagogical techniques and methods, using which the student gets the opportunity to achieve the planned learning outcomes and assess them as successful.

Кисарин Артем Сергеевич. ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ

Динамические преобразования в современном мире, процессы глобализации актуализируют потребность взрослых в изучении иностранных языков. С одной стороны, владение одним и более иностранными языками развивает межкультурные способности языковой личности, расширяет ее интеркультурное мировидение, с другой стороны, повышает конкурентоспособность специалиста. В статье отмечается, что для интенсификации образовательного процесса необходим учет психологических особенностей обучения иностранному языку взрослых и важна особая методическая поддержка, позволяющая добиваться поставленной цели и отвечать современным требованиям. Важным в обучении взрослых должны выступать развитие автономности языковой личности; реализация принципов совместной деятельности, опоры на опыт; индивидуализация; повышение гибкости в формировании программ обучения; практическая направленность курса; преподаватель должен являться экспертом, организатором, соавтором, наставником, источником знаний. С точки зрения технологической поддержки, информационно-коммуникационные технологии являются решением проблемы эффективного обучения иностранному языку взрослых, позволяющим изменить структуру учебного материала и взглянуть на образование по-новому ввиду их широких дидактических свойств. Автор делится опытом применения Skype-технологии обучения иностранному языку взрослых в рамках работы в Online-школах. Главной особенностью технологии является опосредованный характер телекоммуникационного общения «преподаватель-студент». Сообщается, что ключевыми векторами выступают коммуникативная направленность овладения языком и аутентичность учебного материала. Коммуникативное обучение должно носить деятельностный характер; принцип аутентичности учебного материала реализуется с помощью использования зарубежных комплексов. Прием как средство также выступает важным элементом методической системы. Практическое подтверждение получили такие приемы, как «Брейнсторминг» и «Жужжащая» группа».
Dynamic changes in the modern world, the processes of globalization actualize the needs of adults in learning foreign languages. On the one hand, the knowledge of one or more foreign languages develops intercultural abilities of a language personality, expands its intercultural vision of the world. On the other hand, it increases the competitiveness of a specialist. The article tells us that for the intensification of the educational process we must take into account the psychological characteristics of teaching adults a foreign language. Special methodological support is also important, allowing adults to achieve their goals and meet modern requirements. The development of the autonomy of the language personality; implementation of principles of joint activities; experience; individualization; increased flexibility in making training programs; practical orientation of the course are vital too. A teacher must be an expert, organizer, co-author, mentor and the source of knowledge. In terms of technological support, information and communication technology is an effective solution to the problem of teaching adults a foreign language that can change the structure of the educational material and let us look at education in a new way because of their broad didactic properties. The author, who works in an online school, shares his experience of using Skype-technology for teaching adults a foreign language. The main feature of the technology is mediated «teacher-student» telecommunication. It is reported that the key vectors are the focus of communicative language teaching and the authenticity of teaching aids. Communicative teaching should have activity character; educational material authenticity principle is realized by using foreign sets. Method as a tool is also an important element of the methodological system. Such techniques as «Brainstorming» and «Buzzing group» have received practical confirmation.

Кошелева Елена Алексеевна, Шевченко Ольга Ивановна. Актуальные проблемы организации научно-исследовательской деятельности в высшем образовательном учреждении

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Раскрывается содержание одного из видов педагогической деятельности - научно-исследовательской, имеющей большое значение в современных условиях развития образования. Описано содержание принципов становления и развития научно-исследовательской деятельности вузовской молодежи в отечественных вузах. Представлены основные задачи по организации научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Статья содержит авторское описание понятия «готовность преподавателя к научно-исследовательской деятельности». Рассматриваются несколько аспектов научно-исследовательской деятельности, а именно: личностный, предметный, исследовательский. Выражена авторская точка зрения на необходимость изменений структуры и содержания научно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством преподавателей вуза, активное использование эвристического подхода. Уделяется внимание формированию у обучающихся в высшем образовательном учреждении творческого и эвристического мышления. Личностный потенциал играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих выпускников вузов, оказывает влияние на их профессиональную карьеру. Он охарактеризован в статье как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Раскрываются особенности научно-исследовательской деятельности в современных вузах, обеспечивающие производственный характер образовательного процесса и выступающие как средство позитивного прохождения кризисных ситуаций жизненного, профессионального, производственного характера. Описаны основные направления в подготовке научно-педагогических кадров. Авторы уделяют внимание вопросам развития научных школ в высших образовательных учреждениях. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
The article covers the problems of the organization of scientific and research activity at higher school. The author gives the content of one kind of pedagogical activity - scientific and research one, which has a big role in modern conditions of the development of education. The essence of principles of the formation and development of scientific and research activity of Russian students and the main problems about its organization at higher schools are shown. The article has author’s description of the concept «lecturer’s ability to the scientific and research activity»; reveals the following aspects of scientific and research activity: personal, subject, research. The authors express their opinion on the necessity of changes of structure and content of students’ scientific and research activity under the direction of instructors, active use of heuristic approach; pay special attention to the formation of creative and heuristic thinking. Personal potential plays a big role in the formation of professional competences of future specialists, influences their professional career. It is defined in the article as an integral characteristic of the level of personality’s maturity, which reflects the measure of the overcoming special circumstances by the person, as the result the personality’s overcoming of itself in different live and professional situations. The authors cover the peculiarities of scientific and research activity in modern institutes of higher education, which provide production character of the educational process; they are considered as the means of positive overcoming of crisis situations of live, professional and production kind. Main directions in the training of scientific and pedagogical stuff are described; special attention is paid to the questions of the development of scientific schools in the institutes of higher education. The article is written in the context of modern demands to the perfection of the theory and practice of scientific and pedagogical staff of institutes of higher education. It will be interesting for lecturers, post-graduate students, research workers, future bachelors and masters. The materials of the article can be used at the scientific seminars in the institutes of higher education.

Ларских Зинаида Петровна. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К РАБОТЕ НАД ФОЛЬКЛОРНЫМИ ТЕКСТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров к проведению занятий, посвященных ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с фольклорными произведениями; раскрываются цель и содержание курса по выбору «Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в дошкольных образовательных учреждениях»; приводятся примеры заданий, выполнение которых способствует усвоению приемов языкового и литературоведческого анализа. Актуальность темы состоит в том, что автор предлагает, изменив методические подходы к изучению на занятиях в дошкольном учреждении произведений устного народного творчества, нивелировать влияние негативных процессов, которые связаны с утратой у многих молодых людей национальных корней, активизировать процесс формирования уже в раннем детском возрасте интереса к русской культуре, традициям и языковому богатству народа. Предлагаемые упражнения способствуют закреплению у студентов лингвофольклористических знаний, формируют умения применять эти знания на практике. Разработанный для студентов курс по выбору обеспечивает развитие интегративного мышления, так как предполагает изучение лингвистической и фольклористической информации на основе выполнения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Предлагаемый для исследования материал способствует не только интеллектуальному, но и творческому, эмоциональному развитию студентов, так как фольклорный текст - это источник постижения русской ментальности, а его глубокое осознание приобщает к морально-нравственным ценностям русского народа. Следствием ознакомления с культурологической, исторической, этнографической литературой является повышение общего культурного уровня будущих бакалавров. Таким образом, подготовка студентов к работе над фольклорнымитекстами состоит, прежде всего, в привлечении внимания будущих воспитателей к наиболее проблемными сторонами изучения русского фольклора. Сформированные компетенции обусловят необходимую теоретическую и методическую базу, что позволит успешно организовать занятия с детьми старшего дошкольного возраста с учетом специфики устного народного творчества как культурного феномена.
The article covers the problems of bachelors’ training for the conduct of lessons, which help to acquaint children of senior pre-school age with folklore works; implements the aim and content of the optional course «Language of folklore and its peculiarities when studying folklore at preschool institutions»; gives the examples of tasks, which help to learn the techniques of language and literary analysis. The author suggests changing the methodological approaches to the teaching at infant schools and grading the influence of negative processes, which are connected with the loss of national roots by many young people. That is why it is necessary to develop the interest to Russian culture, traditions and language heritage in early child’s age. In the article given exercises promote students’ strengthening of language and folklore knowledge, develop skills for using this knowledge in practice. The optional course, which is worked out by the author, provides the development of integrative thinking, as it includes the learning of language and folklore information on the basis of making such mental operations as analysis, synthesis, comparison, generalization, classification. In the article given material provides not only intellectual, but also students’ creative, emotional development, as the folklore text is the source of the achievement of Russian mentality; the deep perception of this text familiarizes us with the values of Russian folk. The result of studying culturological, historical, ethnographic literature is the rise of general cultural level of future bachelors. Thus the training of students for the work on folklore texts includes the attention arresting of future educators to the most problem sides of learning Russian folklore. Generated competences will determine necessary theoretical and methodological basis, it lets successfully organize the lessons with children of senior preschool age taking into account the peculiarities of folklore as a cultural phenomenon.

Миронова Элина Леонидовна, Ларских Маргарита Ильинична. ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье обобщен опыт использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных обучающих программ, при изучении русского языка в начальной школе. Актуальность исследования определяется тем фактом, что современное общество на данном этапе его развития является информационным и одним из главных направлений этого процесса является информатизация образования. Это предполагает внедрение в школьную практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Одним из «первопроходцев» в данной области стала профессор МГОУ Н.Н. Алгазина, создатель научного направления «Компьютерная поддержка уроков русского языка». Ею был сформирован авторский коллектив, в состав которого входили многие преподаватели кафедры начального образования ЕГУ им. И.А. Бунина, который разработал методику компьютерного обучения по разделам языкознания, создал пакеты программ, которые успешно апробированы во многих школах нашей страны. Представители «ее школы» стали активными участниками федеральной программы информатизации образования, академиками и членами Академии информатизации образования. И на сегодняшний день их опыт работы и результаты разработок программно-методической базы обеспечения информатизации образования распространяются на всю систему образования России. Проводя анализ многолетней деятельности представителей этого научного направления, хотелось бы отметить, что она очень ценна, т.к. практически вооружает педагогов методикой обучения, использующей в учебном процессе компьютер. Данное направление на сегодняшний день остается одним из самых перспективных, т.к. повышает эффективность учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развития личности обучаемого, подготовки ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Это внушает надежду на изменение ситуации с образованием в России, которая на сегодняшний день остается тревожной.
The article summarizes the experience of the use of information and communication technologies, in particular computer-based training programs, in learning the Russian language at primary school. The significance of the research is defined by the fact that modern society at the present stage of its development is an information society and one of the main directions of this process is the computerization of education. It supposes the introduction of psycho-pedagogical works into classroom practice which are aimed at intensifying the learning process, the implementation of the ideas of developmental education, improving the forms and methods of organization of educational process, facilitating the transition from mechanical mastering of factual knowledge to master the ability to independently acquire new knowledge. One of the «pioneers» in this field was a professor of Moscow State Regional University N.N. Algazina, the creator of the scientific direction «Computer support of Russian language lessons». She formed a team, which included a lot of instructors of the department of primary education of Buin YSU, that developed a method of computer-based training on parts of linguistics, created software packages that have been successfully tested at many schools of our country. Many representatives «of her school» have become active participants of the federal program of informatization of education, academicians and members of the Academy of Informatization of Education. And today their experience and results in software development of program-methodological base for supporting the computerization of education are spread throughout the whole system of education in Russia. Analyzing the long-term activity of representatives of this scientific direction it should be noted that it is very valuable, because it equips teachers with teaching methods which use computer in teaching. This direction today remains one of the most promising, since it increases the efficiency of the learning process in the field of learning to derive knowledge without assistance, developing student’s personality, preparing students to a comfortable life in the information society. It gives hope to change the situation of education in Russia, which today remains alarming.

Пищулин Владимир Николаевич. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями, происходящими в жизни общества, потребностью в повышении качества образовательного процесса в вузе, поиском новых возможностей развития педагогической науки и методики профессионального образования на основе компетентностного подхода. В настоящее время важным направлением развития экономики нашей страны стал туризм. Развитие туристской индустрии имеет большое значение для перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития России. Растущий спрос на туристские услуги, развитие туризма в свою очередь выдвигают ряд требований к работникам сферы туризма. Специалисты в области туризма должны быть готовы к разработке и продвижению туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда, реализации проектов туристской индустрии с использованием современных технологий, они должны уметь осуществлять деловое общение с потребителями туристского продукта, принимать наиболее перспективные и гибкие решения в организации туристской деятельности, должны быть способны быстро адаптироваться к окружающей среде, выявлять влияние внешней среды на деятельность компании и уметь прогнозировать спрос. Большое значение в процессе подготовки компетентностного профессионала в сфере туризма уделяется изучению будущими бакалаврами экономических дисциплин. В статье представлены основные моменты авторской педагогической технологии, направленной на формирование профессиональной компетенции будущих бакалавров, направления 100400 «Туризм» на занятиях по экономическим дисциплинам. Внедрение компетентностного подхода в систему профессиональной подготовки бакалавров по направлению 100400 «Туризм» ведет к изменениям в структуре и в содержании профессионального образования, в организации образования и в оценке результатов подготовки выпускников. Автор делится опытом применения интерактивных методов обучения студентов: деловой игры, кейс-стади, разработки проектов.
The significance of the chosen subject is conditioned by the changes happening in the life of society, the need for improvement of quality of educational process at higher education institutions, the search of new opportunities for the development of pedagogical science and a technique of professional education on the basis of competence-based approach. Today tourism is becoming an important direction of the development of economy of our country. The development of the tourist industry is of great importance for transition to innovative socially oriented type of economic development of Russia. The growing demand for tourist services, the development of tourism in turn makes a number of demands to the workers of the sphere of tourism. Experts in the field of tourism have to be ready to the development and the advancement of a tourist and recreational product in domestic and international labor market, the implementation of projects of the tourist industry with the use of modern technologies, they have to be able to conduct business communication with consumers of a tourist product, to make the most perspective and flexible decisions in the organization of tourist activity, have to be capable of adapting quickly to the environment, to reveal the influence of environment on the activity of the company and to be able to predict the demand. Great importance in the course of training a competent professional in the sphere of tourism is given to studying economic subjects by future bachelors. The article focuses on the author's pedagogical technology directed at the formation of professional competence of future bachelors majoring in 100400 Tourism at the lessons in economic disciplines. The introduction of competence-based approach to the system of vocational training of bachelors majoring in 100400 Tourism leads to changes in the structure of the content of professional education, in the organization of education and in the assessment of results of graduates’ training. The author shares his experience of application of interactive methods of students’ training: business game, case-study, development of projects.

Стрельникова Наталья Владимировна. РОЛЬ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОНЛАЙН-ДИСКУРСА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Предметом статьи является креолизованный текст онлайн-дискурса и его дидактический потенциал в формировании дискурсивной иноязычной компетенции. Онлайн-дискурс рассматривается как интерактивная модель опосредованного виртуальной средой межличностного общения. Данный вид речевой деятельности обладает такими качествами, как полифоничность, дискурсивность, дистантность и гипертекстовость. Онлайн-дискурс является и целью, и результатом виртуальной речевой деятельности. В статье раскрывается понятие креолизованного текста. Креолизованный текст определяется автором как cемантическое сочетание вербальных и невербальных элементов, образующих сложное текстовое образование. Указаны специфичность и важнейшие элементы креолизации в онлайн-дискурсе. Особое внимание уделяется коммуникативным функциям креолизации и технологии её использования в процессе виртуального общения. Подчёркивается, что креолизованные тексты являются содержательной и структурной основой искусственного (технически моделируемого) и естественного (технически опосредованного) общения в информационно-коммуникационной среде. Анализируя потенциал креолизованных текстов как методического материала, автор подробно рассматривает использование иконического элемента для семантизации лексики при обучении иностранному языку. Среди дидактических свойств креолизованных текстов выделяются повышение уровня восприятия иноязычного высказывания, формирование способности варьирования различных смыслов транслируемой и воспринимаемой речи, а также повышение мотивации к изучению иноязычной культуры. Результаты исследования показывают, что креолизованный текст, в силу своей информативности и компактности, оказывает комплексное, суггестивное и продуктивное воздействие на познавательную активностьреципиента (учащегося). В заключение автор приходит к выводу, что технология онлайн-дискурса с элементами креолизации является эффективным инструментом развития речевых навыков и способствует оптимизации процесса обучения иностранному языку.
The subject of the present article is the creolized text in online discourse and its didactic potential in the formation of discourse foreign language competence. Online discourse is considered as an interactive model of virtually mediated interpersonal communication. This kind of speech activity has such qualities as polyphony, discursiveness, distance and hypertext structure. Online discourse is considered to be an aim and a result of virtual speech activity. The article reveals the concept of creolized text. The author discusses a creolized text as a semantic unity of verbal and nonverbal elements, forming a complex text formation. The specificity and the most important elements of the creolization in online discourse are discussed. Special attention is paid to the communicative functions of creolization and to the technology of its using in the process of virtual communication.The fact that creolized text is a substantive and structural basis of artificial (technically simulated) and natural (technically mediated) communication in the information environment is stressed. By analyzing the methodological potential of creolized texts the author studies the use of iconic element in semantization of vocabulary in foreign language teaching. Speaking about the didactic features of creolized text, special attention is paid to increasing the perception of statement in a foreign language , to the ability of variation of different speech meanings (transmittable or perceptible) as well as to increasing the motivation for studying foreign language culture.The results of this study show that a creolized text due to its information value and compactness has a great complex, suggestive and productive influence on cognitive activity of recipients (students). In conclusion the author states that online discourse technology with creolized elements is effective instrument for the development of speech skills and optimizes the process of learning a foreign language.