Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
Компетентностный подход как теоретическая основа педагогической программы формирования психолого-педагогической компетенции У младших командиров курсантских подразделений в военном вузе
В статье раскрывается актуальность овладения младшими командирами курсантских подразделений военного вуза психолого-педагогической компетентностью в связи с новыми требованиями к подготовке специалистов, бакалавров, магистров. Рассматриваются некоторые аспекты специфики деятельности сержантов в составе учебных групп в современном военном вузе. Обращено внимание на теоретическую основу, используемую в целях формирования психолого-педагогической компетенции у сержантского состава учебных подразделений вуза. Авторами представлены структура и содержание психолого-педагогической компетенции младших командиров курсантских подразделений военного вуза. Раскрыто понятие «психолого-педагогическая компетентность». Приводится авторская трактовка понятия «психолого-педагогическая компетенция младших командиров». Уделено внимание роли воинских коллективов в развитии социально-нравственной зрелости личности, формированию педагогических способностей младших командиров. В статье представлен критериальный аппарат оценки уровня сформированности психолого-педагогической компетенции у сержантов. Описаны критерии сформированности психолого-педагогической компетенции у сержантов учебных групп вуза (мотивационный, знаниевый и деятельностный). Представлены этапы проектирования и реализации педагогической программы формирования психолого-педагогической компетенции у сержантов учебных групп вуза, теоретической основой которой выступает компетентностный подход. Раскрыты педагогические условия, позволяющие эффективно формировать психолого-педагогическую компетенцию у сержантов учебных групп военного вуза. Авторами статьи уделено внимание особой значимости формирования у младших командиров социально-психологических и коммуникативных качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию с личным составом учебных групп. Приводится обоснование необходимости знания офицерами-командирами курсантских подразделений сути компетентностного подхода в подготовке будущих военных специалистов. Отмечена роль индивидуально-воспитательной работы офицера с сержантами курсантских подразделений и педагогической поддержки личности. В статье отражена необходимость методического обеспечения в процессе реализации педагогической программы, обеспечивающей сформированную психолого-педагогическую компетенцию у сержантов учебных групп военного вуза.
Ключевые слова
психолого-педагогическая компетенция; компетентностный подход; педагогическая программа; курсантские подразделения; младший командный состав; самосознание; самовоспитание; педагогические условия; информативные тесты; информационная и методическая поддержка
COMPETENCE APPROACH AS A THEORETICAL BASIS OF PEDAGOGICAL PROGRAM OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF YOUNGER COMMANDERS OF CADET DEPARTMENTS AT THE MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The article covers the urgency of the development of psychological and pedagogical competence of younger commanders of cadet departments in the context of new demands to the training of specialists, bachelors, masters. The authors study some aspects of the activity of sergeants in the groups of modern military institute of higher education. The attention is paid to the theoretical basis, which is used to develop sergeants’ psychological and pedagogical competence. The authors show the structure and content of psychological and pedagogical competence of younger commanders of cadet departments at the military institution of higher education; reveal the concept «psychological and pedagogical competence»; demonstrate author’s understanding of the concept «psychological and pedagogic competence of younger commanders»; also pay attention to the role of military collectives in the development of social and moral personality’s maturity, in the formation of pedagogical skills of younger commanders. The criteria of the evaluation of the level of psychological and pedagogical competence of sergeants (motivation, knowledge, activity) are shown. The stages of the development and implementation of pedagogical program of the formation of psychological and pedagogical competence, whose basis is competence approach, are shown, too. The authors reveal pedagogical conditions, which allow us to form psychological and pedagogical competence effectively. They point out the importance of the formation of social, psychological and communicative qualities, which provide the interpersonal and role interaction with the stuff of study groups. It is necessary for commanding officers to know the essence of competence approach during the training of future military specialists. The role of individual and educational work of the officer with sergeants of cadet departments and the role of pedagogical support are mentioned. The necessity of methodological support of the process of the implementation of pedagogical program, which provides the formation of psychological and pedagogical competence of sergeants of study groups at the military institutes of higher education, is revealed.
Список литературы
-
Кошелева, А.О. Компетентностная модель - новый ориентир в подготовке военного специалиста [Текст] / А.О. Кошелева, С.С. Жигулин, С.Н. Кулагин // Вестник Тамбовского Университета. Серия «Гуманитарные науки». - Тамбов, 2007. - Вып. 8 (52). - 308 с. - С. 206-212.
-
Моновец, В.Г. Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов [Текст] / В.Г. Моновец // Военная мысль. - 2011. - № 12. - С. 34-45.
-
Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. - С. 43-49.
-
Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст] / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 7-11.