Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье представлены результаты сравнительного анализа различий в выраженности переменных общительности у российских и латиноамериканских студентов, выявлены психологическая структура и специфика факторной организации общительности у изучаемых групп студентов. В структуре общительности латиноамериканских студентов в большинстве случаев доминируют гармонические переменные. Общительность латиноамериканских студентов отличается повышенной социоцентричностью, осмысленностью, интернальностью, экстернальностью, стеничностью и средней осведомленностью, аэргичностью, субъектностью и предметностью. Корреляционный анализ между мотивационно-смысловыми переменными общительности латиноамериканских и российских студентов показал, что существуют как общие закономерности в соотношении указанных переменных, так и некоторые различия в их соотношениях. В обеих группах в инструментально-динамической подсистеме общительности динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, с одной стороны, демонстрируют аналогичные связи соответствующих переменных, с другой стороны, обнаруживается национально-этническая специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности. Факторный анализ позволил систематизировать результаты корреляционного анализа и выявить психологическую специфику общительности латиноамериканских и российских студентов. Обнаруженные различия свидетельствуют об этнопсихологической специфике организации общительности и ее реализации у российских и латиноамериканских студентов. На основе полученных данных разработаны рекомендации по самосовершенствованию общительности, адресованные российским и латиноамериканским студентам.
Ключевые слова
общительность; структура; этнопсихологические особенности; российские и латиноамериканские студенты; sociability; structure; cross-cultural features; Russian and Latin American students
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF SOCIABILITYOF RUSSIAN AND LATIN AMERICAN STUDENTS
The article presents the results of a comparative analysis of differences in the expression of sociability variables among Russian and Latin American students and describes the psychological structure and the specificity of the sociability organization among the studied groups of students. The correlation analysis between motivational-semantic sociability variables of Latin American and Russian students showed that there are common principles and some differences in the relationships of these variables. The dynamic, emotional, and regulatory components of the instrumental-dynamic sociability subsystem, on the one hand, show a similar relationship between the corresponding variables in Latin American and Russian students. On the other hand, cross-cultural specificity of the connections of regulatory-dynamic sociability variables is found. Factor analysis allowed us to systematize the results of correlation analysis and to identify psychological specificity of the sociability of Latin American and Russian students. Results of the study demonstrate cross-cultural specificity of sociability of Russian and Latin American students. The recommendations for the development of sociability have been developed on the basis of the obtained data.
Список литературы
-
Баумштейн, Т.А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности [Текст] / Т.А. Баумштейн // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М., 1995. - С. 53-61.
-
Качурина, О.О.Этнопсихологические особенности общительности латиноамериканских и российских студентов [Текст]: дис. … канд. псих. наук / О.О. Качурина. - М., 2014.
-
Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2006. - № 1. - С. 63-73.
-
Крупнов, А.И. Системная диагностика и коррекция общительности [Текст] / А.И. Крупнов. - М.: РУДН, 2007.
-
Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента [Текст]: учебное пособие / А.И. Крупнов. - М., 2008.
-
Крупнов, А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] / А.И. Крупнов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография; научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 9-30.
-
Кудинов, С.И. Психологическая характеристика общительности народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) [Текст] / С.И. Кудинов, С.Ю. Николаева // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - № 1. - С. 23-29.
-
Лыкова, Н.М. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды [Текст] / Н.М. Лыкова, Р. Караведо Интриаго // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 1. - С. 42-47.
-
Маслова, О.В. Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России [Текст] / О.В. Маслова // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 2. - С. 50-59.
-
Новикова, И.А. Соотношение личностной адаптивности и параметров межкультурной адаптации латиноамериканских студентов [Текст] / И.А. Новикова // Личность в межкультурном пространстве: материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 т.; под общ. ред. А.Г. Коваленко. - М: РУДН, 2012. - С. 28-33.
-
Новикова, И.А. Коммуникативная толерантность как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов [Текст] / И.А. Новикова // Адаптация и саморегуляция личности: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Научный редактор В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2012. С. 90-93.
-
Чеботарева, Е.Ю. Межкультурная адаптация к России студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока [Текст] / Е.Ю. Чеботарева // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - № 3. - С. 6-11.
-
Чеботарева, Е.Ю. Целостно-функциональный подход к исследованию межкультурной адаптации [Текст] / Е.Ю. Чеботарева // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография; научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 149-168.
-
Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов [Текст]: дис. … канд. псих. наук / Ян Бинь. - М., 2004.
-
Krupnov, A.I. System-Functional Model of Personality Traits [Text] / A.I. Krupnov, I.A. Novikova, Y.V. Kozhukhova // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. - 2013. - Vol. 2. - No 9. - P. 407-413.