Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ЭТНОЦЕНТРИЗМ В КАЗАХСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
Рассматриваются особенности проявления этноцентризма в оценках ключевых событий истории авторами школьных учебников Казахстана. Этноцентризм - преломление взгляда на окружающий мир сквозь призму ценностей собственной этнической группы. Выделяют три формы его проявления: преобладающее внимание к событиям национальной истории; апологетические и героизирующие оценки прошлого нации и государства; искажения исторических фактов и явлений. В статье представлены результаты анализа современных школьных учебников, используемых в преподавании истории в школах Казахстана. На основе обобщения трактовок событий колониальной истории, Второй мировой войны и идеологического противостояния сверхдержав автором выделены преобладающие формы проявления этноцентризма в учебниках для казахстанских школ. Доказано, что в государствах, имеющих небольшой опыт независимого развития, преобладает героизация национальной истории как форма проявления этноцентризма. Авторы казахстанских учебников весьма отрицательно относятся к колониальной политике, однозначно перекладывая ответственность за состояние колоний на метрополии. В большинстве современных учебников Казахстана немалое внимание посвящается развенчанию советской точки зрения на процессы вхождения Казахстана в состав России. Учебники истории ХХ века немалое внимание уделяют вопросам национально-освободительной борьбы - прежде всего, против российского влияния. Вторая мировая война - тема, которая освещается в казахстанских учебниках в значительно меньшем объёме, нежели в российских, причём большее внимание уделено подвигам национальных героев. В настоящее время официальные власти Казахского государства позиционируют страну как «мост» между Европой и Азией. Это довольно заметно влияет на освещение общеевропейских и мировых отношений, в том числе и «холодной войны». Результаты исследования могут быть полезны при сравнительном исследовании содержания отечественных и зарубежных школьных учебников истории, а также при разработке учебников истории.
Ключевые слова
этноцентризм; история Казахстана; всеобщая история; школьный учебник; ethnocentrism; history of Kazakhstan; general history; school textbook
ETHNOCENTRISM IN K А ZAKHSTAN HISTORY TEXTBOOKS
The article investigates the peculiarities of the manifestation of ethnocentrism in the assessment of key events of history by Kazakhstan authors of textbooks. Ethnocentrism is the interpretation of views on the world through the prism of values of your own ethnic group. There are three forms of its manifestation: the overwhelming attention to the events of national history; apologetic and glorifying assessments of the past of the nation and the state; misrepresentation of historical facts and events. The article presents the results of the analysis of modern school textbooks used in teaching history at schools in Kazakhstan. It is proved that in states with little experience of independent development, the glorification of national history as a form of ethnocentrism dominates. Authors of Kazakhstan textbooks treat the colonial policy rather negatively, clearly shifting the responsibility for colonies to the mother country. Most of modern Kazakhstan textbooks are dedicated to the debunking the Soviet point of view on the process of accession of Kazakhstan to Russia. History textbooks of the twentieth century, pay considerable attention to the struggle for national liberation - primarily against Russian influence. The Second World War is a topic that is much less covered in Kazakhstan textbooks than in Russian textbooks, and more attention is paid to the exploits of national heroes. On the basis of generalization of interpretations of events of colonial history, the Second World War and ideological confrontation between the superpowers the author highlighted the predominant manifestations of ethnocentrism in textbooks for Kazakhstan schools. Currently, the authorities of Kazakhstan position the country as a «bridge» between Europe and Asia. It is quite noticeably effects the coverage of European and world relations, including the «cold war». The results of the study can be used in a comparative study of domestic and foreign content of history textbooks, as well as in the development of history textbooks.
Список литературы
-
Ковригин, В.В. Формы проявления этноцентризма в содержании школьного исторического образования [Текст] / В.В. Ковригин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
-
Садыков, Т.С. Всемирная история [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. шк. / Т.С. Садыков, Р.Р. Каирбекова, С.В. Тимченко. - Алматы: Мектеп, 2007. - 256 с.
-
Толеубаев, А.Т. и др. История Казахстана [Текст]: учебник для 10 класса общеобразоват. шк. / А.Т. Толеубаев и др. - Алматы: Мектеп, 2010. - 240 с.
-
Аяган, Б.Г. и др. Современная история Казахстана [Текст] / Б.Г. Аяган, Х.М. Абжанов, С.В. Селивёрстов, М.С. Бекенова. - Алматы: Раритет, 2010. - 432 с.
-
Козыбаев, М. и др. История Казахстана (1914-2009 гг.) [Текст: учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. / М. Козыбаев и др.- Алматы: Мектеп, 2009. - 240 с.
-
Койгелдиев, М.К. и др. История Казахстана (Важнейшие периоды и научные проблемы) [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. шк. / М.К. Койгелдиев и др. - Алматы: Мектеп, 2007. - 296 с.