Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности на протяжении двух последних десятилетий. В соответствии с ФГОС второго поколения востребованной является организация процесса воспитания культуры здоровья школьников. В данной статье представлен вариант модели воспитания культуры здоровья школьников, разработанной на основе лучшего российского и зарубежного опыта. Отличительной особенностью представленной модели является свойство интегративности, которое проявляется в логической конструкции организации эффективного воспитания культуры здоровья школьников в виде сбалансированного единства взаимодополняющих, системообразующих компонентов. Остовом модели являются концептуальный, технологический и аналитический блоки. В работе дается подробная характеристика всем элементам данных блоков. В методологическом обосновании процесса воспитания культуры здоровья школьников выделены системный, гуманистический, природосообразный, деятельностный, культурологический подходы, а также ряд научных принципов. Особый акцент сделан на содержании таких направлений воспитания культуры здоровья школьников, как формирование ценностного отношения к здоровью; обучение культурным нормам в сфере здоровья; содействие в организации гармоничного образа жизни; физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное развитие; организация участия в здоровьеформирующих мероприятиях. Определены критерии и показатели эффективности воспитания культуры здоровья школьников. Примечательным является схематичное представление в данной статье интегративной модели воспитания культуры здоровья школьников в целях визуализации идеального образа исследуемого процесса. В процессе разработки модели удалось скомпилировать необходимые свойства процесса воспитания культуры здоровья школьников, основанные на европейских и российских подходах и создать идеальный образ исследуемого процесса.
Ключевые слова
модель; компоненты; воспитание культуры здоровья школьников; model; components; schoolchildren’s health culture education
AN INTEGRATIVE MODEL OF HEALTH CULTURE EDUCATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN
The problem of the younger generation’s health has been topical for the last decades. In accordance with the Federal State Education Standard of the second generation, the organisation of the process of the schoolchildren’s health culture education is in demand. An option of the model for the schoolchildren’s health culture education, developed on the basis of the most perfect Russian and foreign experience, is provided in the paper. The key feature of the proposed model is the property of integrity which is revealed in a logical structure of the organisation of efficient schoolchildren’s health culture education in the form of balanced equity of complementary and backbone components. The framework of the model is the conceptual, technological and analytical blocks. In the methodological justification of the process of the schoolchildren’s health culture education the following approaches are distinguished: systematic, humanistic, nature-aligned, pragmatist, culturological, as well as a number of scientific principles. Such concepts of the schoolchildren’s health culture education as the formation of value attitude to health; training of cultural norms in the health area; the assistance in the organisation of the harmonic way of living; physical, psychological, social and moral development; the organisation of the participation in health modeling events are specially emphasized. The criteria and indices of the efficiency of the schoolchildren’s health culture education are defined. The paper is notable for a schematic imagination of the integrative model of the schoolchildren’s health culture education with a purpose of visualization of ideal pattern of the studied process. It was a success to compile necessary properties of the schoolchildren’s health culture education during the model elaboration, which are based on European and Russian approaches and to create the ideal pattern of the process under investigation.
Список литературы
-
Гаркуша, Н.С. Современное понимание феномена «культуры здоровья» [Текст] / Н.С. Гаркуша // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 59-61.
-
Гаркуша, Н.С. Физическая активность как основа культуры здоровья подрастающего поколения: европейский опыт обеспечения [Текст] / Н.С. Гаркуша // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук (международный научный журнал). - 2014. - № 8 (т.2). - С. 334˗340.
-
Новик, И.Б. Философские вопросы моделирования психики [Текст] / И.Б. Новик, Б.В. Бирюков. - М.: Наука, 1969. - 176 с.