Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ
Переживание смерти значимого взрослого, матери или отца, в детском возрасте приобретает особую роль, поскольку оказывает двойное влияние. Для ребенка это одновременно и переживание горя утраты близкого человека, и потеря значимого объекта для нормальной динамики процесса психологического развития, отражающиеся в целом на формировании его личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей. Гипотеза работы предполагает, что дети, пережившие утрату одного из родителей, отличаются в психологических характеристиках в сравнении с детьми из полных семей. Экспериментальную группу составили 8 детей (5 девочек и 3 мальчика) в возрасте 7-15 лет (средний возраст 12 лет), переживших утрату матери или отца в течение последних (от одного до трех) лет. В диагностике применялся «Симптоматический опросник SCL-90-R», адаптированный Н.В. Тарабриной. Выявлено, что дети, пережившие утрату одного из родителей, в отличие от детей группы сравнения обладают более высокими показателями соматизации (32%), интерперсональной чувствительности (45%), депрессии (35%), тревожности (44%), враждебности (61%), навязчивых страхов (48%), паранойяльных тенденций (61%) и психотизма (36%). Следовательно, переживание горя утраты одного из родителей вызвало у детей нарушения психогенной природы, которые определяют необходимость коррекционной работы. Продолжение изучения проблемы позволит расширить теоретические и практические знания о переживании детьми событий смерти и оптимизировать дальнейший процесс их развития.
Ключевые слова
горе; горевание; смерть близкого человека; переживание горя утраты; детский возраст; эмоции; страхи; психологическая помощь; grief; mourning; death of a loved person; experience of grief of the loss; childhood; emotions; fears; psychological help
THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN WHO EXPERIENCED THE LOSS OF A PARENT
Experiencing the death of a significant adult, mother or father as a child gets a special role, since it has a double impact. For a child it is both an experience of grief of a loss of a close person, and the loss of an important object for normal dynamics of the process of psychological development, reflected in general on the formation of his personality. The paper presents the results of an empirical study of psychological characteristics of children who experienced the loss of a parent. The hypothesis suggests that children who have experienced the loss of a parent, differ in psychological characteristics in comparison with children from two-parent family. The experimental group consisted of 8 children (5 girls and 3 boys) aged 7-15 who experienced the loss of a mother or father. «Symptomatic questionnaire SCL-90-R», adapted by N.V. Tarabrina, was used in the diagnosis. It was found that children who had experienced the loss of a parent, in contrast to the children of the comparison group, had higher rates of somatization (32%), interpersonal sensitivity (45%), depression (35%), anxiety (44%), hostility (61%), obsessive fears (48%), paranoid trends (61%) and psychoticism (36%). Therefore, the experience of grief of the loss of a parent caused children’s disorder of psychogenic nature, which determines the need for remedial work. The continuation of the study of the problem will allow us to expand the theoretical and practical knowledge about the child’s experience of death and to optimize the further process of their development.
Список литературы
-
Василюк, Ф.Е. Пережить горе [Текст] / Ф.Е. Василюк // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 557-566.
-
Волкан, В. Жизнь после утраты: психология горевания [Текст] / В. Волкан, Э. Зинтл. - М.: Когнито-Центр, 2007. - 160 с.
-
Линдеманн, Э. Клиника острого горя [Текст] / Э. Линдеманн // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 566-573.
-
Мухина, В. Отчуждения от себя: печаль и уныние, уничтожающие душу [Текст] / В. Мухина, А. Хвостов // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 13-29.
-
Нагера, У. Реакции детей на смерть значимых объектов [Текст] / У. Нагера // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 1. - С. 2-7.
-
Никольская, И.М. Психология веры как основа кризисной психологической помощи в совладании с переживанием утраты [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская // Вестник психотерапии. - 2014. - № 49 (54). - С. 39-58.
-
Нозикова, Н.В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек 15-22 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Н.В. Нозикова; Ярослав.гос. университета им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2005. - 26 с.
-
Нозикова, Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток [Текст] / Н.В. Нозикова // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 90-97.
-
Нозикова, Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15-17 лет [Текст] / Н.В. Нозикова // Психическое здоровье. - 2012. - № 9 (76). - С. 76-80.
-
Нозикова, Н.В. Особенности представлений об отце у девушек 15-17 лет [Текст] / Н.В. Нозикова // Российский психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 40-50
-
Нозикова, Н.В. Проблема изучения социально-психологической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи [Текст] / Н.В. Нозикова // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 1. - С. 48-58.
-
Нозикова, Н.В. Психосемантический подход в исследованиях семейной и материнской направленности девушек 15-17 лет [Текст] / Н.В. Нозикова // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 2. - С. 69-77.
-
Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
-
Фрейд, З. Печаль и меланхолия [Текст] / З. Фрейд // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Астрель, 2009. - С. 294-299.
-
Фурманов, И.А Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки [Текст] / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. - Минск, 1998. - 120 с.
-
Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Изд-во: Академия, 2003. - 184 с.