Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
Феномен «переключения культурных систем» и трансформация личности в условиях билингвизма
В статье приводятся описание и анализ исследований, посвященных вопросу влияния языка на личность. Особое внимание уделено экспериментам Н. Рамирез-Эспарза (Техасский университет) и соавторов, направленным на изучение эффекта «переключения культурных систем» (Cultural Frame Switching, CFS), при котором билингвы, подвергающиеся воздействию стимулов, относящихся к определенной культуре, способны изменять собственные ценности и атрибуции. В исследовании, проведенном группой американских исследователей, использовалась адаптированная версия опросника «Большой пятерки» на английском и испанском языках. В эксперименте № 1 с выборкой англоговорящих и испаноговорящих монолингвов устанавливались прогнозы ожидаемых различий в личности. В экспериментах № 2, 3, 4 исследовалась воспроизводимость феномена «переключения культурных систем» в трех выборках билингвов, проживающих в США и Мексике. В частности, Н. Рамирез-Эспарза и соавторы изучали, проявляют ли билингвы различные личностные свойства при использовании английского и испанского языка и коррелируют ли данные различия с англо- и испаноговорящими культурами. Было установлено, что билингвы более экстравертированы, конформны, проявляют больше «сознательности» в ответах на английском, чем в ответах наиспанском языке, и эти расхождения коррелируют со «среднестатистической личностью» той или иной культуры. Кросс-языковые личностные различия в факторе «невротизма» были довольно незначительными, а различия в факторе «открытости» не коррелируют с кросс-культурными различиями в контрольной группе. Явление «переключения культурных систем» отражает способность бикультурных индивидов изменять их интерпретацию мира, реагируя на сигнал/стимул в их окружении. Основываясь на данных, полученных исследователями, мо жно сделать предположение, что переключение культурных систем может оказывать влияние не только на аттрибуции и ценности личности, но и на саму личность.
Ключевые слова
«переключение культурных систем»; билингвы; личность; бикультурный; Cultural Frame Switching; bilinguals; personality; bicultural
cultural frame switching phenomenon and personality transformation influenced by bilingualism
The paper gives the description and analysis of studies examining the problem of language impact on personality. Special attention is paid to N.Ramírez-Esparza (The University of Texas) and co-authors’ work, that studied the effect of Cultural Frame Switching (CFS), when bilinguals influenced by stimuli of this or that culture, are able to change their own values and attributions. The adopted version of the Big Five Inventory in English and Spanish was used in the experiment hold by the group of American researches. To generate predictions about the specific cultural differences to expect, Study 1 documented personality differences between English and Spanish speaking monolinguals. Studies 2, 3, 4 tested the replicability of Cultural Frame Switching in three samples of bilinguals located in the US and Mexico. In particular N. Ramírez-Esparza and co-authors studied whether bilinguals show different personality traits when using English and Spanish and whether these differences correlate with English and Spanish-speaking cultures. The study showed that bilinguals are more extraverted, agreeable and conscientious when answering in English than in Spanish and these differences correlate with the personality displayed in this or that culture. Cross-lingual personality differences in «neuroticism» factor were rather weak, and differences in «openness» factor do not correlate with cross-cultural differences in the experimental group. Cultural Frame Switching phenomenon reflects bilinguals’ ability to change the world interpretation when responding a signal/stimulus. Referring to the data of the researchers we may suggest that Cultural Frame Switching may influence both attributions and values and the very self.
Список литературы
-
Díaz-Guerrero, R., & Szalay, L. B. (1991), Understanding Mexicans and Americans: Cultural perspectives in conflict, Plenum Press, New York.
-
Heine, S.H., Lehman, D.R., Markus, H.R., & Kitayama, S. (1999), «Is there a universal need for positive self-regard?», Psychological Review, Vol. 106, pp. 766-794.
-
Hong, Y.-Y., Chiu, C.-Y., & Kung, T.M. (1997), «Bringing culture out in front: Effects of cultural meaning system activation on social cognition», In K. Leung, Y. Kashima, U. Kim, & S. Yamaguchi (Eds.), Progress in Asian social psychology, Vol. 1, pp. 135-146.
-
Hong, Y.-Y., Morris, M.W., Chiu, C.-Y., & Benet-Martínez, V. (2000), «Multicultural minds: A dynamic constructivist approach to culture and cognition», American Psychologist, Vol. 55, pp. 709-720.
-
Hong,Y., Benet-Martinez, V., Chiu, C., & Morris, M. (2003), «Boundaries of cultural influence: Construct activation as a mechanism for cultural differences in social perception», Journal of Cross-Cultural Psychology, Vol. 34, pp. 453-464.
-
Hull, P.V. (1996), «Bilingualism: Some personality and cultural issues», In Slobin D.I., Gerhardt J., Kyratzis A., & Guo J. (Eds.), Social interaction, social context, and language: Essays in honor of Susan Ervin-Tripp, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey, pp. 419-434.
-
Marín, G., & Marín, B. V. (1991), Research with Hispanic populations, Sage, Newbury Park, CA.
-
Ramírez-Esparza, N., Gosling, S.D., Benet-Martínez, V., Potter, J. & Pennebaker, J.W. (2006), «Do bilinguals have two personalities? A special case of cultural frame switching», Journal of Research in Personality, Vol. 40, pp. 99-120.
-
Robins, R.W., & John, O.P. (1997), «The quest for self-insight: Theory and research on accuracy and bias in self-perception», In Hogan R., Johnson J.A., & Briggs S. (Eds.), Handbook of personality psychology, Academic Press, San Diego, CA, pp. 649-679.
-
Shkodriani, G.M., & Gibbons, J.L. (1995), «Individualism and collectivism among university students in Mexico and the United States», Journal of Social Psychology, Vol. 135, pp. 765-772.