Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье предпринята попытка философского осмысления результатов проведенного автором пролонгированного исследования проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства в аспекте актуализации традиций психологического равновесия в современном поликультурном образовании с обоснованием следующего тезиса - противоречие между необходимостью гуманизации российского образовательного пространства и его фактической дегуманизацией представляет реальную социальную проблему. Суть обозначенного противоречия состоит в том, что, с одной стороны, имеет место быть осознание передовой частью российского общества и специалистов в области гуманитарного знания и познания необходимости радикальных изменений в обществе и в системе образования. С другой стороны, очевидным является тот факт, что российское образовательное пространство все более технократизируется, становится все более дифференцированным в качественном отношении, сегрегируется по имущественному, социальному и этническому признакам. В рамках предложенного концептуального подхода психологическое равновесие рассматривается, прежде всего, как основа гуманизации и как процесс гармонизации общественной жизни (аккультурации) с соответствующими изменениями в системе образования, и прежде всего, его языковой составляющей в системном обновлении информационно-образовательной среды школы (средней и высшей). В качестве способа гуманизации предлагается практическое воплощение возможностей интеграции языкового и образовательного пространства, прежде всего, через интеграцию родной культуры, ее выразительных средств (ее вербальных и невербальных средств, ее полиязычий) и выразительных средств других культур, а также специфики активного использования и адаптации выразительных средств культуры/языков всеми участниками образовательного процесса в школe.
Ключевые слова
гуманизация; дегуманизация образования; языковая составляющая; полиязыковая культура; humanistic approach; non-humanism for education; language component; polylinguistic culture
TOPICAL TRADITIONS FOR PSYCHOLOGICAL BALANCE IN MORDERN POLYCULTURAL EDUCATION
The article deals with the philosophical analysis of the results of the investigation of one of the crucial social problems for the sake of humanistic appr PAGE \* MERGEFORMAT6 oach to education. The solution tends to be in psychological balance for the neutralization of some contradictory tendencies of modern education that is far from being successful at the moment. Two varied types of education exist. On the one hand, education exists for man. That is the humanistic approach to man as a personality who covers and uses all sorts of language facilities along with numerous educational possibilities, both traditional and modern ones. It can be considered constructive. Another approach can be classified as education for the sake of education. That is why, scientists think, the mentioned approach is destructive and far from being human because it gives nothing to moral education of man. Humanistic tendencies in modern education should include, first and foremost, the process of psychological harmony on all levels under consideration in real educational environment that is always full of polyphony of various languages, cultural means, that could be given and explored by men at a very high quality only at school, through moral education. School opens varied and various means of native and world culture. It is School that creates educational opportunities for each person in the aspect of acquiring different means for cultural realization and self-realisation of a personality. Because School is the only one environment where we can see human society in miniature that is developing, from one step to another and where one can see very quick changes in human beings. And man’s ability to speak reflects through different languages at different classes.
Список литературы
-
Бузский, М.П. Индивидуализация образования как приоритетная основа педагогической деятельности [Текст] / М.П. Бузский // Теория и практика индивидуализации образования: сборник лекций. - Волгоград: Принт, 2013. - С. 3. Buzskiy, M.P. (2013), Individualization of education as a priority basis of pedagogical activity. Theory and practice of individualization of education: a collection of lectures [Individualizatsiya obrazovaniya kak prioritetnaya osnova pedagogicheskoy deyatel'nosti.Teoriya i praktika individualizatsii obrazovaniya: sbornik lektsiy], p. 3.
-
Буланкина, Н.Е. Мир в состоянии вызова, выбора и на грани.. [Текст] / Н.Е. Буланкина // Научно-практический журнал Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. - № 5 (17). - С. 42-49. Bulankina, N. E. (2014), The world in a state of challenge, choice, and on the verge.. Scientific journal Humanities and education in Siberia [Mir v sostoyanii vyzova, vybora i na grani.. Nauchno-prakticheskiy zhurnal Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri], № 5 (17), pp. 42-49.
-
Образование и культура в развитии современного общества [Текст]: материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. - Новосибирск: Изд-во ООО «БАК», 2009. Education and culture in the development of modern society (2009): materials of international scientific conference [Obrazovanie i kul'tura v razvitii sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii], Novosibirsk.
-
Панарин, В.И. Актуальные проблемы модернизации высшего образования [Текст] / В.И. Панарин // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: материалы VI региональной научно-теоретической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - С. 13. Panarin, V. I. (2006), Topical problems of modernization of higher education. Problems of modernization of higher liberal education: materials of the YI regional scientific conference [Aktual'nye problemy modernizatsii vysshego obrazovaniya. Problemy modernizatsii vysshego gumanitarnogo obrazovaniya: materialy YI regional'noy nauchno-teoreticheskoy konferentsii], p.13.
-
Соколков, Е.А. Роль и место гуманитарного образования в современном российском обществе [Текст] / Е.А. Соколков // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: материалы VI региональной научно-теоретической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - С. 9. Sokolov, E. A. (2006), The Role and place of liberal education in modern Russian society. Problems of modernization of higher liberal education: materials of the VI regional scientific conference [Rol' i mesto gumanitarnogo obrazovaniya v sovremennom rossiyskom obshchestve. Problemy modernizatsii vysshego gumanitarnogo obrazovaniya: materialy YI regional'noy nauchno-teoreticheskoy konferentsii], p.9.
-
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2008. - С. 9. Ter-Minasova, S.G. (2008), Language and intercultural communication. Teaching aid [Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. Uchebnoe posobie], M., p.9.
-
Шапошникова, И.В. О гуманитарном проекте лаборатории этнопсихолингвистики Новосибирского государственного университета [Текст] / И.В. Шапошникова // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: материалы VI региональной научно-теоретической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - С. 64. Shaposhnikova, I.V. (2006), On the humanitarian project of the ethnopsycholinguistics laboratory of Novosibirsk State University. Problems of modernization of higher liberal education: materials of the YI regional scientific conference [O gumanitarnom proekte laboratorii etnopsikholingvistiki Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy modernizatsii vysshego gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VI regional'noy nauchno-teoreticheskoy konferentsii], p. 64.
-
Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: сборник научных статей [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. Language in non-linguistic educational space at institutes of higher education (2014): theory and practice: a collection of scientific articles: the materials of international scientific conference [Yazyk v obrazovatel'nom prostranstve neyazykovogo vuza: teoriya i praktika: sbornik nauchnykh statey: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii].