Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №30 (2) (2015)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
В статье излагаются результаты комплексного исследования, посвященного жизненным выборам у представителей учащейся молодежи. В качестве жизненных выборов молодых людей выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для выборов образа жизни, карьеры и значимого другого рассмотрены процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность, осознанность выбора и выраженные в самооценках респондентов. Процессуальные характеристики проанализированы в связи со зрелостью личности, обусловливающей их специфику для каждого из жизненных выборов. Личностная зрелость понимается нами как сложное образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации (ценностно-мотивационный компонент), выраженной волевой саморегуляцией (эмоционально-волевой компонент), развитым самосознанием (рефлексивный компонент), высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией (операциональный компонент). Виды личностной зрелости выделены на основе содержания каждого из компонентов и рассмотрены в континууме «личностная зрелость - личностная незрелость». На материале исследования (269 субъектов - 79 выпускников средних школ г. Азова и 190 студентов ВУЗов г. Ростова-на-Дону) эмпирически изучены и раскрыты особенности процессуальных характеристик каждого из жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности и видов их личностной зрелости и содержания самого выбора. Предложены эмпирические критерии для отнесения того или иного жизненного выбора к зрелому. Эмпирически установлено, что в ряду жизненных выборов личностно зрелой учащейся молодежи наиболее зрелым является выбор ею образа жизни, в то время как для личностно незрелой молодежи каждый из жизненных выборов - незрелым.
Ключевые слова
жизненные выборы; процессуальные характеристики; зрелый выбор; молодые люди; виды и выраженность личностной зрелости; life choices; procedural characteristics; mature choice; young people; types and expressiveness of a personal maturity
PROCEDURAL CHARACTERISTICS OF LIFE CHOICES OF YOUNG PEOPLE DEPENDING ON THE EXPRESSIVENESS OF A PERSONAL MATURITY
The article presents the results of a complex research devoted to life choices of students. Life choices of young people are presented by choices of a life style, a career and a significant another person. The procedural characteristics reflecting confidence, independence, consciousness of choice and expressed in self-assessments of the respondents are considered for choices of a life style, a career and a significant another person. Procedural characteristics are analysed in connection with the maturity of the personality conditioning the specificity for each of life choices. The personal maturity is understood by us as a complex structure presented by the hierarchy of values and motives of the individualization and socialization (a value- motivational component) by a pronounced strong-willed self-control (an emotional and strong-willed component), a developed consciousness (a reflexive component), a high efficiency of the behavior along with the pronounced social adaptation (an operational component). Types of personal maturity are singled out on the basis of the content of each of components and considered in a continuum «personal maturity - personal immaturity». On the basis of research material (269 subjects - 79 school-leavers of Azov City and 190 students of Higher Education Institutions of Rostov-on-Don) peculiarities of procedural characteristics of each of the life choice of young people depending on expressiveness and types of their personal maturity and the content of the choice are empirically studied and disclosed. Empirical criteria for labelling one or another life choice as a mature one are offered. It is empirically established that among life choices of personally mature students the most mature one is the choice of the way of life while for personally immature students each of life choices is immature one.
Список литературы
-
Гаврилица, О.А. Ролевой конфликт работающей женщины [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук / О.А. Гаврилица. - М., 1998. - 24 с.
-
Джанерьян, С.Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер [Текст] / С.Т. Джанерьян // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2005. - № 3.
-
Джанерьян, С.Т. Психологические аспекты изучения профессиональной карьеры [Текст] / С.Т. Джанерьян // Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. - С. 80-105.
-
Джанерьян, С.Т. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи [Текст] / С.Т. Джанерьян, Ю.В. Ращупкина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2015. - № 1.
-
Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта [Текст] / С.В. Долматова // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. 2003. - Т. 3. - С. 123-125.
-
Зайцева, Л.А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / Л.А. Зайцева. - Ростов н/Д., 2006.
-
Климов, Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии [Текст] / Е.А. Климов // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 89-91.
-
Краткий психологический словарь [Текст]; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
-
Магазева, Е.А. Стратегии и детерминанты личностного выбора: на примере выбора профессии [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / Е.А. Магазева. - Омск, 2010. - 198 с.
-
Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст]; под ред. Л.М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. - 184 с.
-
Николаева, В.И. Психологические характеристики личностного выбора (на материале подростково-юношеского периода) [Текст] / В.И. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.
-
Прыгин, Г.С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности [Текст] / Г.С. Прыгин // Нов. исслед. в психологии. - 1984. - № 2. - С. 48-52.
-
Прыгин, Г.С. Педагогическая и возрастная психология. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников [Текст] / Г.С. Прыгин, В.И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. - М., 1986.
-
Ромек, В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / В.Г. Ромек. - Ростов н/Д., 1997.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
-
Сафин, В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования [Текст] / В.Ф. Сафин. - Уфа: Гилем, 2004. - 258 с.
-
Щебетова, А.Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте [Текст] / А.Л. Щебетова // Молодой ученый. - 2011. - № 6. - Т. 2. - С. 111-113.